Литературная классика в рецепции современного театра
Автор: Гашева Наталия Николаевна
Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 1 (32), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье предпринят анализ рецепции литературной классики современным российским театром на примере спектакля «Господа Головлевы» Пермского Театра «У Моста» в постановке С. Федотова. Автор статьи отмечает, что обострившийся сегодня интерес гуманитаристики и искусства к проблемам гибели семьи обусловлен тем, что данная тема осознаётся как созвучная современному состоянию культуры. Учитывая интегративный характер культурологического подхода, автор включает в исследование категориальный аппарат смежных областей гуманитарного знания: философии, эстетики, семиотики. Наиболее репрезентативными методологическими основаниями в контексте статьи становятся концепции анализа логико-символической и смысловой структуры текста культуры (Р. Барт, Ю. М. Лотман), особую роль в осмыслении текста театра и его семантической глубины играет герменевтическая традиция (Г.-Г. Гадамер, М. Хайдеггер), взгляды М. С. Кагана, рассматривающего искусство как форму выражения существенных сдвигов в антропологической парадигме культуры. Это позволяет автору выйти на путь формирования собственного новаторского подхода в анализе художественного метода прочтения романа М. Е. Салтыкова-Щедрина в Театре «У Моста». Автор статьи доказывает, что репертуарная политика Пермского Театра «У Моста» и творческие стратегии режиссёра С. Федотова, тяготеющего к культурной традиции мениппеи, развиваются в контексте общероссийских социокультурных процессов и ведущих тенденций современной театральной культуры. Авторский театр С. Федотова стремится к обновлению традиционного психологического реализма не только за счёт усиления синтетических возможностей театральной выразительности (актёрская пластика, способы переживания, общения со зрителем, характер хронотопа, мизансценирование, сценография, музыкальное оформление), но и через включение художественной семантики и символики в полифонический контекст культурного семиозиса.
Литературная классика, театральная интерпретация, режиссёрская рецепция, тема гибели семьи, м. е. салтыков-щедрин, пермский театр "у моста", сергей федотов, культурологический и междисциплинарный анализ искусства театра, контекст культурного семиозиса, мениппея, обновление традиционного реализма, синтез искусств, авторский театр, спектакль как открытая художественная структура, м. bakhtin, м. kagan, м. е. saltykov-shchedrin
Короткий адрес: https://sciup.org/144160260
IDR: 144160260
Список литературы Литературная классика в рецепции современного театра
- Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей/вступ. ст. В. П. Крейд. -Москва: Республика, 1994. -591 с.: портр. -(Прошлое и настоящее).
- Барт Р. S/Z/пер., ред. отв. Г. К. Косикова, пер. В. П. Мурат. -Москва: РИК «Культура», 1994. -303 с.
- Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. -4-е издание. -Москва: Советская Россия, 1979. -318 с.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества//Философия творчества, культуры и искусства: в 2 томах/. -Москва: Искусство, 1994. -Том 1. -542 с.
- Гойя Ф. «Капричос». Альбом по искусству. -Москва: Центр Рой, 1992.
- Достоевский Ф. М. Бесы//Полное собрание сочинений: в 30 томах. -Ленинград: Наука, 1972-. -Том 10. -1980. -400 с.
- Каган М. С. Философия культуры: учебное пособие. -Санкт-Петербург: Наука, 1996. -375 с.
- Ницше Ф. Весёлая наука//Сочинения: в 2 томах. -Москва: Мысль, 1996. -Том 1. -860 с.
- Пастернак Б. Л. Неоконченная проза//Собрание сочинений: в 5 томах. -Москва: Художественная литература, 1992. -Том 4. -910 с.
- Розанов В. В. Возврат к Пушкину (к 75-летию его кончины)//Сумерки просвещения: . -Москва: Педагогика, 1990.