Манипулятивная функция политических реалий в публицистическом дискурсе

Автор: Санжеева Лариса Цырендоржиевна, Очиров Тимур Евгеньевич

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура @vestnik-bsu-language-literature-culture

Рубрика: Языкознание

Статья в выпуске: 2, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается политические реалии в публицистическом дискурсе в качестве средства манипуляции. В условиях современной политической конкуренции и усиления роли СМИ как средства пропаганды, проблема манипулирования в публицистике становится вполне актуальной. На данном этапе развития языкознания эта проблема, а именно, использование слов реалий в качестве средства манипуляции недостаточно изучена. Материалом для исследования послужили аналитические статьи, посвященные конфликтам в Сирии и в Украине. На основе метода семантического дифференциала дается оценка степени воздействия политических реалий на читателя. В результате исследования было установлено, что использование российских реалий в упомянутых статьях вызывает у читателей одобрительное отношение к автору статьи и описываемой ситуации, в то время как американские политические реалии вызывают негативную реакцию у читателей. Анализ показал, что расшифровка либо опущение реалий приводят к нейтральной реакции. Результаты исследования подтвердили наличие манипулятивного потенциала у политических слов реалий.

Еще

Реалия, дискурс, манипуляция, манипулятивная функция, метод семантического дифференциала, публицистика, вертикальный контекст

Короткий адрес: https://sciup.org/148316485

IDR: 148316485

Текст научной статьи Манипулятивная функция политических реалий в публицистическом дискурсе

За последнее десятилетие все больше и больше возрастает напряжение на международной политической арене. В настоящее время мы можем наблюдать активизацию новых игроков на мировой политической арене, которые начинают поистине тектонические сдвиги в устоявшейся однополярной политической системе, что пробуждает людей овладевать политической грамотностью. В тоже время, СМИ смещает акцент своей работы с информирования на пропаганду, с целью формирования у пробуждающихся от спячки людей «единственно верной и правильной» картину мира.

Реалии как проблема языкознания были достаточно широко изучены в трудах таких лингвистов как Г. Д. Томахин, представивший лингвистике одно из самых емких и полных определений этого феномена [1997, с. 13]. С. Влахов и С. Флорин, болгарские лингвисты, разработали наиболее подробную классификацию слов реалий. В западном языкознании, подход к реалиям, был более прагматичным, так, реалии являются скорее проблемой переводоведения [1997, с. 14]. Проблема же языковой манипуляции — одно из самых актуальных направлений современной лингвистики. Изучением этой проблемы занимаются А. В. Кравченко, Н. В. Бизюков и многие другие. Вместе с тем, обзор соответствующей литературы позволяет утверждать, что реалии как средства манипуляции практически не изучены. Основное внимание в данной работе уделено определению манипулятивного потенциала реалий в публицистическом дискурсе.

Г. Д. Томахин, определяет реалии как слова, присущие конкретным цивилизациям и этносам, материальные культурные артефакты, исторические события, институты государственности, национальные герои, фольклорные персонажи, существа из мифологии. [1982, с. 13]. Особо прослеживается в реалиях взаимосвязь между культурой и языком; новые реалии в материальной и духовной жизни общества обусловливают появление новых реалий в речи языке. При сравнении реалий с остальными составляющими язык компонентами, можно выделить характерную черту, а именно их особое, предметное содержание, иначе говоря, взаимосвязь обозначаемого реалией явления, предмета, понятия с культурой, с одной стороны, и временным периодом, с другой. Реалии, вне всякого сомнения, выполняют в дискурсе определенную функцию.

Согласно В. П. Белянину, дискурс это «коммуникативное действие особой сложности, несущее, помимо слова, экстралингвистические компоненты - познание мира, воззрения, ценности, интенции адресанта, которые необходимые для адекватного понимания слова» [Белянин, 2009, с. 193]. Соответственно, без вертикальной контекстуальной составляющей, восприятие дискурса представляется неполным либо неадекватным.

Нередко цель публицистического дискурса определяется не только лишь как информирование адресата, сколько как формирование у него определенного мышления, для решения определенной свыше директивы, как например: поддержать на выборах какую либо сторону, прекратить поддержку соперников, имплицитно сформировать критичное отношение к определенным событиям.

Проблема языковой манипуляции одна из актуальных проблем на современном этапе лингвистики. На данный момент языковая манипуляция недостаточно исследована; приемы манипуляции очень разнообразны и многочисленны, вследствие чего невозможно создать единую классификацию совокупности неречевых и речевых средств манипуляции в межличностном общении, так и в манипулировании потребителями в сетевом маркетинге, электоратом в политической агитации, а также в формирова-36

нии общественного мнения в медийном пространстве. Приведенные выше идеи получили подтверждение в ходе специального анализа, суть которого состоит в следующем. На начальном этапе была выдвинута рабочая гипотеза - реалии в публицистическом дискурсе обладают определенной манипулятивной функцией. При этом использование американских политических реалий в русскоязычных печатных СМИ формирует у читателя мнение о неправильности описываемых событий. В то же время, использование российских политических реалий должно сформировать положительный образ у целевой аудитории.

Двум группам респондентов были предложены вырезки из аналитических статей, посвященных конфликтам в Сирии и в Украине. В таблице 1 приводятся характеристики участников эксперимента.

Таблица 1

Сведения о респондентах

Пол

Возраст

Образование

мужской

женский

18

23

23

30

30

45

45

55

55

65

среднее

среднеспециальное

высшее

Отсутствует

67

37

12

46

32

9

5

2

55

47

0

Возрастная группа 18-23 показала наиболее противоречивые результаты, так именно в этой группе оценки разнились от полностью отрицательных до полностью положительных. Группа 23-30 является самой лабильной группой, связано это со сменой ценностей этой группы в сторону материальных. Группы 30-45, 45-55, 55-65 показали наиболее однозначные результаты, так, в этих группах большинство респондентов отрицательно отнеслись к статьям с использованием американских реалий и положительно к российским.

Первая, контрольная группа получила статьи, переведенные на русский язык, где реалии не были расшифрованы или были скрыты. Вторая группа получила статьи, где реалии были расшифрованы либо, в случае, если реалия является ономастической, пропущены. После чего, респондентам, было предложено выразить свое мнение об авторе, статье и ситуации описываемой в самой статье, согласно анкете. По результатам эксперимента на основе метода семантического дифференциала, где респондентам предлагается оценить статью, автора и описываемую ситуацию по критериям положительное-отрицательное отношение, было выявлено, что американские реалии вызывают негативную реакцию у русскоязычных читателей, российские реалии побуждают одобрение, а расшифровка реалий как американских, так и российских оказывала по большей части нейтральный эффект. Выше сказанное находит подтверждение в следующих примерах и обобщающей таблице.

г. По данным Пентагона , с ноября 2015 года по сентябрь 2016-го из-за авиационных ударов американских ВВС в Сирии и Ираке было убито всего 64 человека, а ранено восемь. (rg.ru, 2016) – Пентагон – генеральный штаб, выполняющий функции министерства обороны. У россиян вызывает строго отрицательные коннотации. Большинство респондентов, называло определенный негативный ассоциативный ряд, связанный с американской армией и Пентагоном в частности. Так, при использовании этой реалии в статьях, посвященных событиям в Сирии, российские СМИ зачастую используют эту реалию для приуменьшения вклада США в борьбу с международным терроризмом, либо же, для того, чтобы подчеркнуть нелегитимность операции и большое количество жертв среди мирного населения. Несмотря на то, что действия американской администрации действительно весьма ограничены, мы не можем твердо утверждать о полном отсутствии результата.

г. В своем стремлении примирить Запад с исламским миром, устранить угрозу распространения ядерного оружия, переформатировать отношения с Россией и странами Латинской Америки, помешать опасному для США возвышению Китая он (Обама) попытался реализовать программу, которая не укладывается полностью ни в одну из существовавших в США внешнеполитических традиций. Это была амбициозная доктрина, подразумевавшая трансформацию самого характера американского лидерства на основе использования « умной силы » с особым акцентом на инновационно-технологическое превосходство США, которые должны разделить ответственность за судьбы мира со своими партнерами. (rbk.com, 2016) - умная сила включает стратегическое применение дипломатии, убеждения, развитие компетенций, проецирование власти и влияния экономически эффективными способами, имеющими политическую и социальную легитимность, — по существу, применение военной силы и всех форм дипломатии. 70% респондентов затруднились ответить, что такое политика «умной силы», однако, использование этой реалии совместно с именем президента США, негативно сказалось на восприятии этой статьи читателями. Так, читатели, не зная этого ключевого понятия, отрицательно отнеслись к проводимой в период президентства Барака Обамы политике «умной силы».

г. В четверг Путин также объявил о сокращении российского военного присутствия в Сирии. Однако параметры сокращения на встрече названы не были. Это второе сокращение российского присутствия. О первом было объявлено 14 марта 2016 года, вскоре после первоначальных договоренностей между Россией и США о перемирии в Сирии. (rg.ru , 2016) Имя президента Российской Федерации, практически у всех респондентов вызывает одобрение. Несмотря на информационную сторону критичных статей, респонденты старались подобрать оправдание тем или иным действиям, описываемых в статьях, где встречается имя Владимира Путина в качестве инициатора того или иного действия.

г. 23 ноября в Республике Крым пройдет совещание силовиков, на котором будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении организаторов энергетической блокады полуострова. (rg.ru, 2015) - политические реалии связанные с Украиной, у большинства читателей вызывают отрицательные эмоции. Большое влияние оказывает здесь именно контекстуальное окружение реалий, а также дискурсивное противопоставление «мы (Россия) — они (Украина)».

г. В Ростовской области началось создание первой в России роты территориальной обороны. Подразделение будет состоять из казаков Всевеликого войска Донского . Планируется, что станичники будут задействованы в охране российско-украинской границы, а также населенных пунктов и социально значимых объектов. (rbk.com , 2015) - примерно половина респондентов, положительно относится к использованию казаков, как элемента национальной обороны. Казаки в украинском конфликте показали себя как военно-политическое средство влияния на пограничные с Украиной территории.

Таблица 2

Реакция респондентов на политические реалии в предложенных статьях

Экспери ментальная группа

Полно стью отрицате льно

Отрицате льно

Скорее отрицате льно

Нейтра льно

Скорее положите льно

Положи тельно

Полно стью положите льно

Американ ские

26

11

8

4

2

1

Россий ские

1

2

3

20

14

12

Контрольн ая группа

Полно стью отрицате льно

Отрица тельно

Скорее отрицате льно

Нейтраль но

Скорее положите льно

Положи тельно

Полно стью положите льно

Американ ские

3

12

20

13

4

Россий ские

2

6

18

16

10

Полученные результаты подтверждают тот факт, что с момента присоединения Крыма к Российской Федерации в медийном пространстве на-39

чалась самая настоящая информационная война. Усилились позиции СМИ как инструмента пропаганды. Как в англоязычном, так и в русскоязычном секторах сформировался устойчивый образ противостояния США - Россия. Кроме того, нельзя исключать и такие факторы как возраст и образование, владение английским языком. В целом, на основании представленных данных, гипотеза подтверждается. Реалии как средство манипуляции могут быть использованы не только для создания у целевой аудитории определенного мнения и отношения, но и в целом для формирования политической картины мира.

Список литературы Манипулятивная функция политических реалий в публицистическом дискурсе

  • Белянин В. П. Психолингвистика / Московский психосоциальный институт. - М.: Флинта, 2009. - 414 с.
  • Бизюков Н. В. Публицистический дискурс как система средств языковой манипуляции (на материале англоязычной прессы) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. -2010. - № 3.
  • Игнатов К. Ю. Интертекстуальные словосочетания как средство анализа авторского стиля // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2006. - № 4.
  • Ильясова С. В., Амири Л. П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. - М., 2009.
  • Кандыба В. М. Речевые психотехники. 2002.
  • Кравченко А. В. Что такое коммуникация? Очерк биокогнитивной философии языка // Прямая и непрямая коммуникация. - Саратов: Колледж, 2003.
  • Томахин Г. Д. Реалии в языке и культуре // ИЯШ. - 1997. - № 3. - С. 13-18.
Статья научная