Маска как средство авторепрезентации в новеллистике М. Е. Кольцова середины 1920-х - начала 1930-х гг.
Бесплатный доступ
Общеизвестно, что 1920-1930-е гг. в России - время расцвета «смеховой» литературы - от сатирической пьесы «Работяга Словотеков» и саркастических публицистических миниатюр М.Горького, прозы М.Зощенко, М.Волкова, В.Шишкова, поэзии Д.Бедного, комических повествований П.Романова до многочисленных сатирических журналов («Соловей», «Крокодил», «Бегемот», «Бузотер», «Бич», «Смехач» и др.). Причем, если анализировать непосредственно пути развития отечественной сатирической прозы первой трети прошлого столетия, то очевидно, что наиболее востребованными оказывались именно малые повествовательные формы. И особенно живучими были отнюдь не упрощенно-лубочные сатирические рассказы, обличавшие посредством гротескного изображения преимущественно классовые противоречия, «хищников мирового капитала» - пузатых буржуев и иных представителей «старого» мира, но повести и рассказы, не просто развивающие традиции русской классики XIX в., прежде всего, Н.В.Гоголя и А.П.Чехова, но обновляющие их с помощью использования многообразных авторских масок, различных типов «смехового слова», видов комического, синтеза в рамках одного текста художественного и документального. Вывод: Весьма примечательно в этом отношении творческое наследие М.Кольцова (М.Е.Фридлянда) - автора многочисленных сатирических рассказов и фельетонов, прошедшего длительный путь от корреспондента-фельетониста «Правды» до основателя и редактора сатирико-юмористического журнала «Чудак» (1928-1930). С помощью маски документалиста, представляющего происходящее как реально произошедшее на его глазах (средствами создания подобного эффекта становятся уточнение места действия, подчеркивание фамилий действующих лиц, не развитый сюжет, но перечисление известных повествователю случаев «угождения», наглядно иллюстрирующих авторский замысел), М.Кольцов вызывает у читателя нужные ассоциации, интерпретируя одновременно с этим некоторые факты, предоставляя читателю возможность самостоятельно оценить их.
Новеллистика м.кольцова, многообразие авторских масок как творческий прием писателя, документальная поэтика масок, эффект авторского присутствия как автопрезентация исследователя-аналитика
Короткий адрес: https://sciup.org/148102444
IDR: 148102444
Список литературы Маска как средство авторепрезентации в новеллистике М. Е. Кольцова середины 1920-х - начала 1930-х гг.
- Осьмухина О.Ю. Русская литература сквозь призму идентичности. Саранск, Изд-во Мордовского ун-та, 2009. 288 с. С. 109-114.
- Гулыга А.В. Принципы эстетики. М., Политиздат, 1987. 286 с. С. 189.
- Русская советская сатирико-юмористическая проза. Рассказы и фельетоны 20-30-х годов. Л., Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. С. 206.