Международные модели регулирования конкуренции
Автор: Дьяченко Е.М., Хуажева Б.Р.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 9-2 (60), 2021 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассматриваются существующие международные модели регулирования конкуренции, как в рамках международного сотрудничества путем вынесения международными организациями резолюций, рекомендаций и конвенций, так и особенности моделей антимонопольного законодательства различных зарубежных стран в отдельности. Также в статье приводится оценка основных аргументов «за» и «против» существования «мягкой» модели антимонопольного регулирования, делает авторский вывод о необходимости ее существования, с некоторыми доработками.
Конкуренция, антимонопольное регулирование, конкурентные правоотношения, международно-правовое регулирование, недобросовестная конкуренция
Короткий адрес: https://sciup.org/170189285
IDR: 170189285 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-9-2-114-117
Текст научной статьи Международные модели регулирования конкуренции
Для целей совершенствования действующих систем правового регулирования национального антимонопольного законодательства, огромное значение имеет освоение положительного зарубежного опыта в этой же сфере, и, как следствие, перенятие наиболее удачных моделей международноправового планирования и урегулирования различных сфер конкурентных правоотношений. Кроме того, важно учитывать и значимость происходящей в сфере экономики и рыночных отношений глобализации, в ходе которой происходит транснационализация таких значимых для антимонопольного регулирования в целом, и РФ в частности, сфер как товарный рынок, рынок труда, валютные и финансовые сферы.
Адаптация мирового опыта в национальную правовую систему, как и разработка эффективной концепции общего международно-правового регулирования современных экономических отношений и антимонопольного их регулирования, по справедливому замечанию многих авторов, является ключевой, первостепенной задачей мирового сообщества и Российской Федерации как части этого сообщества [5, с. 18].
Начало развитию так называемого на первоначальных этапах своего зарождения – «антитрестового» регулирования было положено в ряде капиталистических стран еще в конце XIX века. Первыми, кто принял антитрестовые законодательные акты были США и Канада, антимонопольное законодательство в которых и по сей день находится на достаточно высоком уровне. Научным сообществом предполагается, что именно в данных странах исторически заложены те экономические предпосылки, которые и поспособствовали выходу данных странах в первый эшелон антимонопольного правового регулирования, который дал старт для развития конкурентного права и законодательства в других странах [4, с. 7].
В настоящее время, несмотря на по-прежнему ведущую роль Америки в вопросах антимонопольного регулирования, в мире сложилось несколько альтернативных моделей правового регулирования конкурентной политики, которые было бы интересно рассмотреть и с точки зрения их конструктивных внутренних проблем и противоречий, и с позиции наиболее удачных положений, подходящих для рецепции в российскую правовую действительность.
Так, например, помимо типичной американской модели принято выделять также западно-европейскую модель, которая направлена, по большому счету, на борьбу с теми монополиями, которые ограничивают конкуренцию в отдельных секторах рынка. Следовательно, в таких странах происходит ограничение, контролирование монополий, но не их прямой запрет. Ярким примером соблюдения всех основных принципов и постулатов классической западно-европейской модели антимонопольного регулирования является Франция, в которой действует специальный орган - Конкурентный совет, а вмешательство государства в сферу экономики минимизировано по максимуму. В общем и целом, достаточно либеральный подход к монополиям можно проследить и путем анализа ключевых документов Европейского Союза, например, Римского договора 1957 года.
Несколько выбивается из типично западно-европейской модели принятое антимонопольное регулирование в Германии, поскольку оно имеет смешанное содержание - по общему правилу, оно предусматривает полный запрет на монополии, но из этого запрета имеется множество исключений.
Например, достаточно интересным исключением видится предоставление Министру экономики Германии правомочия по санкционированию сделок, которые при прочих равных условиях признавались бы незаконными по признаку ограничения конкуренции, но в данной ситуации министр принимает решение, что незаконность таких ограничений перевешивается общими экономическими преимуществами и является оправданным [2]. Считаем такую позицию законодателя скорее неудачной, а потому, не очень перспективной для перенятия в практику РФ, так как концентрация в руках одного человека подобных полномочий вполне может привести к злоупотреблениям и случаям коррупции.
Из более позитивного опыта, полагаем, имеет смысл заимствовать основные системы показателей-критериев, которые на уровне государственной стратегии используются ФРГ в качестве регулирования антимонопольных рисков и вопросов слияния: показатель Лернера, показатель концентрации рыночной власти (CR) и индекс Херфиндаля-Хиршмана. Они отлично зарекомендовали себя в европейской практике, и могут принести положительные плоды при использовании в российских реалиях.
Если рассматривать модели законодательного регулирования конкуренции, на уровне международно-правового регулирования, то нельзя не отметить следующие. Так, достаточно большой интерес научного сообщества в настоящее время прикован к механизму «мягкого» регулирования, разрабатываемому ММПО (различными международными организациями), которое осуществляется не на основе обязательной юридической императивности, а в форме нормативнорекомендательного регулирования.
В качестве примера, в котором данная модель представлена наиболее ярко можно выделить резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 35/63 «Ограничительная деловая практика», принятую в 1980 году. В рамках данной резолюции был разработан и утвержден «Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой» [1], в котором заложены антимонопольные основы международной торговли. Многие авторы видят будущее именно за такой моделью законодательного регулирования конкуренции, поскольку она носит рамочный характер, который позволяет, в то же время, оставлять значительную свободу усмотрения для ее осуществления государствам-членам той или иной международной организации [6, с. 98].
Некоторые же авторы напротив, высказываются за невозможность регулировать антимонопольные правила таким способом. Недопустимо использовать рекомендательные нормы для правил, касающихся экономических основ государств-участников - считают многие авторы [4, с. 3].
Не поддерживая такую однозначную категоричность, все же выскажем свою точку зрения на этот счет. Модель «мягкого» антимонопольного регулирования действительно имеет ряд проблем, не позволяющих говорить о ее высокой эффективности на данном этапе. В частности, беря за основу вышеназванный «Комплекс» от 1980 года отметим, что он не обладал си- лой нормативного правового акта, носил, из-за своей рекомендательной структуры, общий характер. В виду этого, многие государства-участники ООН столкнулись в будущем, как показывает практика, с рядом проблем, по достижению компромиссов, поскольку некоторые страны уже имели к тому времени свое национальное антимонопольное законодательство, а ряд стран - нет. Каждая из стран-участников имела свои взгляды и свои подходы, и потому, учитывая лишь рекомендательный, а по сути - формальный характер «Комплекса», его правила и принципы не соблюдались некоторыми государствами вообще, или соблюдались лишь частично.
Однако данный пример вовсе не означает несостоятельность «мягкой» модели антимонопольного регулирования, он лишь подсвечивает имеющиеся в ней недостатки, которые требуют дальнейших доработок. И частично, такие недостатки уже устраняются, за счет усиления между- народного контроля за исполнением ее положений: каждые 5 лет проводится конференция для стран-участников ООН, где они предоставляют отчеты и обзоры результатов в этой сфере; осуждаются вопросы содействия «отстающим» странам, проводится мониторинг выявленных проблем. Ко всему сказанному имело бы смысл добавить и выработку рекомендаций и практических предложений, которые, в настоящее время, не делаются в рамках проводимых конференций, в попытках соблюсти национальные интересы и автономию каждой страны-участницы.
Также, в качестве положительного влияния на международно-правовую модель антимонопольного регулирования, по рекомендациям многих исследователей, имеет смысл восполнить существующий в настоящее время пробел, а именно, отсутствие систематизированного свода правил борьбы с недобросовестной деловой прак- тикой, разработанного и принятого ВТО – основной международной организацией, занимающейся вопросами международной торговли, в которой случаи недобросовестной конкуренции и ограничения деловых практик наиболее часты. Например, Э. Фокс обоснованно пишет о том, что «нормы ВТО могут с пользой для всех способствовать расширению содержания обязательства государств-членов по запрещению трансграничных картелей или, по меньшей мере, помочь в открытии производства и исполнении решений против собственных национальных компаний, когда об этом просят другие государства-члены, пострадавшие от картелей» [3, с. 382].
Мы же полагаем, что привести все международные модели регулирования конкуренции в единое систематизированное и комплексное видение возможно с помощью принятия в рамках «мягкого» регулирования юридического документа- международного договора по сотрудничеству в области конкуренции между странами-участницами ВТО. Это даст возможность более четкого понимания странам как формировать национальные законодательные системы, определит порядок об- ращения в суды или иные компетентные, в том числе, международные органы, в случае нарушения антимонопольного законодательства и наступления международных последствий.
Что же касается развития еще одной международной модели регулирования конкурентной политики и правоотношений - модель экономической интеграции (или, как ее еще иногда называют - наднациональная модель), отметим, что она более характерна для Европейского Союза, членам которого РФ не является, а потому, распространение ее правил и принципов на правовую систему России незначительно.
Библиографический cписок
-
1. Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой: приложение к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 35/63 «Ограничительная деловая практика» [от 22.04.1980 г.] // Консультант плюс. СПС.
-
2. О борьбе с недобросовестной конкуренцией: Закон ФРГ // Перевод с немецкого: кооперационный проект Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства
Германии «Германо-Российский аграрно-политический диалог». – М., 2017. URL:
-
3. Fox E. Competition Law // Lowenfeld F. A. International Economic Law. Oxford; – N. Y., 2002. – P. 382-388.
-
4. Бондаренко А.Ю. Антимонопольное регулирование экономики в России, США и странах Европы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2013. – №5. – С. 1-9.
-
5. Капустин А.Я. Международные модели регулирования конкуренции: к постановке проблемы // Журнал российского права. – 2017. – №1 (241). – С. 15-24.
-
6. Ячеистова Н.И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. – Нью-Йорк; Женева, 2001. – 468 с.
(дата обращения: 23.06.2021).
INTERNATIONAL MODELS OF REGULATING COMPETITION
Kuban State University
(Russia, Krasnodar)
Список литературы Международные модели регулирования конкуренции
- Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой: приложение к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 35/63 "Ограничительная деловая практика" [от 22.04.1980 г.] // Консультант плюс. СПС.
- О борьбе с недобросовестной конкуренцией: Закон ФРГ // Перевод с немецкого: кооперационный проект Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии "Германо-Российский аграрно-политический диалог". - М., 2017. URL: https://agrardialog.ru (дата обращения: 23.06.2021).
- Fox E. Competition Law // Lowenfeld F. A. International Economic Law. Oxford; - N. Y., 2002. - P. 382-388.
- Бондаренко А.Ю. Антимонопольное регулирование экономики в России, США и странах Европы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2013. - №5. - С. 1-9.
- Капустин А.Я. Международные модели регулирования конкуренции: к постановке проблемы // Журнал российского права. - 2017. - №1 (241). - С. 15-24.
- Ячеистова Н.И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. - Нью-Йорк; Женева, 2001. - 468 с.