Межличностное оценивание психолога ОВД в профессиональном окружении в зависимости от профессиональной позиции
Автор: Набока Алла Александровна
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Психодиагностика и познание личности
Статья в выпуске: 3 (70), 2017 года.
Бесплатный доступ
Для решения задачи, направленной на исследование особенностей процессов межличностного оценивания, протекающих в ближайшем социальном окружении, было сформировано две группы психологов территориальных ОВД по 32 человека со стажем работы от 5 до 15 лет. Применялась методика Т. Лири. Выявлено, что психологи ОВД с высокой профессиональной позицией (в процессе межличностного оценивания психолога ОВД) проецируют такие качества, как самостоятельность, дружелюбность и альтруистичность. Психолог ОВД глазами представителей правоохранительных органов наделяется качествами, характерными для профессиональной группы правоохранительной системы, - доминантностью, уверенностью и настойчивостью. Представителями своей профессиональной группы проецируются профессионально важные качества практической психологической деятельности: доброжелательность, гибкость, мягкость и отзывчивость. Установлено, что обобщенный образ психолога ОВД в процессе межличностного оценивания в исследуемых группах психологов имеет статистически значимые различия в оценке психолога ОВД представителями своей и иной профессиональной среды.
Межличностное оценивание, профессиональная позиция, отношение
Короткий адрес: https://sciup.org/14989689
IDR: 14989689 | УДК: 159.9
Текст научной статьи Межличностное оценивание психолога ОВД в профессиональном окружении в зависимости от профессиональной позиции
Межличностное оценивание психолога ОВД как представителя профессии «человек-человек», в основе которой лежат гуманистические ценности, происходит в профессиональной среде правоохранительной системы, где доминируют власть и принуждение. Профессия психолога как ценностно-нормативная система с доминированием ценности внутреннего мира другого человека находится в противоречии с ценностно-нормативной системой профессиональной среды правоохранительных органов. По мнению А. М. Бричкина и С. И. Савиной [1, c. 99], правоохранительная система, являясь силовой структурой, формирует у сотрудников (в том числе и у психолога) позицию силы, связанную с проявлением таких качеств, как авторитарность или агрессивность. Профессия психолога, напротив, ориентируется на гуманистический подход, предполагает сохранение равно- правной позиции, проявление сензитивности и эмпатий-ности. Характеризуя особенности профессиональной среды, в которой происходит профессиональная деятельность психолога ОВД, А. М. Бричкин и С. И. Савина подчеркивают, что «психолог ОВД включен в жесткую иерархическую систему, его отношения с коллегами обусловлены субординацией, находясь в системных отношениях, психологу крайне сложно удерживать нейтральную позицию и практически невозможно быть в роли эксперта системы, к которой он сам принадлежит» [1, c. 99]. Аналогичной позиции придерживается Е. Н. Гущина [2]. Она считает, что специфичными условиями деятельности практического психолога ОВД являются уставные взаимоотношения, а также амбивалентность профессиональной позиции психолога как специалиста и как офицера ОВД. В связи с этим интересно изучение феноменов межличностного оценивания психолога ОВД, протекающих в ближайшем профессиональном окружении (в зависимости от его профессиональной позиции).
В научной литературе профессиональная позиция исследуется с двух ракурсов. С одной стороны, как внешняя позиция, например, как статус, положение и роль личности в системе общественных отношений. С другой — как внутренняя позиция, т. е. как интегральное внутриличностное образование. В социологических исследованиях понятием «позиция» определяется место личности в структуре общественных отношений через множество социальных ролей, которыми обусловлена предрасположенность индивида к конкретному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих обстоятельствах, обусловленных предыдущим социальным опытом. Такое понимание данного понятия мы находим в научных работах Ч. Кули [3], Р. К. Мертона [4], Т. Парсонса [5], Дж. Мида [6] и др.
Психологические концепции рассматривают данную дефиницию с точки зрения теории отношений, теории личности и профессионального самосознания специалиста. В психологии профессиональная позиция специалиста в большинстве случаев трактуется через категорию «отношение». По мнению В. Н. Мясищева, это стержневая характеристика содержания личности, определяющая степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности [7]. Б. Ф. Ломов вводит понятие «субъективное отношение», подразумевая не только объективную связь личности с ее окружением, но и ее субъективную позицию в этом окружении. Субъективная позиция в большей степени отражает эмоционально-чувственное отношение личности к различным сферам жизнедеятельности, в частности, к сфере профессиональной деятельности и общения, что и определяет характер поведения и деятельности человека [8].
Интерес представляют теоретические воззрения, рассматривающие профессиональную позицию сквозь призму профессионального самосознания специалиста. По мнению И. И. Чесноковой, профессиональная позиция, которая отражается в эмоционально-ценностном отношении к профессии и себе как к профессионалу, является структурным компонентом профессионального самосознания [9]. С точки зрения В. В. Столина, самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме может детерминировать не только отношение с окружающими, но и стиль, характер общения с ними, самосознание в форме самопознания и самоотношения, может влиять на развитие тех или иных черт и на развитие личности профессионала в целом [10]. В структуре самосознания, представленной Ю. Б. Гиппенрейтер, с «образом себя» соседствует «отношение к себе», которое в сфере профессиональной деятельности и в профессиональном самосознании отражает профессиональную позицию личности [11].
Профессиональная позиция выступает как одна из форм проявления субъектности психолога как профессионала, преломляется через субъектные характеристики. Наряду с категорией «профессиональная позиция» ученые выделяют и понятие «профессиональная субъектная позиция» личности. Субъектность как качество личности, возникающее на определенном уровне ее развития, проявляется в познавательном и деятельностном отношении к миру, а также в отношении к другим людям и обществу. Именно это и отражает позицию человека, его субъектность, которая отражается, согласно С. Л. Рубинштейну, в выходе личности с уровня «Я — общество» на уровень «Я — Ты», в открытии «Другого» как личности и способности субъекта строить отношения с «Другим» [12]. Образ субъектно-субъектных отношений особенно актуален в профессии психолога, где предметом профессиональной деятельности выступает личность, что требует реализации ценностей альтруизма и творчества.
Таким образом, анализ различных теоретических подходов к пониманию понятия «профессиональная позиция психолога ОВД» позволяет заключить следующее: профессиональная позиция с точки зрения личности как субъекта общественных отношений определяется как совокупность социальных ролей, ролевых предписаний, объективных требований к личности профессионала, с которыми связаны ее права и обязанности, определяющие ее поведение и профессиональную деятельность. Профессиональная позиция с точки зрения личности как субъекта профессиональной деятельности представляет собой интегральную характеристику личности, которая находит свое отражение в системе профессионально значимых мотивов, ценностных ориентаций и установок, отвечающих за отношение специалиста к профессиональным целям и средствам их достижения, за регуляцию поведения и профессиональной деятельности. Профессиональная позиция с точки зрения профессионального самосознания личности представляет собой эмоционально-ценностное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности (са-моотношение) и другим как к субъектам профессионального общения.
С точки зрения В. Н. Мясищева, отношение личности к другим — взаимоотношения, поскольку через совместную деятельность люди определенным образом относятся друг к другу. Межличностное оценивание связано с формированием образа человека в совместной профессио- нальной деятельности и общении, который помогает прогнозировать поведение и последовательность действий. В процессе профессионального межличностного оценивания, протекающего в ближайшем социальном окружении, формируется обобщенный образ психолога, а также профессиональные «Я-образы», выступающие характеристиками профессиональных отношений и единицами профессионального самосознания психолога ОВД.
Для решения задачи, направленной на исследование особенностей процессов межличностного оценивания, протекающих в ближайшем социальном окружении, в зависимости от профессиональной позиции психологов ОВД методом случайного выбора было сформировано две группы психологов ОВД по критерию уровня сформированности профессиональной позиции.
Экспериментальную группу составили психологи ОВД с высоким уровнем профессиональной позиции со стажем работы в органах ОВД от 5 до 15 лет (32 чел.). Для них характерны:
-
— доминирование профессионально значимых мотивов и ценностей;
-
— активное и деятельное отношение к профессиональной деятельности;
-
— высокий уровень владения знаниями, приемами, методами и технологиями различных видов практической психологической деятельности, обеспечивающий ее эффективность как в стандартных, так и в экстремальных ситуациях;
-
— позитивное профессиональное самоотношение;
-
— высокая саморегуляция и рефлексия профессиональной деятельности;
-
— проявление творческой активности, ответственности и инициативности.
Контрольную группу составили психологи ОВД с низким (репродуктивным) уровнем профессиональной позиции со стажем работы в органах ОВД от 3 до 15 лет (32 чел.). Для психологов этой группы характерны:
-
— зависимое, пассивное отношение к профессиональной деятельности;
-
— противоречивость мотивационно-ценностной сферы или доминирование престижных мотивов и ценностей;
-
— достаточный уровень владения знаниями, приемами, методами и технологиями отдельных видов практической психологической деятельности в стандартных ситуациях;
-
— противоречивое профессиональное самоотно-шение и недостаточная саморегуляция и рефлексия профессиональной деятельности.
Исследование особенностей межличностного оценивания психолога ОВД в системе профессиональных отношений проводилось с помощью методики Т. Лири.
Проанализируем результаты исследования межличностного оценивания обобщенного образа психолога ОВД в системе профессиональных отношений у представителей профессиональной психологической деятельности: психолог ОВД глазами самого психолога и коллеги-психолога (рис. 1).
У психологов обеих групп получен профиль психолога ОВД, соответствующий научным представлениям о социальном образе психолога, поскольку ведущими качествами психолога ОВД в межличностном взаимодействии являются дружелюбие (психолог ОВД М = 6,3 ± 0,32, М = 6,7 ± 0,27), психолог ОВД — коллега-психолог (М = 6,5 ± 0,27, М = 6,7 ± 0,25 у психологов с высокой и низкой профпозицией соответственно), альтруизм (психолог ОВД М = 5,5 ± 0,23, М = 4,3 ± 0,24); психолог ОВД — коллега-психолог (М = 5,8 ± 0,24, М = 4,3 ± 0,19 у психологов с высокой и низкой профпозицией соответственно).

0 Психолог ОВД в группе с высокой профпозицией
□ Коллега-психолог в группе с высокой профпозицией
□ Психолог ОВД в группе с низкой профпозицией
В Коллега-психолог в группе с низкой профпозицией
Рис. 1 . Межличностное оценивание психолога ОВД психологами и коллегами-психологами
Примечание . Здесь и в последующем рисунке показатели: 1 — авторитарность, 2 — эгоистичность, 3 — агрессивность, 4 — подозрительность, 5 — подчиняемость, 6 — зависимость, 7 — дружелюбность, 8 — альтруистичность.
Полученные результаты показывают, что психолог ОВД оценивает себя и коллегами-психологами в межличностном взаимодействии оценивается как склонный к сотрудничеству, гибкий, компромиссный и дружелюбный, ответственный и эмоционально отзывчивый по отношению к людям.
Сравнительный анализ с помощью t-критерия Стьюдента показал, что у психологов с высокой профессиональной позицией психолог глазами коллеги-психолога (в отличие от самого психолога) статистически значимо отличается низким уровнем зависимости (t = 3,8, p < 0,01), т. е. коллеги оценивают его как менее конформного, ожидающего помощи и советов, в отличие от самого психолога ОВД. У психологов с низкой профессиональной позицией психолог глазами коллеги-психолога (в отличие от самого психолога) статистически значимо отличается высокой подчиняемостью (t = 2,8, p < 0,01), т. е. коллеги-психологи, по мнению психологов с низкой профессиональной позицией, оценивают его как более уступчивого и способного подчиняться при выполнении своих обязанностей. Психологи с высокой профессиональной позицией, в отличие от психологов с низкой профессиональной позицией, оценивают психолога ОВД как менее подчиняемого (t = 2,5, p < 0,05) и более альтруистичного (t = 3,6, p < 0,01), как более способного отстаивать свое мнение при выполнении служебных обязанностей, проявлять эмпатию, поддержку и сочувствие.
Межличностное оценивание психологами ОВД с разным уровнем профессиональной позиции обобщенного образа психолога ОВД с сотрудниками и руководителями ОВД имеет несколько иную картину (рис. 2).
У психологов с высокой профессиональной позицией психолог ОВД глазами сотрудников ОВД наделяется профессионально значимыми межличностными качествами альтруизма (М = 6,2 ± 0,26) и дружелюбия (М = 5,8 ± 0,26), а также доминантными качествами личности, связанными с упорством и настойчивостью (авторитарность М = 4,2 ± 0,23). Межличностное оценивание психолога глазами руководителя у психологов с высокой профессиональной позицией характеризуется профилем психолога ОВД, соответствующим научным представлениям о социальном образе психолога, для которого характерны дружелюбие (М = 7,0 ± 0,22) и альтруизм (М = 5,4 ± 0,17).
У психологов с низкой профессиональной позицией профиль психолога ОВД глазами сотрудников и руководителей ОВД также соответствует профессионально значимому профилю психолога с доминированием качеств дружелюбия (психолог ОВД глазами сотрудника ОВД М = 4,7 ± 0,2; психолог ОВД глазами руководителя М = 6,1 ± 0,27) и альтруизма (психолог ОВД глазами сотрудника ОВД М = 5,0 ± 0,25; психолог ОВД глазами руководителя М = 4,2 ± 0,2).
Более полную картину об особенностях межличностного оценивания психолога ОВД в исследуемых группах психологов дает статистический анализ показателей с помощью t-критерия Стьюдента, согласно которому психологи с высокой профессиональной позицией, в отличие от психологов с низкой профессиональной позицией, оценивают психолога ОВД с точки зрения сотрудников ОВД как более дружелюбного (t = 3,2, p < 0,01), альтруистичного (t = 3,4, p < 0,01), доминантного (t = 3, p < 0,01) и ориентированного на себя (t = 2,2, p < 0,05). У психологов с высокой профессиональной позицией оценка психолога ОВД глазами руководителя также имеет статистически значимые различия: психолог ОВД глазами руководителя менее подчиняем (t = 2,6, p < 0,05) и зависим (t = 4,3, p < 0,01), более дружелюбен (t = 2,8, p < 0,01) и альтруистичен (t = 4,7, p < 0,01).
Обобщенный образ психолога ОВД в процессе межличностного оценивания в исследуемых группах психологов имеет статистически значимые различия в оценке психолога ОВД представителями своей и иной профессиональной среды. Межличностное оценивание психолога ОВД самим психологом и коллегой-психологом статистически значимо отличается низкой доминантностью от оценивания психолога ОВД сотрудником ОВД (в группе психологов с высокой

0 Сотрудник ОВД в группе с высокой профпозицией
^ Руководитель ОВД в группе с высокой профпозицией и Сотрудник ОВД в группе с низкой профпозицией
0 Руководитель ОВД в группе с низкой профпозицией
Рис. 2. Межличностное оценивание психолога ОВД сотрудниками и руководителями ОВД профессиональной позицией t = 6,9 и t = 6,1, p < 0,01 соответственно; в группе психологов с низкой профессиональной позицией t = 5,2 и t = 4,1, p < 0,01 соответственно) и руководителем ОВД (в группе психологов с высокой профессиональной позицией t = 3,1 и t = 3,8, p < 0,01 соответственно; в группе психологов с низкой профессиональной позицией t = 4,4 и t = 3,1, p < 0,01 соответственно).
Таким образом, психологи ОВД с высокой профессиональной позицией, в отличие от психологов с низкой профессиональной позицией, характеризуются когнитивной оценкой психолога ОВД как менее подчиняемые и более альтруистичные; глазами коллеги-психолога — как менее подчиняемые; глазами сотрудников ОВД — как более дружелюбные, альтруистичные, доминантные и ориентированные на себя; глазами руководителя ОВД — как менее подчиняемые и зависимые, более дружелюбные и альтруистичные. В Я-отраженном образе психолога ОВД глазами представителей правоохранительных органов проецируются качества, характерные для профессиональной группы, в которой психолог осуществляет свою профессиональную деятельность, — доминантность, уверенность и настойчивость. В Я-отраженном образе представителей своей профессиональной среды отражаются качества, которые являются профессионально важными в практической психологической деятельности: доброжелательность, гибкость, мягкость и отзывчивость.
Список литературы Межличностное оценивание психолога ОВД в профессиональном окружении в зависимости от профессиональной позиции
- Бричкин А. М., Савина С. И. Профессиональное сопровождение психологов -будущее или настоящее//Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. № 2(22). С. 99-101.
- Гущина Е. Н. Основные направления деятельности психологической службы//Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2(20). С. 113-116.
- Кули Ч. Социальная самость//Американская социологическая мысль: тексты. М., 1994. С. 172-179.
- Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура//Социологические исследования. 1992. № 2. С. 118-124.
- Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем//Американская социологическая мысль: тексты. М., 1994. С. 448-463.
- Мид Дж. Интернализованные другие и самость//Американская социологическая мысль: тексты. М., 1994. С. 121-122.
- Мясищев В. Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 2011. 400 с.
- Ломов Б. Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды. М.-Воронеж, 2011. С. 424.
- Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144 с.
- Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М., 2005. 332 с.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб., 2012. 288 с.