Миф и ритуал в либретто оперных циклов Р. Вагнера и Н. Римского-Корсакова
Автор: Фефелова Анна Георгиевна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература и другие искусства
Статья в выпуске: 1 (17), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются проявления мифоритуального начала в текстах либретто двух важнейших оперных циклов XIX в.: тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» и «славянской тетралогии» Николая Римского-Корсакова. В отличие от традиционного взгляда, подразумевающего мифологичность вагнеровского цикла и обрядовость корсаковских опер, автором статьи применяется комплексный подход, позволяющий выявить закономерности, влияющие на архитектоническую логику и расширяющие смысловое поле сочинений: в том числе связи с национальным мифоритуальным универсумом и комплекс знаковых мифологем.
Миф, ритуал, либретто, опера, р.вагнер, н.римский-корсаков, тетралогия
Короткий адрес: https://sciup.org/14729076
IDR: 14729076
Список литературы Миф и ритуал в либретто оперных циклов Р. Вагнера и Н. Римского-Корсакова
- Асафьев Б.В. Музыка Римского-Корсакова в аспекте народно-поэтической славянской культуры и мифологии//Сов. музыка. 1946. №7. С. 67-79.
- Асафьев Б.В. Симфонические этюды. Л.: Музыка, 1970. 262 с.
- Гозенпуд А.А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества. М.: Музгиз, 1957. 185 с.
- Гуревич А.Я. Эдда и сага. М.: Наука, 1979. 192 с.
- Друскин М.С. Рихард Вагнер. М.: Муз. изд-во, 1958. 158 с.
- Кандинский А.И. История русской музыки. Т.2: Вторая половина XIX века. Кн.2: Н.А. Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1984. 310 с.
- Катунян М.И. Новый тривий ХХ века. Звук, число, обряд (А.Пярт, Л.Рубинштейн)//Миф. Музыка. Обряд: сб. ст./ред.-сост. М.Катунян. М.: Изд. дом «Композитор», 2007. С.179-194.
- Кенигсберг А.К. «Кольцо нибелунга» Вагнера. М.: Музгиз, 1959. 83 с.
- Левик Б.В. Рихард Вагнер. М.: Музыка, 1978. 447 с.
- Леви-Стросс К. Мифологики: в 4 т. Т.1: Сырое и приготовленное. М.; СПб.: Университ. книга, 1999. 406 с.
- Лобанова М.Н. Воплощение мифа в «Кольце нибелунгов» Р.Вагнера//Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1989. Вып.7. С.266-290.
- Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера//Вагнер Р. Избр. работы. М., 1978. С.7-48.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1976. 408 с.
- Мелетинский Е.М. Скандинавская мифология как система. М.: Наука, 1973. 17 с.
- Порфирьева А.Л. Вагнеровский миф и германский эпос (К вопросу о средневековых источниках «Кольца нибелунгов»)//Музыкальная культура средневековья. Теория. Практика. Традиция: сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМиК, 1988. С.149-167.
- Порфирьева А.Л. Драматургия Вячеслава Иванова (Русская символистская трагедия и мифологический театр Вагнера)//Проблемы музыкального романтизма: сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМиК, 1987. С.31-58.
- Рахманова М.П. Вокруг "Млады"//Сов. музыка. 1990. №3. С.12-20.
- Рахманова М.П. Н.А.Римский-Корсаков. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. 240 с.
- Римский-Корсаков Н.А. Переписка с В.В.Ястребцевым и В.И.Бельским/авт.-сост. Л.Г.Барсова. СПб.: С.-Петерб. гос. консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова, 2004. 443 с.
- Соллертинский И.И. О «Кольце Нибелунга» Вагнера//Соллертинский И.И. Музыкально-исторические этюды. Л., 1956. С. 183-198.
- Соловцов А.А. Римский-Корсаков: очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1984. 399 с.
- Татаринцева И.В. Мифологические аспекты структурно-композиционного мышления Р.Вагнера. Тамбов: Муз.-пед. ин-т, 1997. 32 с.
- Ферман В.Ф. Оперные воззрения Н.А. Римского-Корсакова//Оперный театр. Статьи и исслед. М., 1962. С.137-156.
- Фефелова А.Г. Обряды зимнего и летнего солнцеворота в операх Римского-Корсакова//Наследие Н.А.Римского-Корсакова в русской культуре. К 100-летию со дня смерти композитора (По материалам конференции «Келдышевские чтения-2008»): сб. ст./ред.-сост. М.П.Рахманова. М.: ООО «Дека-ВС», 2009. С.124-133.
- Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 800 с.
- Шюре Э. Рихард Вагнер и его музыкальная драма. М.: Энигма, 2007. 320 с.
- Borchmeyer D. Das Theater Richard Wagners: Idee -Dichtung -Wirkung. Stuttgart: Reclam, 1982. 430 S.
- Cicora M. A. Modern Myths and Wagnerian deconstructions: hermeneutic approaches to Wagner's music-dramas//Contributions to the Study of Music and Dance, N. 57. Westport; Connecticut; London: Green wood press, 2000. 218 p.
- Frank M. Die Dialektik von 'erb' und 'eigen' in Wagners Ring. Auch eine Einführung in die Götterdämmerung//Die Musik als Medium von Beziehungsbefindlichkeiten. Mozarts und Wagners Musiktheater im aktuellen Deutungsgeschehen: Studien zur Wertungsforschung. B. 40. Wien -Graz: Universal Edition, 2002. S.89-109.
- Tarasti E. Myth and Music. A semiothic Approach to the Aesthetics of Myth in Music, especially that of Wagner, Sibelius, Stravinsky//Approaches to Semiotics. B.51. Hague: Monton Publishers, 1979. 362 p.