Мифологема змееборчества: к проблеме поливалентности символизма дуальных образов

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме исследования зооморфного символизма в мифологии. В качестве предмета анализа выбрана распространённая в культурах мира мифологема змееборчества. Повсеместная распространённость этого мифа связана с его важной космогонической ролью в формировании и оформлении социокультурного пространства, обозначении его границ. Змееборчество является объектом множества специальных исследований, отмечающих многогранность этой мифологемы и неоднозначность сюжетных линий и смысловых особенностей в различных этнических и исторических вариантах. Образ змея-антагониста часто выглядит не столько отрицательным, сколько выполняющим определённые служебные функции оформления культурного пространства и медиации в нём. Между образами победителя-громовержца и побеждённого чудовища просматривается определённое родство, говорящее о единстве и целостности хаоса и космоса, природного и созданного, разграничении, основанном не на уничтожении, а на освоении, переходе, передаче и получении энергии мироустройства.

Еще

Миф, мифологема, змея, дракон, змееборчество, громовеержец, символ, пространство, граница

Короткий адрес: https://sciup.org/144161361

IDR: 144161361   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10209

Список литературы Мифологема змееборчества: к проблеме поливалентности символизма дуальных образов

  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу : в 3 томах. [Репринт издания 1865 г., с исправлениями]. Москва : Индрик, 1994. Том 1. 800 с.
  • Гейштор А. Мифология славян. Москва : Весь Мир, 2014. 384 с.
  • Геннеп А., ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. Москва : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.
  • Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. Москва : Языки славянской культуры, 2005. 544 с.
  • Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Москва : Наука, 1974. 342 с.
  • «Когда вверху...» - «Энума Элиш». Поэма о сотворении мира // Я открою тебе сокровенное слово : литература Вавилонии и Ассирии / сост. В. К. Афанасьева, И. М. Дьяконов. Москва : Художественная литература, 1981. С. 32-50.
  • Криничная Н. А. Русская мифология: мир образов фольклора. Москва : Академический проект ; Гаудеамус, 2004. 1008 с.
  • КуперДж. Энциклопедия символов. Москва : Золотой век, 1995. 402 с.
  • Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии / пер., вступ. ст. и коммент. Вяч. Вс. Иванова. Москва : Художественная литература, 1977. 317 с.
  • Мешкерис В. А. Змея - хтонический атрибут маргианской богини // КСИА. 1985. Вып. 184. С. 35-41.
  • Младшая Эдда. Санкт-Петербург : Наука, 2006. 144 с.
  • Рак И. В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург : У-Фактория, 2007. 400 с.
  • Ригведа. Мандалы I-IV. Москва : Наука, 1999. 768 с.
  • Славянские древности : этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого. Москва : Международные отношения, 1999. Том 2. 702 с.
  • Тарасонов В. М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов. Москва : Медицина, 1985. 120 с.
  • Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках : [сборник статей] / [АН СССР ; сост. Л. Ш. Рожанский]. Москва : Наука, 1988. С. 7-60.
  • Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Москва : Изд-во Московского университета, 1982. 248 с.
  • Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Москва : Политиздат, 1980. 831 с.
  • Fontenrose J. (1980) Python: A Study of Delphic Myth and its Origins. Berkeley & Los Angeles: University of California Press (London: Cambridge University Press). 637 p.
  • Ogden D. (2013) Dragons, Serpents, and Slayers in the Classical and Early Christian Worlds: A Sourcebook. N.Y.: Oxford University Press. 320 p.
  • Ogden D. (2013) Drakon: Dragon Myth and Serpent Cult in the Greek and Roman Worlds. Oxford: Oxford University Press. 496 p.
Еще
Статья научная