Мифопоэтические и христианские мотивы в трилогии о Лёвеншёльдах С. Лагерлёф

Автор: Бедина Наталья Николаевна, Ившина Ольга Сергеевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 3 т.16, 2018 года.

Бесплатный доступ

Особенностью художественной концепции С. Лагерлёф является сосуществование в рамках одного текста мифологической, фольклорной и христианской традиций, вымысла и реальности, мистики и психологизма. Цель данного исследования - проследить особенности взаимодействия фольклорной и христианской традиций в трилогии о Лёвеншёльдах, используя мотивный анализ. Первая часть трилогии («Перстень Лёвеншёльдов») ориентируется на жанры фольклорного демонического рассказа и одновременно - готического романа конца XVIII в.; вторая часть («Шарлотта Лёвеншёльд») соответствует свадебной обрядовой традиции и в то же время реализует жанрово-стилистические особенности романтического психологического романа первой половины XIX в.; третья часть («Анна Сверд») преобразует сказочную фольклорную традицию в неоромантический роман второй половины XIX - начала XX в., учитывающий литературный опыт реалистического романа. С. Лагерлёф проводит читателя через всю историю шведской (шире - европейской) культуры и одновременно по пути христианского преображения: от подчинения человеческим страстям в первой части, через самопожертвование и любовь во второй, к приятию мира и смирению в третьей.

Еще

С. лагерлёф, неоромантизм, трилогия о лёвеншёльдах, фольклорные мотивы, христианская идея, преображение

Короткий адрес: https://sciup.org/147226168

IDR: 147226168   |   DOI: 10.15393/j9.art.2018.5261

Список литературы Мифопоэтические и христианские мотивы в трилогии о Лёвеншёльдах С. Лагерлёф

  • Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов/А. К. Байбурин; РАН, Музей антропол. и этнограф. им. Петра Великого (Кунсткамера). -СПб.: Наука, 1993. -240 с.
  • Брак у народов Западной и Южной Европы/Ю. В. Иванова ; отв. ред. Ю. В. Иванова и др.; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. -М.: Наука, 1989. -242 с.
  • Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы/Г. И. Анохин ; отв. ред. Ю. В. Иванова; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. -М.: Наука, 1990. -173 c.
  • Брауде Л. Ю. Сельма Лагерлёф и ее трилогия о Лёвеншёльдах//Лагерлёф С. Перстень Лёвеншёльдов. Шарлотта Лёвеншёльд. Анна Сверд. Романы. -М.: Панорама, 1993. -С. 5-20.
  • Виноградова Л. Н. Славянская народная демонология: проблема сравнительного изучения: дис. … д-ра филол. наук: 10.01.09. -Москва, 2001. -92 с.
  • Водовозова Е. Н. Как люди на белом свете живут. Шведы и норвежцы. -СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. -Т. 4. -177 с.
  • Гаричева Е. А. Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков: дис.. д-ра филол. наук: 10.01.01. -Москва, 2009. -456 c.
  • Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. -М.: Искусство, 1972. -320 с.
  • Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. -М.: Наука, 1979. -192 с.
  • Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1984. -350 с.
  • Ивашнева Л. Л. Мотив предопределения судьбы персонажа в фольклорной прозе//Русская литература. -2013. -№ 2. -С. 64-80.
  • Kaгаров Е. Г. Состав и происхождение свадебной обрядности//Сборник Музея антропологии и этнографии. -Л.: Изд-во АН СССР, 1929. -Т. 8. -С. 152-195.
  • Кобленкова Д. В. Миф в шведской прозе XX века и проблема «нобелевского формата»//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -2012. -№ 1 (2). -С. 100-105.
  • Кобленкова Д. В. Творчество С. Лагерлёф и традиции русской классической литературы (роман «Император Португальский»)//Россия и Скандинавия: литературные взаимодействия на рубеже XIX-XX вв./cост. и отв. ред. Е. А. Тахо-Годи. -М.: ИМЛИ РАН, 2017. -С. 313-322.
  • Криничная Н. А. Историко-этнографическая основа преданий о «зачарованных кладах» (по материалам русских северных преданий)//Советская этнография. -1977. -№ 4. -С. 105-111.
  • Левкиевская E. E. Привидение, призрак//Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т./под общ. ред. Н. И. Толстого. -М.: Международные отношения, 2009. -Т. 4. П (Переправа через воду)-С (Сито). -С. 263-265.
  • Лосев Α. Φ. Мифология греков и римлян/А. Ф. Лосев; сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. -М.: Мысль, 1996. -975 с.
  • Мелетинский Е. М. Скандинавская эпическая поэзия//История всемирной литературы: в 8 т./АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. -М.: Наука, 1984. -Т. 2. -С. 467-476.
  • Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. -М.; СПб.: Академия Исследований Культуры, Традиция, 2005. -240 с.
  • Мелетинский Е. М. Вальхалла//Мифы народов мира. Онлайн энциклопедия/гл. ред. С. А. Токарев. . -URL: http://www.mifinarodov.com/v/valhalla.html (12.06.2018).
  • Напцок Б. Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2008. -№ 10. -С. 139-144.
  • Плахтиенко О. П. Детство как источник творчества (автобиографический роман Сельмы Лагерлеф «Морбакка»)//Педагогический дискурс в литературе: материалы XI Всероссийской научно-методической конференции. -СПб., 2017. -С. 26-30.
  • Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. -М.: Наука, 1975. -192 с.
  • Пропп В. Я. Морфология сказки. -Л.: Academia, 1928. -152 с.
  • Соколова В. К. Русские исторические предания. -М.: Наука, 1970. -288 с.
  • Стеблин-Каменский М. И. «Саги об исландцах» и «Сага о Греттире»//Стеблин-Каменский М. И. Сага о Гретире. -Новосибирск: Наука, 1976. -С. 149-161.
  • Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. -М.: Высшая школа, 1979. -192 с.
  • Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. -Л.: Наука, 1984. -245 с.
  • Сухих О. С. Преступление и наказание в рассказе С. Лагерлёф «Изгои»//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -2014. -№ 2 (2). -С. 311-316.
  • Сухих О. С. Путь «от смерти к жизни» («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Отлученный» С. Лагерлёф)//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -2016. -№ 4. -С. 239-246.
  • Толстой Н. И. Граница//Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т./под общ. ред. Н. И. Толстого. -М.: Международные отношения, 1995. -Т. 1. А (Август)-Г (Гусь). -C. 537-540.
  • Хализев В. Е. Теория литературы. -М.: Высшая школа, 2004. -405 с.
  • Элиаде М. Священное и мирское/пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. -М.: Изд-во МГУ, 1994. -144 с.
  • Danielson L. W. The Uses of Demonic Folk Tradition in Selma Lagerlöf's "Gösta Berlings saga"//Western Folklore. -1975. -Vol. 34. -№ 3. -Pp. 187-199.
  • Landquist J. Selma Lagerlöf//Svensk litteraturtidskrift. -1940. -Årg. 3. -S. 49-71.
  • Nylander L. T. Psychologism and the Novel: The Case of Selma Lagerlöf's "Gösta Berlings saga"//Scandinavian Studies. -1995. -Vol. 67. -№ 4. -Pp. 407-433.
  • Rüütel I. Wedding traditions of the isle of Kihnu -roots and developments//Folk Belief Today. -Tartu, 1995. -Pp. 377-405.
  • Setterwall М. Two sides of an ending in "Herr Arnes penningar"//Scandinavian Studies. -1983. -Vol. 55. -№ 2. -Pp. 123-133.
Еще
Статья научная