Мировоззренческие предпосылки создания сухого сада камней в Японии

Бесплатный доступ

Поднятая в статье проблема представляется актуальной и насущной, так как сам феномен сухого сада камней (карэсансуй) был бы невозможен без той мировоззренческой основы, без того духовного климата, какой присутствует испокон веку в Японии. Японский буддизм имеет синтоистский оттенок, а потому очевидно, что синтоистское видение мира не могло не отразиться на специфике карэсансуй, жизнестойкости этого искусства, разнообразии функций и задач, которыми он наделен в пространстве буддийского храма. Безусловно, искусство играет не меньшую роль в храмах других религиозных конфессий разных стран, но японский храм имеет свое неповторимое «лицо», пронзительное и очевидное своеобразие, частью которого являются сухие сады, не преображенный человеческой рукой природный материал, в частности камни, таящие в себе способность воздействия на человека всем своим комплексом природно-энергетических возможностей. Японские мастера, разбивавшие сады на территории буддийских храмов, сохраняя отношение к каменному саду, как к носителю магической, охранной, целительной силы, обогащают значение сада теми аспектами, которых лишены их китайские прототипы: педагогическим, философским, мировоззренческим.

Еще

Мировоззрение, синто, символ, эстетические принципы, искусство буддизма дзэн, сад камней, изобразительный мотив, композиционный прием, религиозно-философский смысл

Короткий адрес: https://sciup.org/147219059

IDR: 147219059

Список литературы Мировоззренческие предпосылки создания сухого сада камней в Японии

  • Григорьева Т. П. Китай. Россия. Всечеловек. М.: Новый Акрополь, 2011. 456 c.
  • Завадская Е. В. Слово оживописи из Садас горчичноезерно. М.: Наука, 1969. 519 c.
  • Малявин В. В. Китай в XVI-XVII веках. М.: Искусство, 1995. 287 c.
  • Joji Okazaki. Pure Land Buddhist Painting. Tokyo; N. Y.; San Francisco: Kodansha International LTD and Shibundo, 1974. 232 p.
  • Isamu Kurita. The Spirit of Stone // Chanoyu Quarterly. 1977. № 19. P. 50-58.
  • Slawson D. A. Secret Teachings in the Art of Japanese Gardens. Design principles. Aesthetic Values. Tokyo, N. Y.: Kodansha International LTD, 1987. 220 p.
  • Tschumi Cristian. Mirei Shigemori: Modernizing the Japanese Garden. Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2005. 126 с.
  • Сигэмори Тисао. Би-но цубо. Карэсансуй[重森千青.美の壷. 枯山水. 東京]. Сады красоты. Сухиесады. Токио: NHK, 2008. 70 с.
  • Сигэмори Мирэй. Эйкю-но модан о мотомэцудзукэта авангярудо [ 重森三玲. 永遠のモダンを求めつづけたアウアンギャルド. 京都]. Вечно современный авангард. Киото: Цусинся, 2007. 119 c.
Статья научная