Мониторинг образовательных программ библиотечно-информационной направленности в условиях изменений нормативно-правового регулирования
Автор: Мутьев Виктор Алексеевич
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Библиотековедение, библиографоведение и книговедение
Статья в выпуске: 1 (117), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье приведены результаты многоаспектного мониторинга программ библиотечно информационной направленности в контексте актуальных изменений нормативно правового регулирования, связанных с утверждением профессионального стандарта и разработкой ФГОС 4 и со структурными трансформациями, происходящими как на уровне социальных институтов, так и на микроуровне человеческих взаимодействий межличностных и внутригрупповых. Проведен анализ общественных и профессиональных требований, предъявляемых к современным библиотечно информационным специалистам. По результатам исследования выявлены тенденции, которые будут оказывать влияние на библиотечно информационную отрасль в среднесрочной перспективе: сетевизация коммуникаций при сохранении институциональной организации труда, усиление аналитической и исследовательской функций библиотечно информационных специалистов, единовременный рост роли технологических, общегуманитарных и надпрофессиональных компетенций. Сформулированы актуальные вызовы и задачи, стоящие перед вузовским сообществом в настоящее время.
Высшее образование, подготовка кадров, библиотечно-информационная деятельность, цифровизация, библиотечно-информационные программы, метакомпетенции, социальные трансформации
Короткий адрес: https://sciup.org/144162993
IDR: 144162993 | DOI: 10.24412/1997-0803-2024-1117-184-190
Текст научной статьи Мониторинг образовательных программ библиотечно-информационной направленности в условиях изменений нормативно-правового регулирования
Современный этап развития библиотечно-информационной деятельности во всем мире сопряжен с непрерывными трансформациями, происходящими как на институциональном уровне, так и в ежедневных практиках межличностного взаимодействия и символического обмена. Постоянные изменения, ставшие частью нормы, в значительной мере связаны с эволюцией информационных и медиа-технологий, а также – способов создания, распространения и сохранения идей посредством текст-опосредованной коммуникации. Это обуславливает необходимость постоянного мониторинга и осмысления, с одной стороны, нормативных задач, зафиксированных в правовых актах национального и международного уровня, а с другой – профессиональных и общественных требований, находящих отражение в докладах и отчетах профессиональных ассоциаций, научных исследованиях, динамике содержания реализуемых образовательных программ.
В связи с этим с 2017 года в Санкт-Петербургском государственном институте культуры (СПбГИК) проводится многоуровневый мониторинг, который включает в себя анализ нормативно-правового регулирова- ния библиотечно-информационной сферы, библиотечно-информационных и книговедческих образовательных программ, реализуемых в России и за рубежом [6; 10], а также – деятельности Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Российской библиотечной ассоциации (РБА), Американской библиотечной ассоциации (АБА).
Методика проведения мониторинга является полипараметрической и зависит от специфики анализируемого массива данных. В части, касающейся нормативно-правовых актов, осуществляется систематическое слежение за актуальными документами, фиксирующими стратегические направления развития библиотечно-информационной практики и образования, после чего производится их неформализованный анализ. К ключевым документам, проанализированным в рамках настоящего исследования, относятся «Стратегия развития библиотечного дела в РФ на период до 2030 года» и план мероприятий по ее реализации, профстандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности», а также проект ФГОС 4 УГСН 45.00.00 Культурология и социокультурные практики. В части, касающейся мониторинга отечественных образовательных программ, нами отобраны 17 вузов, реализующих программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Библиотечноинформационная деятельность» (АГИК, АГИКИ, БГИКИ, ВСГИК, КазГИК, КемГИК, КГИК, МГИК, МГЛУ, ОГИК, ПГИК, СГИК, СПбГИК, ТГИК, ТГУ им. Г. Р. Державина, ХГИК, ЧГИК). Проанализирована номенклатура дисциплин учебных планов и аннотации к ним. В части, касающейся зарубежных образовательных программ, нами использованы международные рейтинги университетов – Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities, ARWU) и Мировой рейтинг университетов QS (QS World University Rankings). В каждом из рейтингов выбрана тематика программы – «библиотечно-информационная деятельность» («library and information science»), отобраны топ-5 североамериканских вузов и топ-5 вузов за пределами Северной Америки, попавших в оба рейтинга более двух раз в период 2018–2022 гг.,1 после чего осуществлен поаспектный анализ описаний образовательных программ и контент-анализ аннотаций учебных дисциплин, входящих в структуру этих программ.
Главной целевой установкой проводимого исследования является идентификация и формулировка тенденций, отражающих динамику социальных ожиданий, лежащих в основе трансформаций содержания образовательных программ, модификаций их структуры и конъюнктурных переименований учебных дисциплин. Конкретный научно-практический результат данной работы состоит в постановке задач, требующих первостепенного решения в области библиотечно-информационного образования как на уровне стратегического видения (направленность программ), так и на уровне тактических действий (актуализация рабочих программ, фондов оценочных средств и т. д.).
Главным трендом, предопределяющим развитие как библиотечнобиблиографической практики, так и высшей школы, является цифровизация коммуникационного пространства [3]. Необходимо подчеркнуть, что повсеместное внедрение технических новшеств, средств автоматизации и мгновенного обмена данными интересно, в первую очередь, не само по себе, а в качестве драйвера общественных изменений. Поскольку цифровое пространство – это не дополненная реальность, а новая социальная среда, полноценное продолжение настоящего, физического окружения человека.
Цифровизация оказывает влияние на разрушение традиционных иерархических связей и порождает феномен власти сетевых структур, являющихся предметом глубокого ретроспективного анализа М. Кастельса [2]. Основа такого цифросетевого общества – не остов или каркас, а совокупность связей и возможности оперативного переключения между ними. При этом, несмотря на повсеместную сетевизацию, общество остается (и, вероятно, останется) институционализированным, но точка входа в публичное пространство стала универсально доступной и для индивидуальных акторов. Поэтому одной из ключевых педагогических задач становится изучение возможностей распределенного медиапространства и проектирование социально-культурных установок, ориентированных на «развитие личности в её наилучших способностях и дарованиях» [11, с. 100].
Аналогичные процессы происходят и в библиотечно-информационной деятельности. Базовые профессиональные знания, уме- ния и навыки не исчезают, но приобретают очертания не конечной цели, а инструмента построения динамичных и адаптивных моделей социального взаимодействия между авторами, читателями, институтами и обществом в целом. Библиотечно-информационный специалист не только посредник между субъектами коммуникации, но и аналитик, исследователь, учитель, куратор. Мы это можем видеть в наименованиях новых, появляющихся профессиональных ролей, таких как «Цифровой посредник», «Куратор контента», «Библиотекарь по управлению исследовательскими данными», «Библиограф 5D», «Информационный куратор», «Инфостилист», «Фак-тчекер», «Edutainment-продюсер», «Издатель интерактивных книг» [9].
Такое положение дел существенно повышает требования к профессии, накладывает дополнительную ответственность и создает предпосылки для не ограниченного ни временем, ни местом онлайн-пространства библиотечноинформационного обслуживания. В этом контексте логично обратиться к провидческому тезису канадского коммуникативиста М. Маклюэна, писавшего, что «все электрические устройства – вовсе не средства экономии труда, а новые формы работы» [5, c. 190]. В связи с этим «переход к дистанционным способам осуществления трудовой деятельности увеличивает не время отдыха, но погруженность в корпоративные процессы» [7, c. 10].
Библиотечно-информационные продукты и услуги теперь представляют собой не конец производственной цепи, а ее новое начало, за которым следует постоянный анализ и реактуализация тематических справок, библиографических рекомендаций, путеводителей по ресурсам с учетом вновь появляющихся данных, а кроме того – их верификация и адаптация для различных групп пользователей. Соответственно, библиотечнобиблиографическая деятельность представляет собой постоянный аналитический, творческий и чрезвычайно ресурсозатратный процесс с элементами научно-исследовательской работы.
Усиление аналитической, оценочной, исследовательской функций библиотечноинформационных учреждений представляется долгосрочным и необратимым трендом. В этой связи возникает потребность в знаниях, связанных с методологией информационного анализа, способами предупреждения кризисных ситуаций в цифровой коммуникационной среде. Особую актуальность приобретают такие направления библиотечнобиблиографической деятельности, как медиа и новостная грамотность, которой уделяется особое внимание в рамках секции по изучению новостных медиа ИФЛА (IFLA News Media Section).
Наряду с этим возрастает роль технологических компетенций [4]. Экспоненциально увеличивающийся объем информации требует более совершенных методов ее обработки, поиска и предоставления пользователям. В настоящее время специалисты говорят о «возможности интегрированного поиска по всем ресурсам библиотеки или библиотечного консорциума» [1, c. 55] как актуальной профессиональной задаче, однако в ближайшее время от библиотек будут ожидать не только интегрированного поиска, но и автоматизированного интеллектуального анализа текстовых данных, их извлечения, обработки и представления во множестве различных визуальных форм.
Таким образом технологическая компетентность приобретает очертания функциональной грамотности. Подобно тому как без знания алфавита невозможно читать и писать, отсутствие навыков работы в различных программно-технологических средах существенно ограничит возможности реализации части трудовых функций, в том числе отраженных в профстандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» [8] (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. № 527н).
Подчеркнем – технологические компетенции являются обязательным, но инструментальным уровнем осуществления про- фессиональной деятельности. Внедрять новые технологии совершенно необходимо, но это лишь первый, базовый, функциональный уровень решения библиотечно-информационных задач. Следует говорить и о втором уровне – сущностном, к которому, с нашей точки зрения, относятся, в первую очередь, широкая общегуманитарная подготовка и надпрофессиональные компетенции. Именно они образуют конкурентное преимущество библиотечно-информационных специалистов в мире, в котором решение простых задач будет перепоручено чат-ботам и системам искусственного интеллекта.
Американская исследовательница Л. Федерер [12] и Р. С. Гиляровский в одном из недавних своих докладов2 на совершенно разном эмпирическом материале приходят к схожим выводам. Метакомпетенции и гуманитарные знания становятся актуальными как никогда, если мы хотим создать комфортную цифровую среду, делегировав ей часть социальных функций и собственные виртуальные репрезентации.
Подведем предварительные итоги.
В качестве ключевых тенденций, которые будут оказывать влияние на библиотечноинформационную деятельность в краткосрочной и среднесрочной перспективе, нами обозначены следующие:
-
- расширение цифрового пространства коммуникационного взаимодействия;
-
- рост объема открытых данных и внедрение новых методов их обработки;
-
- появление новых профессиональных ролей;
-
- переход технологической компетентности из области специальных навыков на базовый, инструментальный уровень осуществления библиотечноинформационной деятельности;
-
- перенос отдельных аспектов жизнедеятельности в виртуальную не-иерархичную среду, в которой сосуществуют реальные, анонимные и медиатизированные (фейковые) пользователи.
Эти тенденции предопределяют социальные ожидания и требования, предъявляемые к библиотечной практике и подготовке кадров. Среди них – персонализация информационных услуг, все большая интеграция и вовлеченность библиотек в деятельность локальных сообществ и, пожалуй, главное – усиление оценочной и аналитической функций работников библиотек.
В этих условиях часто бытующее представление об изучении читателей и читательских интересов как о сугубо прикладной проблеме, решение которой призвано максимально полно удовлетворить информационные запросы пользователей, также требует переосмысления. Изучение читателя – это задача не только практикоориентированная, но и социальная, философская, культурологическая и, конечно, книговедческая. Современные специалисты библиотечно-информационной деятельности должны уметь моделировать коммуникативные ситуации для различных социальнодемографических групп, обладающих разными навыками, опытом, а также практиками создания и потребления контента. Поэтому количество задач, связанных с анализом внутренней и внешней коммуникативной обстановки, верификацией данных, фактчекингом, будет все время возрастать.
Цифровые аборигены и цифровые иммигранты уже сейчас находятся в принципиально разных позициях с точки зрения получения и интерпретации информации. Насущной задачей становится осмысление процессов, происходящих в информационной сфере, что требует больших усилий при подготовке и переподготовке кадров для библиотек и высших образовательных учреждений, потому как новые читатели ожидают новых форм взаимодействия.
Какие выводы, вызовы и задачи с точки зрения подготовки и переподготовки библиотечно-информационных специалистов мы можем сделать? Принципиально важным в современных условиях представляется обмен опытом, технологиями, знаниями, поскольку каждая социальнокультурная среда, обладая своими региональными и историческими особенностями порождает уникальное пространство коммуникационного обмена и особые практики как педагогической, так и практической деятельности. В связи с этим критически значим непосредственный контакт и поддержка мобильности теоретиков, практиков, педагогов, студентов. Погружение в профессиональную сферу в контексте высокодифференцированного и, вместе с тем, глобализирующегося информационного пространства позволит сформировать более полную и сложную картину мира, наметить пути разработки необходимых методик и технологий работы. Тесно сопряженной с мобильностью является задача развития лингвистических компетенций и поддержка лингвокультурного разнообразия в библиотечноинформационной сфере.
Кроме того, совершенно очевидной становится невозможность подготовки библиотекаря-универсала. Задачи, стоящие перед научными библиотеками и связанные с наукометрическими расчетами, построением прогнозных моделей на основе анализа документального потока, и задачи общедоступных библиотек по поддержке местных сообществ, превращению пространства в инклюзивную толерантную среду для межличностного и межнационального общения имеют сущностно разную природу, лежащую в их основе. Следовательно, необходимо говорить о дифференциации профильных направлений подготовки, об усилении блока технологических дисциплин при сохранении средообразующей, культуроцентричной роли высшего библиотечно-информационного образования. Чрезмерное увлечение дистанционными, модульными, ситуативными технологиями обучения может привести к сложно прогнозируемым последствиям и усилить уже и так имеющиеся риски цифровизации.
Чрезвычайно важно при разработке нового образовательного стандарта (ФГОС 4) лоббировать включение библиотечноинформационных аспектов в универсальные и базовые компетенции, например, информационной культуры, медиаграмотности, мировых информационных ресурсов, библиометрии и др. В проекте ФГОС 4 предполагается, что универсальные компетенции будут формироваться на всех программах одного уровня образования (бакалавриата, магистратуры), а базовые – на всех программах, реализуемых в рамках одной укрупненной группы специальностей и направлений.
Наряду с этим существует потребность в усилении социальной и медийной активности образовательных организаций, а также – в обеспечении систематического участия профессорско-преподавательского состава в деятельности профессиональных ассоциаций. Положительным фактором остается активная включенность российских специалистов в работу секций ИФЛА (детских и юношеских библиотек, по библиографии, по образованию и подготовке кадров, по изучению новостных медиа и др.), которая позволяет эффективно презентовать достижения российской библиотечноинформационной школы, получать доступ к актуальным статистическим и исследовательским данным и апробировать различные педагогические методики.
Существующие вызовы требуют коллективных усилий, корпоративной солидарности и повышения эффективности взаимодействия вузовского сообщества и библиотечно-информационных учреждений как на национальном, так и на международном уровнях разработки вопросов книжно-библиотечной политики.
Список литературы Мониторинг образовательных программ библиотечно-информационной направленности в условиях изменений нормативно-правового регулирования
- Брежнева В. В., Шукшин С. И. Формирование цифровых компетенций будущих сотрудников библиотечно-информационных учреждений // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 4. С. 55–61.
- Кастельс М. Власть коммуникации / пер. с англ. Н. М. Тылевич, А. А. Архиповой, под науч. ред. А. И. Черных. 2‑е изд., доп. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. 591 с.
- Кудрина Е. Л., Матвеева Н. С. Непрерывное библиотечно-информационное образование в эпоху цифровой трансформации // Библиотековедение. 2021. Том 70. № 3. С. 321–330.
- Лопатина Н. В., Алтухова Г. А., Бонч-Бруевич С. В. Педагогическое мастерство в структуре цифровых форматов образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 5. С. 170–179.
- Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. 2‑е изд. Москва: Гиперборея: Кучково поле, 2007. 462 с.
- Мутьев В. А. Книговедческие образовательные программы и учебные дисциплины в зарубежных вузах // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. Т. 220. С. 37–47.
- Мутьев В. А., Эльяшевич Д. А. Теория медиа М. Маклюэна и современный книговедческий дискурс: точки пересечения // Библиосфера. 2021. № 4. С. 3–13.
- Профессиональный стандарт "Специалист по библиотечно-информационной деятельности": утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. № 527н // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210140007
- Редькина Н. С. «Надпрофессиональные» навыки и профессиональные знания библиотечного специалиста: требования времени // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 6. С. 647–658.
- Эльяшевич Д. А., Мутьев В. А. Магистерский учебник по книговедению: основные проблемы и перспективы подготовки // Библиосфера. 2022. № 3. С. 5–16.
- Ярошенко Н. Н. Понятие «цивилизация досуга» в контексте зарубежных социокультурных исследований // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 5. С. 92–101.
- Federer L. Defining data librarianship: a survey of competencies, skills, and training // Journal of the medical library association. 2018. Vol. 106, № 3. P. 294–303.