Мораль викторианской Англии как последствие "культурного взрыва"
Автор: Хачатрян Лилит Саркисовна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 1 (63), 2015 года.
Бесплатный доступ
Викторианская мораль несёт явные следы идеологии пуританизма, возникшего в Англии в рамках движения Реформации. И в этом смысле она может рассматриваться как одно из последствий этого «культурного взрыва». В то же время на её формирование оказала большое влияние теория и практика англиканской церкви. Статья посвящена анализу специфических черт викторианской морали, которая во многом повлияла на дальнейшее развитие английской культуры. Подробно рассматриваются истоки и причины существования «двойных стандартов», характерных для викторианства, и их конкретные проявления. Выделяются и подробно анализируются три структурных элемента викторианской морали: 1) запреты на вещи (определённые поступки); 2) запреты семиотического толка (на моделирование поступков с помощью языков культуры); 3) средства контроля за соблюдением этих запретов.
Реформация, англиканство, пуританизм, викторианство, культура англии
Короткий адрес: https://sciup.org/144160389
IDR: 144160389
Текст научной статьи Мораль викторианской Англии как последствие "культурного взрыва"
«вик то ри ан ская мо раль», «вик то ри ан ские н р ав ы » яв ля ю т ся о че н ь я р к и м эл ем е нт ом «викторианской культуры» в целом. Эта эпоха внесла значительный вклад в формирование британского культурного самосознания. викторианскую мораль также часто называют «пуританской», что связывает её с реформацией, но, чтобы прояснить эту связь, необходимо сначала дать очерк самих нравов викто-ри ан ской анг лии.
тер мин «вик то ри ан ская» свя зан с име нем королевы виктории (правление с 1837 года по 1901 год). представители правящей династии Ганноверов — предки королевы виктории, славились вольными нравами и вели распутный образ жизни, им сопутствовали постоянные скандалы и дурная молва.
нравственный уклад викторианской англии был одним из наиболее строгих в европе XiX столетия, но одновременно и едва ли не самым лицемерным и фальшивым. именно англию XiX века приводят как образец извращён ног о хан же с тва, а не, напри мер, францию, в которой также существовал кодекс буржуазной добропорядочности, да и влияние церкви было ещё достаточно сильным. скажем, появление оперетки оффенбаха со знаменитым канканом достаточно органично вписывается в культуру буржу- азной франции, но в контекст английской культуры не вписывается вообще.
викторианские нравы можно разделить на: 1) запреты на вещи (определённые поступки); 2) запреты семиотического толка (на моделирование поступков с помощью языков культуры); 3) средства контроля за соблюдением этих та бу.
Что касается первого, то табуировалось все, что было связано с областью половой жизни. масштабы наказаний варьировали от церковного осуждения в качестве греха и осуждения общественным мнением (вплоть до признания то го или ино го че ло ве ка пер со ной non grata в светском обществе) до уголовного преследования. последнее предусматривалось за гомосек су аль ные от но ше ния.
в ре зуль та те «се мио ти че ских за пре тов» возникает обильная эвфемизация всего, что как-то относилось к интимной сфере (вместо слов «ру ки» и «но ги», ис поль зо ва лось «конечности» и т.п.), а также изгнание слов и предметов, выступающих как метафоры, метонимии или иные варианты семантического сближения. порой эти ограничения трудно отличить от анекдотического фольклора той эпохи, впрочем, весьма близкого к реальности. Это и предложения надевать кринолин-чики на ножки рояля, и запрет размещать на одной полке книги мужчин и женщин, если авторы не состоят в браке. женщины считались слабыми и нервными существами, которых надо оберегать от грубой жизненной реальности [см., например: 2, 4].
с самым ранним средством охраны моральных табу житель англии сталкивался уже в детстве — это соответствующая система воспитания, включавшая противоречивые тенденции. детей и юношество, с одной стороны, не только ограждали от малейшего влияния «разврата», но и порой лишали физической воз мож но сти при кос нуть ся к сфе ре «не чисто го». бы ли по пу ляр ны спе ци аль ные из де лия, конструктивно напоминавшие пояса верности, целью которых была невозможность мастурбации. но наряду с этим существовала и противоположная тенденция: дети считались прак ти че ски асек су аль ны ми, не спо соб ны ми проявлять живой интерес к теме пола. с одной стороны, это недостаток знаний в области физиологии детства, с другой — влияние ветхого завета, на котором английские пуритане-кальвинисты делали значительный акцент. для ветхого завета характерно отношение к ребёнку как человеку, не состоявшемуся полностью, именно поэтому на детей не распространялось табу на наготу. здесь мы уже сталкиваемся с религиозными корнями викторианской морали, имеющей два взаимосвязанных источника: кальвинизм и англиканство.
во-первых, сказалось сильное влияние пуритан-кальвинистов, бывших активными участниками реформационных и постреформационных событий, составлявших, фактически, мощную религиозно-политическую силу. пуританство подразумевало строжайшие ограничения, а также стремление государства жёстко контролировать все сферы жизни обывателя, характерное для теократии времён кальвина. пуритане проявляли недоверие ко всем культурным ценностям, которые не были непосредственно связаны с религией. жизненный идеал пуританина не является полно стью акуль тур ным. по м. ве бе ру: «крупнейшие представители пуританизма глубоко восприняли идейное богатство возрождения
— проповеди представителей пресвитерианского крыла этого движения пестрят класси-циз ма ми» [1, с. 194]. но в сфе ре ис кус ст ва и литературы ненаучного характера преобладало сплошное отрицание. пуритане отвергали не только католическую литургию, но и любые её реминисценции в искусстве. театр пуритане отвергали, изгоняли телесность из искусства. вообще, искусство, как ненаправленное на достижение практической цели, име но ва лось «из ли ше ст вом», «су ет ным тщеславием». особой силы это противопоставление достигало тогда, когда речь шла о склонности к роскоши, например в одежде. идейной основой тенденции к унифицированию стиля жизни является отказ от «обожествления ру ко твор но го» [1, с. 194]. в клас си че ских произведениях портретной живописи пуритан достаточно легко узнать по характерным особен но стям кос тю ма.
вторая мощная политическая и религиозная культуроформирующая сила представлена англиканской церковью. проводя умеренную реформационную линию, она упразднила или сделала необязательными многие элементы традиционной католической аскетики (например, посты, частую регулярную исповедь), включила в официальное исповедание веры учение об оправдании только верой, что, в итоге, создавало предпосылки для большей свободы нравов. кроме того, сыграла свою роль изначальная позиция англиканства времён реформации: с одной стороны, эта роль церковного института, а с другой — ориентация на всемерную поддержку государства (что и выразилось в том, что главой её является король, сочетающий в себе функции светского монарха и главы церкви).
церковные должности занимались в том же порядке, что и места светских чиновников, среди духовенства были распространены не только вольнодумство, но и полный атеизм, так что слишком строгих требований со стороны служителей алтаря государственной церкви тоже сплошь и рядом не было.
двойные стандарты англиканской церкви, изначально ориентированной на государст- венные интересы, породили двойные стандарты и в области нравов. так, английское общество терпимо относилось к половой распущенности, если людям удавалось скрывать свои низменные побуждения. если не оскорблялось общество, не было и осуждения общественным мнением. известный эпизод с осуждением писателя оскара уайльда за гомосексуальные отношения стал следствием неблагоприятного стечения обстоятельств, когда тайная жизнь писателя оказалась демаскированной. в массе других случаев связи подобного рода длились порой десятилетиями и, если не становились достоянием общественности, не влекли осуждения ни общественного, ни уго лов но го.
Чрезвычайно широко была распространена литературная и изобразительная порнография, при этом процветание проституции (по некоторым данным, 80000 проституток в одном толь ко лон до не [3, с. 28]) объ яс ня лось с позиций культурного элитизма: это моральное падение людей второго сорта, а эксплуатация детского и женского труда оправдывалась с позиций существования разных классов, имеющего теологические истоки. поэтому половая связь с несовершеннолетними считалась тяжким проступком, если возраст ре бён ка был ме нее 12 лет (по том его по этап но по вы си ли до 16 лет).
итак, не случайно в литературном английском языке слово “victorian” имеет значение «ли це мер ный».
низкий моральный уровень, испорченность нравов викторианской англии — это результат то го «куль тур но го взры ва», ко то рым явилась реформация. в согласии с концепцией «куль тур ных взры вов», пред ло жен ной Ю. м. лотманом, континентальная реформация была типичным культурным взрывом, выходом культурной системы из состояния равновесия. однако изолированное, островное положение англии привело к тому, что реформационные настроения дошли до неё в ослабленном виде — как волны основного, конти-нен таль но го «куль тур но го взры ва». двой ные стандарты, идеологически заданные лидерами протестантского движения, оформленные документами англиканской церкви и укоренённые в недрах викторианской культуры, проецировались на все сферы культуры англии — от политики до искусства. англия пере-жи ла «куль тур ный взрыв» ре фор ма ции достаточно спокойно, переведя его последствия в русло культурной традиционности. кроме того, ставший, в конце концов, маргинальной культурной силой пуританский кальвинизм задавал чрезвычайно жёсткие нормы морали (в католических странах постреформационного периода возобладала тенденция к разумной аскезе), так что ситуация XiX века ознаменовалась мощным обратным движением культурной системы, входящей в равновесное со стоя ние.
«реформа нравов», выразившаяся в кальвинистской трудовой и бытовой морали, породила культуру узаконенного ханжества, представленную викторианской эпохой, так что говорить о достижении качественно иного уровня нравственной культуры в протестантском мире тоже стало невозможным, а аморальные эксцессы викторианской англии пре-взош ли ле ген дар ную рас пу щен ность «ре нес-санс но го ри ма», но сив шую во мно гом ог ра ни-чен ный, кас то вый ха рак тер. «удар ная вол на» европейской реформации донеслась до британских островов и угасла, порождая поздние по след ст вия ос нов но го «ре фор ма ци он но-го взрыва», порой внешне кажущиеся с ним не свя зан ны ми.
Список литературы Мораль викторианской Англии как последствие "культурного взрыва"
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: пер. с нем. Москва: Ист-Вью, 2002. 352 с.
- Диттрич Т. Повседневная жизнь Викторианской Англии. Москва: Молодая гвардия, 2007. 382 с.
- Иванов П.М. Дементьева М.В. История нравов викторианской Англии. Санкт-Петербург: Амфора, 2011. 420 с.
- Коути Е., Харса Н. Суеверия викторианской Англии: пер. с англ. Москва: Центрполиграф, 2011. 480 с.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 2010. С. 13-148