Мозаичность современного фотографического искусства как совокупность художественных стратегий и субкультур

Бесплатный доступ

Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы выявить общую мозаичную картину функционирования современного фотоискусства как совокупности творческих стратегий и субкультур, основанных на преимущественном использовании определенной художественной методологии. Используя типологический подход, автор выделяет следующие основные творческие стратегии: «монтажную», «живописно стилистическую», «постановочную», «репортажную», которые продолжают традиции изобразительного искусства в целом, в том числе его модернистскую парадигму. Им противостоит другая глобальная парадигма под названием «актуальное фотоискусство», которая отрицает основные принципы и ценностные установки традиционного фотоискусства. Каждый тип визуальности образует свою автономную структуру, состоящую из специфически ориентированных творческих субъектов, использующих особую технологическую систему и художественную методологию, а также свои способы коммуникации со зрительской аудиторией. Это своеобразный набор субкультур, имеющих собственный исторический генезис, но весьма слабые горизонтальные связи в плане социокультурного и эстетического функционирования. Данная конфигурация фотографических субкультур обозначается как мозаичная. Глубинная сущность сосуществования различных фотографических субкультур заключается в их общем противостоянии процессам массовизации общества и глобализации культуры. И это своеобразный «защитный механизм» культурного существования фотографии, которая актуализировала мозаику своих творческих стратегий в направлении искусства и художественности. Их многоликое функционирование отражает, с одной стороны, тенденцию на сохранение традиционных подходов и ценностей в фотоискусстве, а с другой стороны, реакцию на современные вызовы культуры, на стремление соответствовать новым веяниям и направлениям в искусстве

Еще

Фотографическое искусство, типология, художественные стратегии

Короткий адрес: https://sciup.org/144162802

IDR: 144162802   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2023-3113-51-58

Список литературы Мозаичность современного фотографического искусства как совокупность художественных стратегий и субкультур

  • Абросимова Н. В. Понятие фотографии и факторы создания художественного фотообраза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 1. С. 215-224.
  • Ададуров В. А. Проблемы художественной формы в фотографическом искусстве на современном этапе // Орловский государственный институт культуры как фундаментальный центр сохранения и развития отечественной культуры. Материалы Международной научно-практической конференции. Орел: ОГИК, 2017. С. 211-215.
  • Буланая Ю. В. Искусство фото-портретного изображения: опыт социально-философского осмысления / Философия творчества: теоретико-методологические и практические аспекты. Москва: Архонт, 2021. С. 239- 261.
  • Еремеев Р. О. Фотография: между документом и художественным творчеством // Философия времени: онтологические начала и ценностные дискурсы. Сборник материалов Всероссийской конференции. Саратов: КУБиК, 2017. С. 213-218.
  • Ерохина В. Ю., Мутавчи Е. П. Мобилография, как новый жанр фотоискусства // Туристско-рекре-ационный потенциал и особенности развития туризма и сервиса. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Калининград: БФУ, 2019. С. 258-262.
  • Кортушева А. О. Фотоискусство: канал в системе коммуникаций // Научные исследования молодых ученых. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. В двух частях. Пенза: Наука и просвещение, 2020. С. 189-191.
  • Малинина Н. Л. Культурные смыслы бытия художественного образа в фотографии // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1. С. 189-192.
  • Моль А. Социодинамика культуры. Москва: Издательство ЛКИ, 2008. 416 с.
  • Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством. Санкт-Петербург: Клаудбер-ри, 2014. 712 с.
  • Самофеева М. А. Современная ГазЫоп-фотография: пересечение моды и искусства // Запад-Россия-Восток. 2017. № 11. С. 209-213.
  • Серединская Л. А., Тузова А. А. Фотография и ускользающее бытие: визуальный дискурс современных медиакоммуникаций // Философские дискрипты. 2019. № 20. С. 7.
  • Сонтаг С. О фотографии. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2013. 272 с.
  • Хренов Н. А. Экранная культура в контексте перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации // Наука телевидения. 2016. Том 12. № 1. С. 12-47.
  • Шашин З. С. Платунова А. В. Фотоискусство в системе журналистики как способ изменения границ социальной нормы // Общество. Наука. Инновации. Сборник статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции: в трех томах. Вятка: ВГУ, 2018. С. 1827-1834.
  • Шимолин В. И. Художественный аспект документальной фотографии // Наука, образование и культура. 2018. № 3 (27). С. 23-27.
  • Шугайло И. В. Специфика фотографического образа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2010. № 2 (12). С. 122-126.
Еще
Статья научная