Музыка и общество: социологический аспект (развитие и состояние музыкального общественного сознания)

Автор: Шиповская Людмила Павловна

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 1 т.7, 2013 года.

Бесплатный доступ

Выбор музыки в качестве модели философского осмысления обусловлен несколькими причинами. Во-первых, в ее природе отсутствует тот элемент статичности и «фиксированности», ко­торый присущ другим видам искусства, даже если брать наиболее подвижные, философически наполненные его формы, например, поэтическое слово. Во-вторых, музыка — это единственный вид искусства, для которого тютчевский образ «молчания знания» наполняется реальным и уди­вительно глубоким смыслом. Музыка есть подлинное молчание, если точкой отсчета считать культурфилософскую непроговоренность музыкального «слова» в культуре. Реальная абстракт­ность, свойственная музыкальному языку (даже если мы рассматриваем, казалось бы, «вербаль­ные» акты музыкального творчества), делает ее идеальной моделью философского постижения, не замутненного первоначальными интенциями речи-текста, речи-голоса. Интерес к духовной культуре в гуманитарном знании является одной из «вечных» тем, к которым исследователи будут обращаться, пока существует сам факт духовной культуры. В результате изменения общественного контекста бытия «высокая музыка» в определенной степени утратила свой со­циально-значимый статус в России, в связи с тем, что новое поколение не готово к восприятию музыкальной философии, а требует упрощенных музыкальных структур. Социологическая про­блема востребованности настоящего искусства становится одной из основополагающих.

Еще

Музыкально-информационное сохранение, музыкальное искусство — форма общественного сознания, музыкальное просвещение, понятия

Короткий адрес: https://sciup.org/140210445

IDR: 140210445

Список литературы Музыка и общество: социологический аспект (развитие и состояние музыкального общественного сознания)

  • Шопенгауэр А. Мир как воля и представление//Шопенгауэр А. Собр. сочинений: В 5 т., М., 1992. Т. I. С. 261.
  • Levi Strauss C. Mythologiques I, Le cru et le cuit. P., 1964. P. 28.
  • Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. С. 58.
  • Лукач Д. Своеобразие эстетического: В 4 т. М., 1987. Т. 4. С. 71-72.
  • Орлов Г. (К. Закс). Древо музыки. Вашингтон -СПб., 1992. С. 186.
  • Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. Очерки социального бытия искусства. М., 1999. С. 91, 112.
  • Ницше Ф. Соч.: В 2 т., М., 1990. Т. II. С. 571.
  • Белл Д. Культурные противоречия капитализма. (Фрагмент из книги)//Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1990. М. Политиздат. С. 254-255.
  • Житомирский Д., Леонтьева О. Миражи музыкального прогресса//Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1963. Вып. 4.
  • Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., 1970. С. 63.
  • Шиповская Л.П. Музыка как феномен духовной культуры. М., 2005. С. 299-300.
Статья научная