Творцы музыкального духа, или духовная перспектива музыки

Автор: Амельченков Владимир Леонидович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 3 (102), 2022 года.

Бесплатный доступ

В древности музыка мыслилась исключительно как атрибут молитвы, храмового действа, возвышенного восприятия, и в этом смысле она охраняла человеческий дух от излишней увлеченности своей собственной природой. Однако замкнувшись на своей самости, душа человека в канун Нового времени возжелала музыки для услаждения своих чувств. В XX в. такая позиция возымела следствием обыденное господство развлекательной музыки над многовековой духовной и светской классической музыкальной традицией. Параллельно заново развивается философское и богословское осмысление музыки. А. Шнитке, например, считал, что шлягерность - непосредственное проявление зла в искусстве, что проявляется в мультиплицирующейся стереотипизации мыслей и ощущений, и противовесом видел структурность и упорядоченность бытия, поддающуюся выражению с помощью музыки. Автор прослеживает в статье главные линии осмысления структуры и смысла музыки у отечественных композиторов, философов и богословов, и приходит к выводу о том, что и церковная, и высокая светская музыка в XXI в. говорят об одном и том же - о поиске духовного истока всякого творчества.

Еще

Музыка и слово, музыка и дух, история музыки, шлягер, стереотипизация

Короткий адрес: https://sciup.org/140295639

IDR: 140295639   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2022_3_221

Список литературы Творцы музыкального духа, или духовная перспектива музыки

  • Адорно (1999) — Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М., СПб.: Университетская книга, 1999. 445 с.
  • Асафьев (1971) — Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М.: Музыка, 1971. 373 с.
  • Беседы со Шнитке (1994) — Беседы с Альфредом Шнитке / Сост. А.В. Ивашкин. М.: РИК «Культура», 1994. 304 с., илл.
  • Бычков (1995) — Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви. Апологеты, Блаженный Августин. М.: Ладомир, 1995.
  • Ваккенродер (1977) — Ваккенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. М.: Искусство, 1977. 263 с.
  • Волшебная сила искусства (2014) — Волшебная сила искусства / Сост. А. В. Лаврухин. М., 2014. 304 с.
  • Гофман (1962) — Гофман Э. Т.А. Собрание сочинений: в 3 т. М.: Художественная литература, 1962. Т. 3. 519 с.
  • Гудимова (2017) — Гудимова С.А. Музыкальная эстетика романтиков // Вестник культурологии. 2017. №2 (81). С. 94—111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-estetika-romantikov (дата обращения: 05.06.2022).
  • Коломиец (2007) — Коломиец Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. М.: URSS, 2007. 531 с.
  • Лосев: Мировоззрение Скрябина — Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина. https://litresp. m/chitat/rn/%D0%9B/losev-aleksej-fedorovich/forma—stilj—virazhenie/9 (дата обращения: 10.06.2022).
  • Лосев (1991) — Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 315-335.
  • Лосев (1995) — Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 194-369.
  • Лосский (2021) — Лосский Н., прот. Очерк богословия литургической музыки. Православный взгляд. М.: Издательский дом «Познание», 2021. 104 с., 17 ил.
  • Мартынов (2000) — Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс-Традиция; Русский путь, 2000. 224 с.
  • Николаев (2014) — Николаев Б., прот. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. URL: http://mbrsm.ru/2014/12/23/protoierej-boris-nikolaev-znamennyj-raspev-i-kryukovaya-notaciya-kak-osnova-russkogo-pravoslavnogo-cerkovnogo-peniya/ (дата обращения: 05.06.2022).
  • Одоевский (1974) — Одоевский В.Ф. Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке // Русские эстетические трактаты первой трети XIX в.: в 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1974.
  • Опера «Александр Невский» — Грайр Ханеданьян. Опера «Александр Невский». URL: https://www.youtube.com/watch?v=k_nwOJeabe0 (дата обращения: 05.06.2022).
  • Свиридов (2017) — Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и ком-мент.: А. С. Белоненко; науч. ред.: С. И. Субботин. М.: Молодая гвардия, 2017. 794 с. https:// gorenka.org/index.php/kurskie-avtory/121-sviridov-g-v/5977-g-v-sviridov-muzyka-kak-sudba?showall=&limitstart= (дата обращения: 05.06.2022).
  • Скрябин — Александр Скрябин. Тексты. http://www.librapress.ru/2020/11/Alexander%20 Scriabin%20texts.html (дата обращения: 10.06.2022).
  • Стравинский (2021) — Стравинский И.Ф. Музыкальная поэтика. М., 2021. 160 с.
  • Уваров: Мелос и логос (2003) — Уваров М..С. Мелос и логос философии // Вестник С.-Петербургского государственного университета. Сер. 6. 2003. Вып. 2 (14). С. 12-19.
  • Уваров: Отзвуки музыки (2003) — Уваров М. С. Отзвуки музыки // Звучащая философия. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. С. 180-185.
  • Чередниченко (1989) — Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989. 229 с.
  • Шабанова (2017) — Шабанова Ю. А. Философия и музыка. Днепр: Лира, 2017. 172 с.
  • Эстетика немецких романтиков (1987) — Эстетика немецких романтиков / Сост., пер. А. В. Михайлов. М.: Искусство, 1987. 736 с.
  • Davies (2011) — Davies S. Musical Understandings and Other Essays on the Philosophy of Music. Oxford: Oxford University Press, 2011. 221 p.
  • Kania (2020) — Kania A. Philosophy of Western Music: A Contemporary Introduction. Routledge, 2020. https://www.routledge.com/Philosophy-of-Western-Music-A-Contemporary-Introduction (дата обращения: 05.06.2022).
  • Musica Latina (2000) — Musica Latina. СПб., 2000.
  • Hillsong UNITED — Hillsong UNITED. Oceans (Where Feet May Fail) Live. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=eLqTZ07ja7g (дата обращения: 05.06.2022).
  • Scruton (2009) — Scruton R.. Understanding Music — Philosophy and Interpretation. Bloomsbury, 2009. 256 p.
  • Toncitch (1975) — Toncitch V Philosophie de la musique contemporaine. Dialectique du son. Contribution à la recherché // Revue de l'Université d'Ottawa. 1975. Vol.45. No. 2. URL: http:// huygens-fokker.org/docs/toncitch.html (дата обращения: 05.06.2022).
  • Zangwill (2007) — Zangwill N. Music, emotion and metaphor // Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2007. № 65 (4). P. 391-400.
Еще
Статья научная