Нарушения личностного и семейного функционирования родителей пациентов, страдающих героиновой наркоманией
Автор: Бочаров Виктор Викторович, Шишкова Александра Михайловна
Журнал: Психология. Психофизиология @jpps-susu
Рубрика: Клиническая (медицинская) психология
Статья в выпуске: 3 т.6, 2013 года.
Бесплатный доступ
Представлены результаты исследования особенностей личностного и семейного функционирования родителей (матерей и отцов) пациентов, страдающих героиновой наркоманией. Полученные данные свидетельствуют о снижении конструктивно-адаптационных ресурсов личности родителей наркозависимых. При этом матери таких больных по сравнению с их отцами характеризуются более выраженной личностной дисфункциональностью, проявляющейся прежде всего в нарушении границ личности, ощущении тревоги и стремлении избегать доверительных контактов. В то же время у отцов наркозависимых лиц дисфункциональность выражается в снижении самооценки и усилении «деструктивных» форм агрессии. Выявлены тенденции особенностей семейного и личностного функционирования, связанных с ролевой позицией в семейной системе родителей пациентов с героиновой наркоманией.
Героиновая наркомания, личностные особенности, матери и отцы наркозависимых лиц, личностная дисфункциональность, семейные взаимоотношения
Короткий адрес: https://sciup.org/147159877
IDR: 147159877
Текст научной статьи Нарушения личностного и семейного функционирования родителей пациентов, страдающих героиновой наркоманией
Болезнь близкого человека может являться психотравмирующим фактором для членов его семьи и оказывать разрушительное воздействие на их собственное социально-психологическое и физическое функционирование [4, 5]. Стрессогенное влияние болезни близкого на его окружение в первую очередь связано с высокой значимостью семейных взаимоотношений. Кроме того, уровень стрессогенности такого влияния обусловлен характером и длительностью заболевания, а также отношением общества к больным, страдающим этим недугом, и их близким.
Героиновая наркомания одного из членов семьи часто оказывает выраженное психотравмирующее влияние на его близких. Переживания родственников, связанные с поведением и состоянием больного, как правило, носят кризисный характер, то есть сопровождаются ощущением невозможности дальнейшего существования в сложившейся жизненной ситуации и одновременно чувством безысходности, невозможности выйти из нее.
Кроме того, родственники таких больных, как и сами больные, подвержены значительной стигматизации [2], препятствующей их обращению за помощью и приводящей к возникновению их социальной изоляции. Хронический характер такой ситуации и хронизации таких ее переживаний обуславливает возникновение различных нарушений социальнопсихологической адаптации у близких родственников наркозависимых. В этой связи выявляется необходимость создания эффективных моделей психологической помощи родственникам больных наркоманией, разработка которых должна осуществляться с учетом особенностей их личностного и семейного функционирования.
Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей личностного и семейного функционирования родителей (матерей и отцов) пациентов с героиновой наркоманией.
З адачами исследования выступали:
-
1. Изучение особенностей личностного функционирования родителей пациентов с героиновой наркоманией.
-
2. Анализ характера семейных отношений родителей пациентов с героиновой наркоманией.
Исследование проводилось при помощи клинико- и экспериментально-психологических методов.
В качестве тестовых методик применялись:
-
• «Я-структурный тест Г. Аммона» («Ich Structur Test Ammon», ISTA) в адаптации Ю.Я. Тупицына, В.В. Бочарова и др. [1];
-
• «Методика оценки психического здоровья» (МОПЗ), разработанная Ю.Я. Тупицыным, В.В. Бочаровым, Б.В. Иовлевым, С.П. Жук [1];
-
• «Шкала семейного окружения – ШСО» («Family environmental scale»), адаптирована С.Ю. Куприяновым [3].
В исследовании приняли участие 80 родителей пациентов с героиновой наркоманией, в том числе 45 матерей и 35 отцов нарко-зависимых. Средний возраст обследованных матерей составил 53,2 года. При этом 70 % принявших участие в исследовании матерей имели высшее профессиональное и 30 % – среднее специальное образование. Среди обследованных отцов 57 % имели высшее и
-
43 % —среднее специальное образование. Средний возраст отцов составил 54±3,2 года.
Для исследования особенностей личностного функционирования родителей пациентов с героиновой наркоманией использовались: клиническая беседа, клиническое наблюдение и обследование по методике «Я-структурный тест Г. Аммона».
На рис. 1 представлен усредненный профиль шкальных оценок «Я-структурного теста» испытуемых в группах матерей и отцов пациентов с героиновой наркоманией.
При анализе представленных на рисунке данных следует отметить, что для родителей наркозависимых в целом характерно выраженное превышение показателей «деструктивных» и «дефицитарных» шкал над «конструктивными» по всем рассмотренным базовым личностным функциям, причем по некоторым шкалам средние показатели выходят за границы нормативного интервала, установленного в диапазоне 40–60 баллов.
При сравнении показателей, полученных при обследовании групп отцов и матерей нар-козависимых по «Я-структурному тесту», статистически значимые различия выявлены по

Рис. 1. Усредненный профиль шкальных оценок по «Я-структурному тесту» у матерей и отцов пациентов с героиновой наркоманией (Использованные сокращения в наименовании типов шкал:
кон. – конструктивные, дес. – деструктивный, деф. – дефицитарный)
шкалам агрессии «деструктивной» (p<0,01) и «дефицитарной» (p<0,001), «деструктивной» тревоги (p<0,001), «дефицитарного внешнего Я-отграничения» (p<0,001), «деструктивного нарциссизма» (p<0,001) и всех шкал оценки сексуальности («конструктивной», «деструктивной», «дефицитарной», при p<0,001). При этом у матерей наркозависимых выявляются более высокие показатели по всем перечисленным шкалам, за исключением шкал «деструктивная агрессия», «конструктивная сексуальность» и «деструктивная сексуальность».
Различия, выявленные по всем выявляемым методикой ISTA шкалам «агрессии», подтверждают данные клинико-психологического обследования и отражают характерные для отцов наркозависимых тенденции к разрушению контактов и отношений, вербальному, а порой и физическому выражению гнева. Так, в ходе клинической беседы некоторые отцы наркозависимых сообщали о том, что часто не могут сдержать собственных эмоций при общении с больным наркоманией ребенком. Обследуемые отцы зачастую выражали сожаление о произошедшем, особенно в тех случаях, когда «дело доходило до причинения телесных повреждений». Важно отметить, что когда «деструктивная» агрессия блокируется и не находит своей разрядки во внешнем объекте, она может направляться на собственную личность и, в частности, проявляться в алкоголизации, широко распространенной среди обследуемого контингента отцов. Дополнительным аргументом является установленный факт значительного снижения показателя «Конструктивной агрессии» у отцов наркоза-висимых.
Матери наркозависимых, по сравнению с их отцами, в большей степени характеризуются склонностью жертвовать собственными интересами, целями и планами, у них снижена возможность открыто проявлять свои эмоции, чувства и переживания. Для них также свойственно отчуждение собственных планов и потребностей, сужение круга интересов.
Показатель «Деструктивной тревоги» у матерей наркозависимых, значительно превышающий нормативный диапазон, свидетельствует, что для них в большей степени, чем для отцов, характерна тревога, которую они субъективно связывают с употреблением наркотиков их детьми. Как сообщают матери наркозависимых, тревожные состоя- ния часто сопровождаются у них мыслями о неразрешимости сложившейся ситуации, о собственном бессилии, обвинениями себя и окружающих.
В отличие от матерей, отцы наркозави-симых лучше сохраняют внешние границы собственной личности, что отражается в показателях шкалы «внешнего Я-отграничения». Выявляемые у матерей нар-козависимых превышающие нормативный диапазон значения по шкале «дефицитарное внешнее Я-отграничение»отражают характерную для них тенденцию к «симбиотическому слиянию» с собственным наркотизирующимся ребенком.
Не достигающий нормативного диапазона показатель по шкале «Конструктивный нарциссизм», а также более низкие (по сравнению с результатами обследования матерей) оценки по шкалам, отражающим «деструктивную» составляющую этой «Я-функции» у отцов наркозависимых, подтверждают данные клинико-психологического обследования о наличии у них ощущения собственной несостоятельности прежде всего в отцовской роли, а также отражают ощущение чувство вины, переживаемой ими в связи с развитием у ребенка такой болезни. Так, в ходе беседы отцы наркозависимых высказывали сожаление о том, что «были слишком заняты работой», «мало времени уделяли воспитанию», некоторые из них в качестве причины начала наркотизации у ребенка называют собственную супружескую неверность. Для матерей нарко-зависимых, в свою очередь, более характерно ощущение чувства непонятости, неоцененно-сти окружающими, чрезмерная настороженность в общении, боязнь близких доверительных отношений.
Показатели по шкалам «конструктивной», «деструктивной» и «дефицитарной» сексуальности методики ISTA свидетельствуют о большей сохранности и значимости личностной сексуальной активности у отцов, чем у матерей наркозависимых.
Полученные данные свидетельствуют о наличии выраженной личностной дисфункциональности родителей наркозависимых. При этом у отцов наркозависимых дисфункциональность выражается прежде всего в снижении самооценки и усилении «деструктивных» форм агрессии, что свидетельствует о неспособности адекватного использования собственной личностной активности. Для матерей в большей степени характерно нарушение границ личности, ощущение тревоги и снижение личностной сексуальной активности.
Для уточнения характера личностной дисфункциональности в настоящем исследовании была применена «Методика оценки психического здоровья» (МОПЗ), разработанная на основе «Я-структурного теста» [1]. При этом показатели снижения «уровня психического здоровья» рассматривались как индикаторы оценки состояния психического здоровья, соответствующие величине личностной дисфункциональности. При этом под психическим здоровьем понимается не отсутствие того или иного нервно-психического заболевания или расстройства, а достаточная для оптимального функционирования личности адаптация к среде, позволяющая в максимальной степени реализовывать имеющийся психический потенциал [1].
Данные обследования по методике «МОПЗ» матерей и отцов пациентов с героиновой наркоманией представлены на рис. 2.
При сравнении результатов обследования по данной методике выявлены статистически достоверные различия показателей в группах матерей и отцов наркозависимых по шкале «Дефицитарность» (p<0,001) и «Индекс реализации психического потенциала личности», в то время как по шкалам «Конструктивность», «Деструктивность» и «Индекс компенсации психопатологической симптоматики» достоверных различий не выявлено.
Более высокие значения показателя по шкале «Дефицитарность» у матерей пациен- тов с героиновой наркоманией свидетельствуют о большем снижении у них уровня психической активности личности, чем у отцов таких больных.
Следует отметить, что «Индекс компенсации психопатологической симптоматики» соотносит величину имеющихся адаптационных ресурсов и выраженность психопатологических проявлений, а «Индекс реализации психического потенциала личности» отражает соотношение величины адаптационного потенциала и уровня психической активности личности. При этом нормативный диапазон этих показателей в методике МОПС составляет от ±10 баллов. Полученные в выборках родителей пациентов результаты говорят о выраженном снижении среднестатистических показателей «Индекса компенсации психопатологической симптоматики» в обеих группах. Таким образом, у всех родителей пациентов с героиновой наркоманией имеются трудности в совладании с собственными эмоциональными состояниями, порой достигающими уровня выраженных психоэмоциональных расстройств. Значения показателя «Индекса реализации психического потенциала личности» у отцов определяются в пределах нормативного диапазона, в то время как у матерей пациентов с героиновой наркоманией отмечается его значительное снижение.
Таким образом, результаты обследования по методике «МОПЗ» говорят о том, что у родителей наркозависимых выявляется снижение конструктивно-адаптационных ресурсов личности и уровня выявляемого методи-

-
□ матери n=45
-
□ отцы n=35
Рис. 2. Соотношение средних значений показателей по тесту «МОПЗ» у матерей и отцов пациентов с героиновой наркоманией кой психического здоровья. При этом у матерей таких больных по сравнению с их отцами отмечаются более выраженные нарушения личностного функционирования, проявляющиеся в значительном снижении уровня психической активности личности.
Изучение характера семейных отношений родственников больного героиновой наркоманией проводилось при помощи «Шкалы семейного окружения» (ШСО).
На рис. 3 представлен усредненный профиль шкальных оценок по методике «ШСО» у матерей и отцов пациентов с героиновой наркоманией.
Статистически достоверные повышения шкальных значений по методике ШСО у матерей наркозависимых обнаружены по шкалам: «Морально-нравственные аспекты» и «Контроль» (при p<0,01), а также «Независимость», «Ориентация на достижения» и «Организация» (при p<0,05). Показатели по шкалам «Сплоченность», «Экспрессивность», «Конфликт», «Интеллектуально-культурная ориентация», «Ориентация на активный отдых» у отцов и матерей наркозависимых лиц не имеют статистически значимых различий.
Полученные данные отражают характерное для матерей наркозависимых стремление занимать доминирующую позицию в семей- ной системе. Они в большей степени, чем отцы, стремятся контролировать других членов семьи, принимая решения, преимущественно связанные с организацией семейной жизнедеятельности. Выявляемое у матерей при клинико-психологическом исследовании отсутствие эмпатического контакта со своими наркозависимыми детьми часто компенсируется морализированием, которое, как правило, вызывает протестную реакцию у больного наркоманией. Поощрение ими своих наркоза-висимых детей к независимости и достижениям в различных сферах деятельности носит скорее декларативный характер, поскольку попытки предоставления им свободы выбора, как правило, сопровождаются у матерей сильной тревогой и плохо сочетаются со стремлением постоянно оберегать их. Так, в ходе клинической беседы матери часто говорили о том, что «боятся отпустить» уже взрослого наркозависимого ребенка, поскольку опасаются, что он «не справится», «сорвется», «недостаточно созрел».
В результате такого взаимодействия с окружающими мать, принимая всю ответственность за происходящее на себя, в то же время оказывается неспособной разделить ее со своими близкими, или, фигурально говоря, «задыхающейся» под бременем «непомерной
7,00
6,00
5,00
4,00
3,00
2,00
1 lllll I
-
□ матери n=45
-
□ отцы n=35
1,00
0,00

<8
X
X9

Рис. 3. Соотношение средних значений показателей по шкалам методики «ШСО» у матерей и отцов пациентов с героиновой наркоманией ноши». Невозможность контролировать жизнь собственных родственников порождает ощущение своего бессилия, чувство отчаяния и враждебности окружающего мира.
Для отцов пациентов с героиновой наркоманией, напротив, более характерна отстраненная позиция по отношению ко всему происходящему в семье. Возможно, это обусловлено неосознанным и/или сознательным стремлением избежать чрезмерного стрессового напряжения, возникающего вследствие наличия в семье ребенка, больного героиновой наркоманией.
Таким образом, результаты выполненного исследования показали, что различная степень выраженности «деструктивно-дефицитарных» реакций у родителей наркозависимых оказывается тесно связанной с ролевой структурой семьи, которая, в свою очередь, опосредует гендерно-специфическое распределение стресс-нагрузки между ее членами.
Анализ результатов исследования особенностей личностного и семейного функционирования родителей пациентов с героиновой наркоманией, позволяет сделать следующие выводы :
-
1. Родители пациентов с героиновой наркоманией имеют выраженные нарушения личностного функционирования, свидетельствующие о значительном снижении конструктивно-адаптационных ресурсов личности и снижении уровня их психического здоровья.
-
2. Матери пациентов с героиновой наркоманией, по сравнению с их отцами, характеризуются более выраженной личностной дисфункциональностью, проявляющейся прежде всего в нарушении границ личности, ощущении тревоги и снижении личностной сексуальной активности. В то же время у отцов наркозависимых детей дисфункциональность
-
3. В семейных взаимоотношениях родителей пациентов с героиновой наркоманией выявляются различные тенденции, определяемые их ролевой позицией. В частности, для матерей типичной является доминирующая позиция, в то время как отцы стремятся занять отстраненную позицию в семейной системе.
-
4. Различия в проявлениях личностной дисфункциональности во многом сопряжены с ролевой позицией и степенью вовлеченности родителей во взаимодействие с больным наркоманией ребенком.
выражается в снижении самооценки и усилении «деструктивных» форм агрессии.
Список литературы Нарушения личностного и семейного функционирования родителей пациентов, страдающих героиновой наркоманией
- Вассерман, Л.И. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение: учебное пособие/Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. -М.: Академия, 2003. -736 с.
- Шишкова, А.М. Влияние стигматизации на семейные отношения больных опиатной наркоманией/А.М. Шишкова//Психоневрология в современном мире: материалы юбилейной научной сессии, г. Санкт-Петербург, 15-18 мая 2007 г. -СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. -С. 233.
- Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия/Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. -СПб.: Речь, 2003. -334 с.
- Schizophrenic patients and their families: A survey in a psychiatric service based on a DGH unit/J.S. Gibbons, S.H. Horn, J.M. Powell, J.L. Gibbons//British Journal of Psychiatry. -1984. -Vol. 144. -P. 70-77.
- Financial and family burden associated with cancer treatment in Ontario/C.J. Longo, M. Fitch, R.D. Deber, A.P. Williams. -Canada. Support Care Cancer. -2006. -№ 14. -P. 1077-1085.