Некоторые особенности участия адвоката в производстве следственных действий
Автор: Цуриков И.М., Ляхова А.И.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 12-5 (75), 2022 года.
Бесплатный доступ
В представленной статье рассматриваются особенности нормативно-правового регулирования института участия адвоката в производстве следственных действий в современном отечественном уголовно-процессуальном праве. Авторами делается акцент на некоторых преимуществах существования данного института, а также на отдельных аспектах реализации права адвоката на участие в производстве следственных действий. Производится анализ действующего законодательства и юридической литературы с целью выявления проблем нормативно-правового регулирования и формулируются предложения по внесению изменений в Уголовно-процессуальный кодекс.
Уголовное судопроизводство, адвокатура, адвокат, защитник, следственные действия, применение технических средств
Короткий адрес: https://sciup.org/170197120
IDR: 170197120 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-12-5-132-134
Текст научной статьи Некоторые особенности участия адвоката в производстве следственных действий
Следственные действия выступают в уголовном процессе в качестве одного из наиболее важных источников получения доказательственной информации, входящей в предмет доказывания по уголовному делу. Производство следственных действий зачастую сопряжено с ограничением конституционных прав граждан, что является необходимым для полного и всестороннего исследования конкретных обстоятельств преступления. Действующая уголовно-процессуальная форма производства следственных действий регламентирована уголовно-процессуальным законодательством под угрозой признания доказательств недопустимыми в целях недопущения нарушений прав и свобод человека и гражданина. В качестве одной из эффективных гарантий реализации принципов уголовного судопроизводства, выступает право на получение квалифицированной юридической помощи и вступление адвоката-защитника в уголовное дело на ранних стадиях уголовного процесса.
Е.А. Бравилова, описывая преимущества указанного права, отмечает тот факт, что оно предоставляет реальную возможность адвокату-защитнику не только проконтролировать правильность производства следственного действия, его закон- ность, но и в существенной степени оказать влияние на ход расследования в принципе, что имеет очень большое значение для надлежащей реализации принципа состязательности сторон в уголовном судопроизводстве [1, с.15].
Возможность участия адвоката в следственных действиях закреплена на уровне федерального законодательства. Так, в п. 5 ч. 1 статьи 53 УПК РФ обозначается чёткий перечень следственных действий, в производстве которых адвокат имеет право принимать непосредственное участие. Части 1 и 2 той же статьи содержат указания на конкретные полномочия, которыми обладает адвокат. В некоторых случаях участие адвоката может повлиять на качество получаемых сведений. Так, согласно 75 статье УПК РФ показания, которые дал подозреваемый или обвиняемый в условиях отсутствия адвоката, должны быть признаны недействительными в том случае, если он не подтвердит их в зале судебного заседания. Нормами ч. 2 статьи 159 закрепляется, что адвокат обладает возможностью подачи ходатайства о проведении следственного действия. В некоторых случаях, когда достоверным образом устанавливается, что проведение такого следственного действия имеет реальное значе- ние для дела, на следователя возлагается обязательство по удовлетворению ходатайства. В ч. 3 статьи 50 УПК РФ закрепляется положение о том, что в ряде ситуаций следователь обладает легитимным правом на проведение следственного действия без защитника, но только тогда, когда он не может обеспечить своё участие в течение пяти суток [2].
Приведённый нами перечень особенностей нормативно-правового регулирования права адвоката на участие в производстве следственных действий не является исчерпывающим. Как мы можем заметить, уголовно-процессуальное законодательство содержит достаточно большое количество норм, указывающих на то, что рассматриваемое нами участие защитника является одной из важнейших гарантий соблюдения прав и законных интересов обвиняемого (подозреваемого). В тоже время, даже на современном этапе, большое количество вопросов, связанных с реализацией обозначенного права, остаётся неурегулированным.
Р.Х. Кильдиев в своей работе делает верное замечание о том, что сегодня многие вопросы на практике решаются путём обращения к разъяснениям, данным Конституционным Судом Российской Федерации. Подобное свидетельствует о недостатках нормативно-правового обеспечения, устранение которых необходимо для обеспечения надлежащей реализации права участия адвоката в производстве следственных действий [3, с.106].
На наш взгляд, серьезным упущением является отсутствие закрепления за следователем и дознавателем обязанности, в соответствии с которой они должны бы были уведомлять адвоката о производстве следственного действия. Мы считаем, исключений из данного правила может быть только два: 1) в случаях, которые регламентированы нормами ч. 3 статьи 11 УПК РФ; 2) в ситуациях, когда следственное действие носит неотложный характер и должно быть проведено в срочном порядке, так как промедление может привести к уничтожению или сокрытию важной информации. Помимо этого, мы предлагаем установить, что за нарушение предлагае- мого к закреплению обязательства, адвокат и его подзащитный должны приобретать право на обжалование законности и обоснованности следственного действия в порядке, закреплённом в статье 125 УПК РФ.
Достаточно спорный характер носит вопрос о предоставлении адвокату возможности использования технических и иных средств фиксации хода производства следственного действия. На наш взгляд, отсутствие чётко закрепленного такого права является недостатком действующего законодательства. Средства фото-, аудио-и видеофиксации в последние годы получили большое распространение и позволяют увеличить гарантии законности следственных действий, так как в случае возникновения каких-либо нарушений, адвокат сможет наглядным образом их продемонстрировать, доказав свою точку зрения.
Сразу стоит заметить, что в среде учёных не существует единого мнения относительно данного права.
Так, М.О. Баев придерживается позиции, что данное право уже существует в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации. Аргументирует свою позицию автор ссылаясь на положения п. 1 ч. 1 статьи 53 УПК РФ, в которых указывается возможность адвоката использовать все не запрещенные законом средств и способы защиты. Ни одна из ныне существующих норм не устанавливает запрета на использования средств фиксации защитником в процессе участия в производстве следственных действий. Исходя из этого и можно заключить, что рассматриваемое право следует рассматривать как действующее из принципа: «разрешено то, что не запрещено»[4, с.50].
Мы разделяем позицию М.О. Баева, однако считаем, что данное право необходимо именно закрепить в Уголовнопроцессуальном кодексе Российской Федерации, так как подобные меры позволят снизить количество судебных споров и конфликтных ситуаций, которые происходят из-за неправильного понимания норм действующего законодательства.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что на современном этапе развития отечественного уголовно-процессуального законодательства можно наблюдать ряд определённых проблем, возникающих на практике реализации права адвоката на участие в производстве следственных действий. В данном исследовании были рассмотрены только некоторые из проблемных аспектов и сформулированы следующие пути по их устранению:
-
1) закрепление в Уголовнопроцессуальном кодексе Российской Фе-
- дерации обязанности за следователем и дознавателем, выраженной в необходимости уведомления адвоката о любом следственном действии, которое производится не только в отношении представляемого им лица, но и с участием иных субъектов;
-
2) закрепление в Уголовнопроцессуальном кодексе Российской Федерации права на использование адвокатом технических средств для фиксации хода следственного действия.
Список литературы Некоторые особенности участия адвоката в производстве следственных действий
- Бравилова, Е.А. Некоторые проблемы участия адвоката-защитника в следственных действиях / Е.А. Бравилова // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2021. - № 1. - С. 15-20.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52. - Ст. 4921.
- Кильдиев, Р.Х. Проблемы участия адвоката при производстве следственных действий / Р.Х. Кильдиев // Правовая позиция. - 2022. - № 6. - С. 106-111.
- Баев, М.О. Отдельные проблемы участия адвоката-защитника в производстве следственных действий / М.О. Баев // Молодой учёный. - 2018. - № 46. - С. 54-60.