Непрерывное образование библиотечных специалистов: содержание определит формат
Автор: Лопатина Наталья Викторовна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Образование в сфере культуры
Статья в выпуске: 4 (96), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья раскрывает опыт и задачи организации непрерывного образования библиотечных специалистов. Поставлена задача поиска и разработки новых ИТ-решений и педагогических инструментов, отвечающих особенностям современной образовательной и кадровой политики в библиотечно-информационной сфере. Основной акцент сделан на систему дополнительного профессионального образования. Представлены результаты авторских исследований и наблюдений организации непрерывного образования в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Проведён анализ проблем и задач непрерывного образования библиотечных специалистов на уровне традиционных элементов образовательного процесса: теоретических основ библиотечно-информационного образования, содержания образования, методики обучения, организационно-педагогических условий. Статья подготовлена на основе доклада автора на Международной научно-практической конференции «Наука, технологии и информация в библиотеках (LIBWAY-2020)».
Библиотечно-информационная деятельность, библиотечно-информационное образование, дистанционное обучение, непрерывное образование библиотечных специалистов, прикладная информатика, форматы онлайн-обучения
Короткий адрес: https://sciup.org/144161376
IDR: 144161376 | DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10412
Текст научной статьи Непрерывное образование библиотечных специалистов: содержание определит формат
Эпидемиологическая ситуация 2020 года сформировала новый, глобального охвата опыт социальной активности в различных отраслях деятельности. Неожиданно мы оказались участниками целой серии социальных экспериментов, в том числе одного из самых сложных – педагогического эксперимента. В одночасье мы попали в будущее, о котором много говорили, мечтали, которое строили и педагогическими теориями, и инструментами прикладной информатики. Это будущее почему-то оказалось не таким радужным, как представлялось, и мы не ожидали такого масштабного и стремительного тестирования своих идей и разработок, не ожидали столь сильной эмоциональной реакции от участников образовательного процесса, столь сильного социального резонанса от внедрения дистанционных форм обучения.
Концентрируя наши аналитические усилия на непрерывном образовании библиотечных специалистов, сложно говорить о том, что опыт, полученный в первой половине 2020 года, можно рассматривать с позиций так называемого доказательного подхода, который сегодня закладывается в педагогических науках [7; 11], в том числе и в теории и методике библиотечно-информационного образования. Во-первых, реальные практики, в которые мы были включены, не обладают доказанной эффективностью в достижении социального результата – подготовки и поддержании кадрового ре- сурса отрасли в необходимом обществу качестве и количестве. Мы можем оценивать затраченные усилия и степень реализации образовательных проектов, запланированных на данные сроки, но оценить их результативность по существу пока не представляется возможным. Во-вторых, мы не можем говорить о вынужденной ситуации весны 2020 года как о целенаправленном поиске и применении методов, доказывающих позитивный характер новых образовательных практик для всех участников образовательного процесса.
Тем не менее эта неожиданная ситуация дала нам и пищу для размышления, и темы для дискуссий, и руководство к действию. Для её аналитического изучения эв-ристичным представляется классический для педагогики подход, который рассматривает образовательную систему через взаимодействие следующих элементов – теории, содержания, методики и организационных условий.
На протяжении четверти века большинство профессиональных конференций, обсуждающих проблемы непрерывного библиотечно-информационного образования, провозглашало перспективность и ожидаемые блага, которые принесёт дистанционное образование. Содержательный анализ выступлений и публикаций показывает, что основная проблема виделась исключительно в масштабности усилий на производство программного обеспечения и образователь- ного контента. Но весна 2020 года мобили- быстрому приспособлению к новым услови- зовала имеющиеся ресурсы и возможности для решения этой задачи и выявила следующие важные моменты, которые по целому ряду причин оставались вне зоны широкой практической реализации:
-
• во-первых, существование готовых универсальных ИТ-решений, которые легко адаптируются к нуждам образовательного процесса: от открытых лицензий и регистрации на платформах видеоконференцсвязи до построения на основе этих методологий и архитектурных решений собственных информационных систем, способных транслировать потоковое видео, обеспечивать коллаборацию и предоставлять доступ к документным массивам образовательной и профессиональной направленности;
-
• во-вторых, масштабы и характер кумуляции цифрового контента, а также его доступность для массового пользователя и разнообразие.
Анализ постов и реакций в социальных сетях, экспертные интервью, изучение содержания неформальных коммуникаций, результаты включённого наблюдения выявили, что ключевые проблемы дистанционного обучения в структуре непрерывного библиотечно-информационного образования кроются в неготовности участников образовательного процесса (и педагогов, и практиков) работать в новых режимах. В данном случае речь идёт:
-
• во-первых, о технологической неготовности, причём не столько о неумении пользоваться конкретной информационной системой или ИТ-решением, сколько о неспособности к быстрому и самостоятельному освоению этих систем и решений;
-
• во-вторых, о моральной и эмоциональной неготовности, о неспособности к
ям, к новым практикам; о неожиданно высоких для информационных специалистов психологических барьерах вхождения в новые предвидимые условия профессиональной деятельности.
Анализ этих компетентностных лакун, эмоционального фона, ценностных и психологических установок, мотивационной системы позволяет нам говорить о специфике и проявлениях информационной культуры специалистов [4] библиотечно-информационной сферы, в том числе педагогического корпуса системы непрерывного библиотечно-информационного образования. Мы активно использовали локдаун для исследовательской работы, и результаты, касающиеся способности современного библиотекаря к быстрой адаптации к новым цифровым режимам, к сожалению, оказались ниже наших ожиданий, что частично уже нашло отражение в нашей статье «Цифровизация социокультурной сферы: от предчувствия к точке бифуркации» [5] и будет более подробно представлено в специальной публикации.
Один из главных уроков, который мы должны вынести из современной ситуации, заключается в понимании того, что мир меняет нашу отрасль и наша отрасль меняет мир. Невозможно единожды и раз и навсегда научиться нажимать на кнопки, поэтому задачи содержания образования в высшей школе заключаются:
-
а) в формировании базовых навыков применения современных технологий;
-
б) в научении понимать логику используемых практикой ИТ-решений;
-
в) в воспитании привычки и готовности осваивать новые инструменты.
Эти – особые профессиональные – метакомпетенции и составляют основной вклад вузов культуры в непрерывность библиотечно-информационного образования, в преемственность высшей школы и системы ДПО.
Второй урок состоит в том, что библиотекарь, как и педагог, может успешно освоить технологии, но основная сложность – в уровне умения делать востребованный контент, который будет транслироваться посредством освоенных им технологий. Качество современного цифрового контента оценивается неофициальным статусом его создателя в системе социальных отношений, в иерархии организационных систем. Контент должен быть интересен аудитории, на которую мы нацелили наше воздействие, и в большинстве изученных нами случаев блогер-самоучка из очень отдалённой деревни, показывающий свои будни, набирает больше просмотров на YouTube, чем профессионально подготовленные библиотеками видео. И это – вызов времени, ответ на который – в изменении содержания всех составляющих непрерывного образования, в смещении акцентов в сторону одного из важнейших приоритетов цифрового мира – в сторону интеллектуализации социально-информационных технологий как феномена XXI века [8; 9].
Именно это содержание и выступает фактором определения форматов образовательных продуктов, которые будут целесообразны для непрерывного библиотечного образования в ближайшие годы. Это ставит задачу и перед прикладной информатикой в сфере непрерывного образования, технологии которой должны отвечать современным общественным и цифровым вызовам, с одной стороны, и быть ориентированными на индивидуальный педагогический результат как особый ориентир формируемых образовательных форматов – с другой.
Например, важная для нашей отрасли педагогическая задача актуализации навыков применения или освоения конкретной информационной технологии, как ни парадоксально, с трудом решается в цифровых форматах, ставших за прошедшие месяцы для нас привычными. Эту задачу лекцией на платформе Zoom не решить: она требует тренировки навыков, причём на индивидуальном уровне. Необходимы тренажёры, снимающие не только типовые, но и ситуативные ошибки обучающегося; тренажёры, учитывающие специфику освоения ИТ-специалистами разных возрастов, разного опыта, разного темперамента, разной системы мотиваций, разных alma mater , даже имеющих разные диоптрии очков. На сегодняшний день в нашем арсенале нет доступных и достойных ИТ-решений, позволяющих реализовать подобные педагогические проекты с нужной долей результативности, но необходимо нацеливаться на их создание.
Мы ожидаем возражения тех, кто видит в этом примере доказательство несостоятельности современных образовательных форматов и призывает вернуться в традиционный режим обучения. В этом случае хотелось бы напомнить, что эта и многие другие педагогические задачи профессионального образования, направленные на формирование навыков самостоятельного трудового действия с применением какого-либо инструментария или метода, лучше всего решались в доиндустриальную эпоху, когда мастера ремесленного искусства учили индивидуально, «с рук». Разумеется, мы можем повторить этот традиционный опыт и сегодня, и это будет не только эффективнее, но и быстрее. Но насколько это будет экономически целесообразно, насколько мы сможем говорить в данном слу- чае о доступном образовании? Эти примеры заставляют нас задуматься о том, что необходимы новации не только на уровне ИТ-решений, но и на уровне педагогических технологий, на уровне методологической коммуникации педагогики и наук информационного цикла.
Рассмотрим другой пример. Непрерывное библиотечно-информационное образование имеет и содержательные ориентиры, предполагающие охват единым цифровым контентом. Они направлены на формирование некоего общего знания, которое должно иметь и разделять максимально большое количество библиотекарей. В данном случае не вызывает сомнения целесообразность проведения посредством современных систем видеоконференцсвязи занятий лекционного типа или образовательных конференций, включающих обмен опытом, совместный поиск знания, иные интерактивные инструменты, подходящие для больших аудиторий, в которых есть тот, кто хочет показать себя, и есть тот, кто хочет тихо послушать. Но насколько эти форматы хороши, когда речь идёт о самом основном, ради чего существует система непрерывного образования: для мотивации к дальнейшей профессиональной активности, для реализации индивидуального потенциала? Может ли эта задача быть в полной мере решена в условиях «большой аудитории» – реально собравшейся или в какой-то цифровой комнате? В данном случае вопрос касается не формата трансляции данных, а формата педагогического общения.
Педагогическая задача влияния на мировоззрение, на профессиональные и личностные ценности и установки требует открытости, «душевности», не стесняющих откровенность условий диалога. Слушатели программ повышения квалификации не- редко имеют желание решить конкретные проблемы конкретной библиотеки; потребность в обсуждении конкретной ситуации, в получении профессионального совета. Это тоже не предмет публичного обсуждения, когда одному слушателю не интересно слушать проблемы другой библиотеки, чужого коллектива, особенно для тех, кто затрудняется выводить общее из частного и учиться на чужих ошибках.
Такие типичные ситуации заставляют задуматься о методической и дидактической ограниченности предложений современной системы ДПО, причём не только библиотечно-информационного. Вкладывая серьёзные государственные средства в масштабные образовательные проекты, основанные на массовых онлайн-лекциях, необходимо, во-первых, очень чётко представлять ожидаемый результат, оценивать ключевые показатели инвестиций в развитие кадрового потенциала отрасли (ROI, KPI). Во-вторых, при проектировании социального результата крайне важно ориентироваться на современные достижения педагогики в области образования взрослых (ан-дрогогические подходы) [2], на теорию и методику профессионального образования, позволяющие оценить результативность тех или иных педагогических решений, в том числе дидактического и методического характера, на этапе подготовки масштабных образовательных программ.
Требует особого внимания обучение состоявшегося специалиста, профессионала, иногда очень высокого класса. Его образовательные потребности редко могут быть удовлетворены в поточной аудитории (реальной или виртуальной). Традиционные форматы не обеспечивают того участия самого специалиста, которое востребовано самой природой непрерывного образова-

ния и системой отраслевого кадрового менеджмента. Требуется привлечение разнообразия арсенала педагогических инструментов, чья целесообразность для образования взрослых доказана мировой и отечественной практикой в различных отраслях современной экономики, в том числе – в библиотечно-информационном деле и смежных отраслях [3].
Обмен опытом, разбор конкретных ситуаций, советы, консультации, ожидаемые современным библиотечным специалистом, индивидуальное профессиональное и личностное развитие требуют не лектора (даже самого блестящего и именитого), а скорее, коуча, который поможет достичь ему некой конкретной, только его профессиональной цели [1].
Разработка проблем конкретной библиотеки, её коллектива, выявление причин низкой эффективности совместной трудовой деятельности требуют работы не только с руководителем, но и со всеми сотрудниками. В данном случае целесообразны и результативны идеи «обучающейся организации» [6], фасилитации, программы групповой динамики (например, GRC Россия [10]), которые реализуют методологию Тавистокского института человеческих отношений и отвечают на актуальные потребности современных организаций, например, программа по построению и подержанию отношений в команде, работающей онлайн.
Особого внимания заслуживает и осмысление проблем, возникающих на уровне организационно-педагогических условий системы непрерывного библиотечно-информационного образования: новые практики вступили в противоречие с миром, полным неповоротливых структур, норм, схем, регламентирующих функционирование института образования в доцифровую эпоху. Новые возможности цифровой среды значительно превосходят формат классно-урочной системы, который применяется не только в высшем образовании, но и, в адаптированном варианте, в системе дополнительного профессионального образования. Игнорирование этих новых возможностей может привести к упрощению системы непрерывного библиотечно-информационного образования как комплекса проектов, программ и мероприятий управленческого и педагогического характера до единоразовых случаев повышения квалификации как привычной практики, доказавшей неэффективность для поступательного, «сквозь всю жизнь» развития специалиста и реализации индивидуальной профессиональной траектории. Появление новых условий реализации утверждает необходимость постоянного совершенствования непрерывного образования как системы образовательных проектов, программ, мероприятий, реализуемых в традиционной и цифровой среде, направленных на воспроизводство компетентных библиотечных кадров, на актуализацию их компетенций, на адаптацию их профессиональных траекторий к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, на повышение мотивации и профессиональной активности.
Список литературы Непрерывное образование библиотечных специалистов: содержание определит формат
- Дауни М. Эффективный коучинг: уроки тренера коучей / перевод с английского Е. Гладкова. Москва : Добрая книга, 2005. 281 с.
- Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. Москва : ПЕР СЭ, 2007. 272 с.
- Зубов Ю. С. Современные педагогические технологии внутрифирменной профессиональной подготовки специалистов отрасли книжного дела : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Зубов Юрий Сергеевич. Москва, 2006. 216 с.
- Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы : тезисы докладов межвузовской научной конференции. Краснодар-Новороссийск, 23-25 сентября 1993 года. Краснодар, 1993. 249 с.
- Лопатина Н. В. Цифровизация социокультурной сферы: от предчувствия к точке бифуркации // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. 2020. № 3. URL: http:// theoryofculture.ru/issues/114/1351/
- Сенге П. М. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации / перевод с английского Б. Пинскера, И. Татариновой. Москва : Олимп-Бизнес, 2009. 417 с.
- Сидорова А. А. Доказательная образовательная политика: методологические основы // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 57. URL: http://e-journal.spa.msu. ru/vestnik/item/57_2016sidorova.htm
- Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Факт. 2006. № 6. URL: http://www.fact.ru/current/slyadneva.shtml
- Сляднева Н. А. Социально-кибернетические механизмы гомеостатического регулирования социума // Социальная философия и проблемы современного общества (Материалы «круглого стола»). Часть 1. Москва : МГУКИ, 2003. С. 49-56.
- GRC Russia: официальный сайт. URL: https://grouprelations.ru/
- Petty G. (2006) Evidence based teaching Cheltenham: Nelson Thornes. Available at: http://geoffpetty.com/geoffs-books/evidence-based-teaching-ebt/