Невидимые святыни. Вложения в средневековых крестах-энколпионах по данным комплексных аналитических исследований

Автор: Макаров Н.А., Грешников Э.А., Зайцева И.Е., Подурец К.М., Коваленко Е.С., Мурашев М.М.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Новые открытия и материалы

Статья в выпуске: 258, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вложения в 14 закрытых древнерусских крестах-энколпионах, обнаруженных на селищах Суздальского Ополья и в Новгороде. Вложения изучались с применением современных методов нейтронной томографии, оптической микроскопии, инфракрасной микроскопии, газовой хроматографии на приборной базе Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Полученные результаты свидетельствуют, что традиция вложений была вариативна, установленных правил отбора реликвий для вложения в ковчежцы не существовало. В качестве вложений использовались частицы дерева и ткани, нити, волос, для сохранения реликвий и герметизации створок широко применялась воскомастичная смесь. Вложения могли теряться и возобновляться, когда энколпионы находились в обиходе. Несмотря на производство крестов как стандартизированных изделий, вложенные в них реликвии были индивидуальны. Лабораторное изучение энколпионов подтверждает функциональное использование их как реликвариев в отдаленных областях средневековой христианской ойкумены, широкое распространение общехристианского почитания «движимых святынь» в Северо-Восточной Руси в XII-XIII вв.

Еще

Средневековые кресты-энколпионы, священные вложения, нейтронная томография, инфракрасная спектроскопия

Короткий адрес: https://sciup.org/143171221

IDR: 143171221

Список литературы Невидимые святыни. Вложения в средневековых крестах-энколпионах по данным комплексных аналитических исследований

  • Алексеев Л. В., 1993. Крест Евфросинии Полоцкой 1161 года в средневековье и в позднейшие времена // РА. № 2. С. 70-78.
  • Говор Л. И., Грешников Э. А., Зайцева И. Е., Коваленко Е. С., Куркин А. В., Мурашев М. М., Подурец К. М., Соменков В. А., Глазков В. П., Благов А. Е., Яцишина Е. Б., 2017. Исследование закрытых древнерусских крестов-энколпионов с применением ядерно-физических методов // КСИА. Вып. 249. Ч. II. С. 348-365.
  • Дончева-Петкова Л., 2017. Кресты-энколпионы, их реликвии и производство в средневеквой Болгарии // В камне и в бронзе. СПб.: ИИМК РАН. С. 155-160. (Труды ИИМК; т. 48.)
  • Иванов С. А., 2003. Благочестивое расчленение: парадокс почитания мощей в византийской агиографии // Восточнохристианские реликвии. М.: Прогресс-Традиция. С. 121-130.
  • Коваленко Е. С., Подурец К. М., Грешников Э. А., Зайцева И. Е., Агафонов С. С., Колобылина Н. Н., Калоян А. А., Говор Л. И., Куркин В. А., Яцишина Е. Б., 2019. Исследование древнерусского бронзового креста-энколпиона с помощью комплекса неразрушающих методов // Кристаллография. Т. 64. № 5. С. 826-831.
  • Корзухина Г. Ф., Пескова А. А., 2003. Древнерусские энколпионы. Нагрудные кресты-реликварии X-XIII вв. СПб.: Петербургское востоковедение. 432 с.
  • Липатов А. А., Медникова Е. Ю., Мусин А. Е., Пескова А. А., 2006. Священные вложения древнерусских энколпионов в контексте литургической практики: возможности комплексного анализа // Христианская иконография Востока и Запада в памятниках материальной культуры Древней Руси и Византии: Памяти Татьяны Чуковой. СПб.: Петербургское востоковедение. 341 с.
  • Макаров Н. А., Зайцева И. Е., Грешников Э. А., 2017. Черневые кресты-энколпионы в Суздальском Ополье // АВ. Вып. 23. СПб.: ИИМК РАН. С. 291-310.
  • Макаров Н. А., Федорина А. Н., 2008. О находках энколпионов на суздальских селищах // Археология Владимиро-Суздальской земли: материалы научного семинара. Вып. 2. М.: ИА РАН. С. 137-146.
  • Олейников O. М., 2019. Новые находки энколпионов конца XI - первой четверти XIII вв. в Великом Новгороде // РА. № 1. С. 161-176.
  • Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. Репринт. воспроизведение 2-го изд. М.: Языки славянской культуры, 2001. 496 с.
  • Полное собрание русских летописей. Т. 41: Летописец Переславля Суздальского (Летописец русских царей). М.: Археогр. центр, 1995. 184 с.
  • Семёнов В. В., 2018. Судебно-биологическая экспертиза вещественных доказательств (крови, спермы, волос): учеб.-метод. пособие. Минск: Белорусский гос. мед. ун-т. 82 с.
  • Стерлигова И. А., 2000. Новозаветные реликвии в Древней Руси // Христианские реликвии в Московском Кремле. М.: Радуница. С. 19-93.
  • Стерлигова И. А., 1999. Ковчег Дионисия Суздальского // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Московский Кремль". С. 280-303.
  • Стерлигова И. А., 2003. Святыни Успения Богоматери в произведениях древнерусского искусства XII-XIV вв. // Восточнохристианские реликвии. М.: Прогресс-Традиция. С. 553-568.
  • Царевская Т. Ю., 2003. О царьградских реликвиях Антония Новгородского // Восточнохристианские реликвии / Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция. С. 398-414.
  • Чернова О., Целикова Т., 2004. Атлас волос млекопитающих. Тонкая структура остевых волос и игл в сканирующем электронном микроскопе. М.: Товарищество научных изданий КМК. 430 с.
  • Barton P. M. J., 2011. A forensic investigation of single human hair fibres using FTIR-ATR spectroscopy and chemometrics. Brisbane: Queensland University of Technology. 337 p.
  • Bergfjord C., Holst B., 2010. A procedure for identifying textile bast fibres using microscopy: Flax, nettle/ramie, hemp and jute // Ultramicroscopy. Vol. 110. Iss. 9. P. 1192-1197.
  • Cutler A., 2015. The Relics of Scholarship. On the Production, Reproduction, and Interpretation of Hallowed Remains in Late Antiquity, Byzantium, Early Islam and the Medieval West // Saints and Sacred Matter. The Cult of Relics in Byzantium and Beyond / Eds.: C. Hahn, H. Klein. Washington. P. 309-347.
  • Profantová N., Šilhová A., 2010. K problematice kaptorg v Čechách. Na základě detailního studia hrobu 22 z Klecan II // Památky archeologické. 101. Praha. P. 283-310.
  • Smith J., 2012. Portable Christianity: Relics in the Medieval West (с.700-1200) // Proceedings of the British Academy. 181. P. 143-167.
  • Smith J., 2014. Care of relics in Early Medieval Rome // Rome and Religion in the Medieval World: Studies in Honor of Thomas F. X. Noble / Eds.: V. Graver, O. Phelen. Farnham. P. 179-205.
  • Smith J., 2015. Relics: an Evolving Tradition in Latin Christianit // Saints and Sacred Matter. The Cult of Relics in Byzantium and Beyond / Eds.: C. Hahn, H. Klein. Washington. P. 41-60.
  • Summerscales J., Gwinnett C., 2017. Forensic identification of bast fibres // Biocomposites for High-Performance Applications. Duxford: Woodhead Publishing. P. 125-164.
  • Talbot A.-M., 2015. The relics of new saints: deposition, translation, and veneration in middle and late Byzantium // Saints and Sacred Matter. The Cult of Relics in Byzantium and Beyond / Eds.: C. Hahn, H. Klein. Washington. P. 215-231.
  • Zhang J., Palmer S., Wang X., 2010. Identification of animal fibers with wavelet texture analysis // WCE 2010: Proceedings of the World Congress on Engineering 2010. London: Newswood Limited: International Association of Engineers. P. 742-747.
Еще
Статья научная