Незаконная рубка лесных насаждений: криминологический анализ правоприменительной практики
Автор: Далгалы Татьяна Александровна, Гостькова Динара Жолаушобаевна
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса
Статья в выпуске: 1 т.21, 2021 года.
Бесплатный доступ
Цель настоящей статьи - криминологический анализ правоприменительной практики привлечения к уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений. Раскрывается важный актуальный вопрос о том, какие основные направления уголовной политики и особенности привлечения уголовной ответственности за данное преступное деяние сложились на сегодняшний день в правоприменительной практике в России. В статье детально анализируются вопросы детерминации указанного экологического преступления. Авторами исследуются последствия и меры противодействия. Особое внимание уделяется исследованию влияния общественного экологического мониторинга в механизме противодействия незаконной рубки лесных насаждений. В заключении авторами делается вывод об эффективности предложенных мер противодействия незаконной рубки лесных насаждений.
Незаконная рубка, лесные насаждения, преступление, общественный экологический мониторинг, древесина
Короткий адрес: https://sciup.org/147231563
IDR: 147231563 | DOI: 10.14529/law210102
Текст научной статьи Незаконная рубка лесных насаждений: криминологический анализ правоприменительной практики
Незаконная рубка лесных насаждений включает в себя все незаконные методы, связанные с заготовкой, обработкой и реализацией древесины. Незаконность возникает, когда законы нарушаются на любом этапе цепочки поставок, например: вырубка леса по незаконно полученной лицензии (разрешению) или на особо охраняемой территории; заготовка сверх разрешенных квот; наем нелегальных рабочих; неуплата налогов; экспорт продукции без уплаты экспортных пошлин.
Лесам России принадлежит исключительное глобальное биосферное значение, поскольку они обеспечивают экологическую безопасность страны и планеты. Именно поэтому незаконная рубка лесных насаждений представляет собой реальную угрозу экологической и экономической безопасности государства. Российская Федерация имеет площадь 17 125 191 км. Лесом покрыты 796,2 млн га, что составляет 45,4 % всей территории России. Однако за период с 2000 по 2013 гг. было вырублено 36,5 млн га леса. Площадь лесных массивов сократилась на 20,3 млн га (первое место в мире). По данным Россельхоза за 2019 год Иркутская область и Красноярский край лидируют по объемам незаконной рубки лесных насаждений. Регионы- лидеры по объемам незаконной рубки лесных насаждений в 2019 году: 1) Иркутская область – 441 тыс. куб. м; 2) Красноярский край – 114 тыс. куб. м; 3) Забайкальский край – 102 тыс. куб. м; 4) Республика Бурятия – 71 тыс. куб. м; 5) Архангельская область – 66 тыс. куб. м; 6) Свердловская область – 39 тыс. куб. м; 7) Пермский край – 30 тыс. куб. м; 8) Кемеровская область – 27 тыс. куб. м; 9) Приморский край – 24 тыс. куб. м; 10) Хабаровский край – 18 тыс. куб. м; 11) Вологодская область – 17 тыс. куб. м.
Исходя из анализа общего объема незаконной рубки лесных насаждений в России, на указанные одиннадцать регионов приходится 80 %.
По официальным данным Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации государственными лесными инспекторами в 2019 году выявлено 14,8 тыс. фактов незаконной рубки лесных насаждений объемом 1,2 млн. куб. м. Вместе с тем, по словам и.о. министра лесного комплекса Иркутской области Д. Петренева, объем выявленной незаконно заготовленной древесины в регионе в 2020 году составил порядка 144 тыс. кубометров, в прошлом году этот показатель достигал
267 тыс. кубометров [4, c. 14]. Однако столь резкое снижение объемов выявленной незаконно заготовленной древесины не всегда означает реальное снижение количества совершенных преступных деяний. Уровень латентности данного вида преступности достигает по самым смелым оценкам 70 %, именно поэтому официальная статистика не раскрывает достаточных данных оценки ее динамики.
Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) представляет собой повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан. Цели запрета на вырубку леса заключаются в следующем: предотвратить дальнейшую деградацию и потерю естественного лесного покрова; восстановить леса, которые были сильно деградированы; защищать и поддерживать биоразнообразие; поддерживать экологические и гидрологические функции лесов; сохранять рекреационные, эстетические и культурные ценности.
Однако существует большое количество трудностей, с которыми сталкиваются правоохранительные органы. Часть из них связана с бланкетностью уголовно-правовой нормы и наличием некоторых оценочных признаков. Как показал анализ правоприменительной практики, возникают сложности в разграничении данного состава преступления с административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.28 КоАП РФ. Так, основным критерием для разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений, предусмотренной ст. 260 УК РФ, и незаконной рубки, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер причиненного ущерба, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике и превышающий согласно примечанию к ст. 260 УК РФ 5000 руб. Причем в данном случае речь не идет о недостаточной компетенции или профессионализме сотрудников правоохранительных органов. Речь здесь идет о том, что доказать размер причиненного виновными лицами ущерба далеко не всегда легко, так как зачастую реальные объемы незаконной рубки не удается точно установить ввиду оперативности «черных лесорубов». Более того, дистанционный мониторинг, который применяется для контроля за рубкой лесных насаждений, не всегда покрывает всю территорию того или иного лесного хозяйства, а персонала и государственных инспекторов не хватает для оценки деятельности виновных лиц. При этом виновные лица, часто имеют законные основания и все необходимые разрешения на рубку лесных насаждений, однако объемы рубки de jure и объемы de facto часто не совпадают. При выдаче разрешения на рубку лесных насаждений органы исполнительной власти признают, что соответствующие лица будут априори действовать только в рамках разрешенных объемов, то есть добросовестно. Однако на практике, когда сотрудники выезжают на место рубки, обозначенное в разрешении, в целях проверки законности действий, оказывается налицо совершение преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.
По мнению многих авторов [1, 3, 5, 6], в целях наиболее эффективного противодействия незаконной рубке лесных насаждений необходимо также раскрыть причины ее совершения. Существуют различные причины незаконных рубок, но они часто являются признаками более широких организационноуправленческих проблем. К ним в первую очередь следует отнести несовершенство уголовного законодательства, слабые институты, коррупцию в органах государственной власти, недостаточное покрытие территории лесного хозяйства средствами дистанционного мониторинга, а также отсутствие механизма взаимодействия правоохранительных органов и иных субъектов.
Кроме того, незаконным рубкам способствуют экономические условия. Так, незаконно заготовленная древесина обычно дешевле, чем легальная древесина, при этом ее трудно отличить от законной древесины. Это значительно снижает конкурентоспособность законной древесины и изделий из нее.
Следующим важным аспектом проблемы незаконной рубки лесных насаждений являются последствия совершения данных преступных деяний. Анализ правоприменительной практики позволяет выделить следующие виды последствий: экологические, экономические и социальные.
Воздействие на окружающую среду, которое оказывается вследствие незаконной рубки лесных насаждений, сложно переоценить. К экологическим последствиям незаконных рубок относятся деградация лесов, потеря биоразнообразия, нерациональное природопользование и т.д., что приводит к глобальному изменению климата и всей экосистемы.
Экономические последствия образуют все финансовые потери от незаконной рубки, включая недоимку налоговых сборов и пошлин. Так, когда деревья рубят без соответствующих разрешений и экспортируются контрабандой за границу, государство несет потери доходов от налогов и сборов. Особенно важно в данном случае указать и потери доходов от совершения коррупционных преступлений в данной сфере. Незаконные рубки искажают и снижают рыночные цены на древесину, что создает недобросовестную конкуренцию и препятствует усилиям по внедрению устойчивого лесопользования в долгосрочной перспективе.
Социальные последствия незаконных рубок также разнообразны. Так, незаконные рубки подрывают уважение граждан к закону и часто ассоциируются с коррупцией. Это также может повлечь за собой негативные последствия для местного населения и возможные конфликты в отношении использования местных ресурсов.
Запрет на незаконную вырубку в лесах, введенный в еще Петром I в 1678 году и получивший дальнейшее развитие в российском уголовном законодательстве советского и постсоветского периодов, в целом можно рассматривать как успех в достижении сохранения лесов в России. Однако запрет на незаконную рубку лесных насаждений не был полностью успешным и эффективным. Таким образом, выявлено несколько условий, которые могут способствовать противодействию совершения данного вида преступлений. Они включают усиление государственной политики в данной области; разработку и совершенствование соответствующей законодательной базы; освоение альтернативных древесных ресурсов; адекватные ресурсы для защиты лесов и правоохранительных органов; распространение и осведомленность общественности; повышение эффективности лесной промышленности; более широкое использование и разработку системы мониторинга устойчивого лесопользования [2]. Эффективность общественного экологического мониторинга, особенно в рамках взаимодействия с государственным надзором в данной области, трудно переоценить. Например, в субъектах Российской Федерации действуют межведомственные комиссии по борьбе с незаконными руб- ками. Также в целях осуществления общественного экологического контроля гражданам предоставлено право получения статуса общественного лесного инспектора, для получения такого статуса достаточно обратиться в орган государственной власти, уполномоченный в области лесных отношений. Достаточно перспективной является инициатива создания мобильного приложения «Берегите лес!», позволяющая гражданам бесплатно и круглосуточно сообщать о нарушениях лесного законодательства, свидетелями которых они являются.
В заключение следует отметить, что проводимые сотрудниками правоохранительных органов проверки соблюдения законодательства в сфере лесопользования, а также дальнейшее использование результатов дистанционного космического мониторинга состояния лесов способствуют активизации и эффективности работы по выявлению незаконных рубок лесных насаждений, привлечению виновных лиц к уголовной ответственности и возмещению причиненного преступлениями ущерба.
Список литературы Незаконная рубка лесных насаждений: криминологический анализ правоприменительной практики
- Ефремов, Д. Ф. Методические (типовые) рекомендации по предотвращению и снижению масштабов незаконной заготовки и нелегального оборота древесины для субъектов Российской Федерации / Д. Ф. Ефремов. - М., 2011. - 89 с.
- Забавко, Р. А. Уголовная ответственность за преступления против окружающей среды и природных ресурсов / Р. А. Забавко. - Иркутск, 2016. - 123 с.
- Каплунов, В. Н. Преступления, посягающие на лесные ресурсы: уголовно-правовая и криминологическая характеристика (по материалам Дальневосточного федерального округа): дис.... канд. юрид. наук / В. Н. Каплунов. - Хабаровск, 2011. - 207 с.
- Косых, В. А. Незаконный оборот леса и лесоматериалов в Российской Федерации: сущность, детерминация, проблемы противодействия: дис.... канд. юрид. наук / В. А. Косых. - СПб., 2020. - 252 с.
- Полещук, О. В. Криминологический анализ преступности в сфере лесопользования в Приморском крае / О. В. Полещук // Право и политика: теоретические и практические проблемы. URL: http://www.vniiln.ru.
- Чураков, Д. Б. Противодействие преступным посягательствам на сохранность лесных и иных насаждений (уголовно-правовые и криминологические меры): дис.... канд. юрид. наук / Д. Б. Чураков. - М., 2017. - 286 с.