Николай Бердяев и проблемы православного учения о человеке (понятия "личность" и "индивидуальность")

Автор: Ситников Алексей Владимирович, Бучма Юрий Юрьевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (99), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются последствия использования в православном богословии характерных для персоналистской философии Н. А. Бердяева идей максимальной ценности личности, полагание ее «целью самой по себе», противопоставления понятий «личность» и «индивид», а также введение концепта диалога «я-ты». Эти положения персонализма, будучи восприняты богословской мыслью современности и получив дальнейшую разработку, в частности, у митр. Иоанна (Зизиуласа), приводят к искажению смысла ряда аспектов православного вероучения. Развиваемый митр. Иоанном (Зизиуласом) концепт не сводимой к биологическому началу личности, несовершенство которой заключается в самом факте природного существования, весьма близок к некоторым формам гностицизма. В целом перенос положений персоналистской философии в логику православного богословия может - помимо того, что из учения о спасении исключаются страдание и смерть Христа, а обожение толкуется как причастность личностному существованию Бога, - привести к неприемлемым с точки зрения православной веры выводам.

Еще

Православие, богословие, христианская антропология, личность, индивидуальность, н. а. бердяев, в. н. лосский, митрополит иоанн (зизиулас), христианский персонализм, духовная реальность

Короткий адрес: https://sciup.org/140290145

IDR: 140290145   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_4_76

Список литературы Николай Бердяев и проблемы православного учения о человеке (понятия "личность" и "индивидуальность")

  • Бердяев (1933) — Бердяев H. A. Martin Buber // Путь. 1933. № 38. С. 87-91.
  • Бердяев (1993) — БердяевНЛ О назначении человека // БердяевН.A. О назначении человека. M.: Республика, 1993. С. 20-253.
  • Бердяев (1994а) — Бердяев H.A. Дух и реальность // Бердяев H.A. Философия свободного духа. M.: Республика, 1994. С. 364-462.
  • Бердяев (1994б) — Бердяев H.A. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства // Бердяев H.A. Философия свободного духа. M.: Республика, 1994. С. 14-229.
  • Бердяев (1994в) — Бердяев H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев H. A. Философия свободного духа. M.: Республика, 1994. С. 230-317.
  • Бердяев (1995) — БердяевН.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // БердяевН.A. Царство Духа и царство Кесаря. M.: Республика. 1995. С. 4-163.
  • Бердяев (2015) — Бердяев H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения фрагмент. С. 618-626; Бердяев H. A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека фрагменты С. 532-535 // А. Бергсон: pro et contra, антология. СПб.: РХГА, 2015.
  • Бердяева (2002) — Бердяева Л. Профессия: жена философа. M.: Иолодая гвардия, 2002.
  • Бонецкая (2016) — БонецкаяН.К. Дух Серебряного века (феноменология эпохи). M.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016.
  • Бортник (2017) — БортншС.М. Общение и личность. Богословие митрополита Иоанна Зизиуласа в систематическом рассмотрении. Киев: Издательский отдел Украинской православной церкви, 2017.
  • Гайденко (2013) — ГайденкоП.П. Анархический персонализм №колая Бердяева // Школай Александрович Бердяев / Под ред. В. H. Поруса. M.: РОССПЭ^ 2013. С. 13-36.
  • Гришаева (2011) — ГрышаеваЕ.И. Влияние русской религиозной философии XX в. на персонализм В. H. Лосского // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. 2011. № 3 (94). С. 186-197.
  • Евлампиев (2013) — Евлампыев И.И. Абсолют как свобода: H.A Бердяев // №колай Александрович Бердяев / Под ред. В. H. Поруса. M.: РОССПЭ^ 2013. С. 37-85.
  • Евлампиев (2021) — ЕвлампыевИ.И. Анри Бергсон: философия грядущей эпохи. СПб.: Изд-во РХГА, 2021.
  • Зинковский (2014) — Мефодый (Зынковскый), ыером. Богословие личности в XIX-ХХ вв. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2014.
  • Иоанн Зизиулас (2012) — Иоанн (З^аукас), мштр. Общение и инаковость. ^вые очерки о личности и Церкви. M.: Издательство ББИ, 2012.
  • Иоанн Зизиулас (2006) — Иоанн ^ш-нукас), мштр. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви / Пер. с англ. прот. И. Ыейендорфа. M.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006.
  • Ларше (2021) — Ларше Ж.-К. Лицо и природа. Православная критика персоналистских теорий Христоса Яннараса и Иоанна Зизиуласа. M.: Паломник, 2021.
  • Лаут (2020) — Лаут Э, прот. Современные православные мыслители. От «Доброто-любия» до нашего времени. M.: Паломник, 2020.
  • Лосский (2000) — Лоссшй В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Лос-ckuü В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. M.: Издательство Свято-Владимирского братства, 2000. С. 289-302.
  • Мальцева (2012) — МальцеваЯ.А. Сравнительный анализ идейного наследия Н. А. Бердяева и М. Бубера // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №4 (258). Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 132-135.
  • Милано (2019) — Милано А. Ипостась, Лицо, Личность: генеалогия понятия в богословии Древней Церкви. СПб.: Алетейя, 2019.
  • Мотрошилова (2007) — Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада. М.: Республика. Культурная революция, 2007.
  • Николаус (2017) — Николаус Г. К. Г. Юнг и Н. Бердяев: индивидуация и личность. Критическое сравнение. М.: ИД «Городец», 2017.
  • Роуэн (2009) — Роуэн У. Богословие В. Н. Лосского: изложение и критика. Киев: ДУХ I Л1ТЕРА, 2009.
  • Сапронов (2008) — Сапронов П. А. Русская философия. Проблема своеобразия и основные линии развития. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2008.
  • Сигов (2002) — Сигов К. Б. Проблема разрыва между онтологией и этикой в современных учениях о человеке // Альфа и Омега. 2002. № 2 (32). С. 204-219.
  • Скола (2005) — Скола А, Маренго Дж, Лопес Х. П. Богословская антропология. М.: Христианская Россия, 2005.
  • Титаренко (2005) — Титаренко С.А. Н. Бердяев. М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
  • Черняев (2014) — ЧерняевАВ. Николай Бердяев. Реформатор без Реформации // Вопросы философии. 2014. № 11. С. 79-87.
  • Черняев (2020) — ЧерняевА.В, БердниковаА.Ю. Теологическая рецепция идей Н. А. Бердяева на Западе // Христианское чтение. 2020. № 6. С. 166-173.
  • Шестов (1994) — Шестов Л. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия // Н. А. Бердяев: pro et contra. Антология. Кн. 1 / Сост. А. А. Ермичев. СПб.: РХГИ, 1994. С. 411-436.
  • Eagle (2010) — Eagle D. Pneumatological Ecclesiology and Same-sex Marriage: A Non-essentialist Approach Using the Work of Eugene Rogers and John Zizioulas // Conrad Grebel Review. 2010. Vol. 28. No. 1 (Winter). P. 43-68.
  • Haltrin-Khalturina (2000) — Haltrm-Khalturma E. V. «Uncouth Shapes» and sublime human forms of Wordsworth's The Prelude in the light of Berdyaev's personalistic philosophy of freedom. Louisiana State University, 2000.
  • Introduction (2006) — Introduction to the Modern Orthodox Tradition. The Teachings of Modern Christianity on Law, Politics, and Human Nature: in 2 vols / Ed. by John Witte Jr. and Frank S. Alexander. New York: Columbia University Press, 2006. Vol. 1. P. 503-532.
  • King (2014) — King J., Shea C. M. The role of Nikolai Berdyaev in the early writings of Hans Urs von Balthasar: A contribution to the question of Balthasar's appropriation of sources, Journal for the History of Modern Theology // Zeitschrift fur Neuere Theologiegeschichte. 2014. Bd. 20(2). S. 226-257. DOI: https://doi.org/10.1515/znth-2013-0010.
  • McKinlay (2017) — McKinlay B. Revelation in Nicolas Berdyaev's Religious Philosophy // Open Theology. 2017. No. 3(1). P. 117-133. DOI: https://doi.org/10.1515/opth-2017-0009.
  • Pattison (2020) — Pattison G. Berdyaev and Christian Existentialism // The Oxford Handbook of Russian Religious Thought / Ed. by C. Emerson, G. Pattison, and R. A. Poole. Oxford, 2020. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780198796442.013.27.
  • Sergeev (1994) — Sergeev M. Post-Modern Themes in the Philosophy of Nicholas Berdyaev // Occasional Papers on Religion in Eastern Europe. 1994. Vol. 14. Is. 5. Article 4. https:// digitalcommons.georgefox.edu/ree/vol14/iss5/4.
  • Stroop (2018) — Stroop C.A. Christian solution to international tension: Nikolai Berdyaev, the American YMCA, and Russian Orthodox influence on Western Christian anti-communism, c. 1905-60. // Journal of Global History. 2018. No. 13(2). P. 188-208. DOI: 10.1017/ S1740022818000049.
Еще
Статья научная