Ноцицепция и ее лингвокреативный потенциал в художественно-эстетической репрезентации

Бесплатный доступ

Одним из актуальных направлений развития лингвистики является изучение роли сенсорно-перцептивной системы в лингвокреативной деятельности личности. В статье в фокусе внимания находится вопрос о специфике и способах языковой концептуализации ноцицепции (боли) в художественном экспериментальном дискурсе. В качестве материала выбран роман современного американского писателя Дж.С. Фоера «Extremely Loud & Incredibly Close» (2005). Основу сюжета произведения составили факты нескольких катастроф мирового значения - теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., Вторая мировая война: бомбардировка Дрездена и ядерная бомбардировка Хиросимы. Среди главных тем - трагическая судьба людей и перенесенная ими физическая и психологическая боль. В работе применен метод дискурсивно-параметрического анализа лингвокреативности, посредством которого выявлен механизм возникновения определенных языковых новаций (перцептивных коллокаций, фразеологических модификаций, креативных метафор, синтаксических аномалий и др.) в художественном экспериментальном дискурсе. Установлена зависимость их формирования и функционирования от таких макропараметров, как «время создания произведения», «подтип дискурса», «тематика / сюжет» и «основные персонажи». Охарактеризованы особенности использования элементов визуально-графического ряда во взаимодействии с языковыми средствами и образования особого типа новаций - полимодальных.

Еще

Ноцицепция, боль, лингвокреативность, художественный экспериментальный дискурс, дискурсивно-параметрический анализ, полимодальные новации, «жутко громко & запредельно близко»

Короткий адрес: https://sciup.org/149142312

IDR: 149142312   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2023.1.6

Список литературы Ноцицепция и ее лингвокреативный потенциал в художественно-эстетической репрезентации

  • Ананьев Б. Г., 1961. Теория ощущений. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 457 с.
  • Бонч-Осмоловская А. А., Рахилина Е. В., Резникова Т. И., 2007. Концептуализация боли в русском языке: типологическая перспектива // Труды международной конференции «Диалог-2007». М.: Изд-во РГГУ С. 76-82.
  • Бубнова И. А., Зыкова И. В., Красных В. В., Уфим-цева Н. В., 2017. (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем / под ред. В. В. Красных. М.: Гнозис. 392 с.
  • Варзин А. В., 2021. БОЛЬ: слово, образ и концепт в речемыслительном пространстве Ф.М. Достоевского // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. Т. 12, № 2. С. 436-453.
  • Гак В. Г., 2016. Языковые преобразования: Виды языковых преобразований. Факторы и сферы реализации языковых преобразований. М.: ЛИБРОКОМ. 408 с.
  • Ионова С. В., 2019. Лингвистика эмоций - наука будущего // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 1 (134). С. 124-131.
  • Зыкова И. В., 2017. Перцепция и фразеологический знак в свете (психо)лингвокультурологичес-кого подхода // Бубнова И. А., Зыкова И. В., Красных В. В., Уфимцева Н. В. (Нео)психо-лингвистика и (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем / под ред. В. В. Красных. М.: Гнозис. С. 262-342.
  • Зыкова И. В., 2021. Лингвокреативность в кинодискурсе // Лингвокреативность в дискурсах разных типов: Пределы и возможности: коллектив. моногр. / отв. ред. И. В. Зыкова. М.: Р. Ва-лент. С. 100-189.
  • Лингвокреативность в дискурсах разных типов: Пределы и возможности, 2021: коллектив. моногр. / отв. ред. И. В. Зыкова. М.: Р. Валент. 564 с.
  • Нагорная А. В., 2017. Лингвосенсорика как перспективное направление современных лингвистических исследований: аналит. обзор / отв. ред. Э. Б. Яковлева. М.: ИНИОН РАН. 86 с.
  • Силаев П. В., 2015. Особенности использования графических стилистических средств в художественных произведениях Дж.С. Фоера // Известия Смоленского государственного университета. № 2 (30). С. 116-127.
  • Харченко В. К., 2012. Лингвосенсорика: Фундаментальные и прикладные аспекты. М.: ЛИБРО-КОМ. 216 с.
  • Шалагина О. В., 2021. Фотография как иллюстративный материал в репрезентации травматического опыта в романе Дж.С. Фоера «Жутко громко и запредельно близко» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Т. 14, вып. 12. С. 3749-3753.
  • Шаховский В. И., 2008. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис. 416 с.
  • Шаховский В. И., 2016. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М.: URSS. 128 с.
  • Шиффман X. Р., 2003. Ощущение и восприятие. Изд. 5-е. СПб.: Питер. 928 с.
  • Шлейфер Р., 2015. Ужасающая фактуальность боли: Семиотика и возможность репрезентации чувственного опыта // Новое литературное обозрение. № 5 (135). С. 16-27.
  • Borelli E., Crepaldi D., Porro C. A., Cacciari C., 2018. The Psycholinguistic and Affective Structure of Words Conveying Pain // PLoS ONE. Vol. 13, № 6. Art. e0199658. DOI: 10.1371/journal.pone. 0199658
  • Fishman A., 2022. The Picture Looks Like My Music Sounds: Directional Preferences in Synesthetic Metaphors in the Absence of Lexical Factors // Language and Cognition. Vol. 14, iss. 2. P. 208227. DOI: https://doi.org/10.1017/langcog.2022.2
  • Futerman L. Graphic and Photographic: Reading Photographs in Jonathan Safran Foer's Extremely Loud and Incredibly Close. URL: https://www.academia.edu/16927262/Graphic_ and_Photographic_Reading_Photographs _in_Jonathan_Safran_Foers_Extremely_Loud_ and_Incredibly_Close
  • Gerlach N., 2011. Wearing Heavy Boots - Trauma in Jonathan Safran Foer's "Extremely Loud and Incredibly Close". Noderstedt: GRIN Verlag. 41 p.
  • Halliday M. A., 1998. On the Grammar of Pain // Functions of Language. № 5.1. P. 1-32.
  • Kovecses Z., 2000. Metaphor and Emotion: Language, Culture, and Body in Human Feeling. Cambridge: Cambridge University Press. 244 p.
  • Lascaratou Ch., 2007. The Language of Pain. Expression or Description? Amsterdam: John Benjamins. 237 p.
  • McLaren К., 2010. The Language of Emotions: What Your Feelings are Trying to Tell You. Toronto: Sounds True. 432 p.
  • Pabst S., 2008. Pain, Trauma and the Need to Vizualize: Intermediality in Jonathan Safran Foer's "Extremely Loud and Incredibly Close" and W.G. Sebald's "Austerlitz". Noderstedt: GRIN Verl. 114 p.
  • Poulton T., 2020. The Smells We Know and Love: Variation in Codability and Description Strategy // Language and Cognition. Vol. 12, iss. 3. P. 501525. DOI: https://doi.org/10.1017/langcog. 2020.11
  • Rudy G., 2002. Mystical Language of Sensation in the Later Middle Ages. N. Y. ; L.: Routledge. 188 p.
  • Semino E., 2013. Figurative Language, Creativity, and Multimodality in the Communication of Chronic Pain in Two Different Genres // Figurative Language, Genre and Register. Cambridge: Cambridge University Press. P. 267-304.
  • Turk D. C., Rudy T. E., 1992. Cognitive Factors and Persistent Pain: A Glimpse into Pandora's Box // Cognitive Therapy and Research. Vol. 16, .№ 2. P. 99-122.
Еще
Статья научная