Новейшая комедия (специфика жанра)

Автор: Кириленко Наталья Натановна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: К 90-летию Ю.В. Манна

Статья в выпуске: 3 (50), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье говорится о специфике жанра новейшей комедии (на материале отечественной комедии). Автор отмечает, что хотя новейшая драма становится объектом все более пристального внимания исследователей, новейшая комедия еще недостаточно изучена. Определению ее специфики мешает очень широкое применение термина «комедия» как исследователями, так и самими авторами-драматургами; между тем очень многие произведения, определяемые авторами как «комедии», являются по жанру драмами. Чтобы определить специфику жанра новейшей комедии, проведено сопоставление с классической комедией с опорой на концепцию классической драмы Н.Д. Тамарченко. Классическая комедия при этом выступает в роли фона, на котором видны отличия новейшего жанра. Автор приходит к выводу, что новейшей комедии, в отличие от классической, присущи следующие черты новейшей драмы в целом: наличие самоопределяющихся персонажей; допустимость диалогов и реплик, не имеющих прямого отношения к действию; эпизация, проявляющаяся, в частности, в избыточности ремарок; допустимость разноречия и разноязычия; склонность к экспериментированию с малой формой. В то же время по своим структурным признакам (диалоги с перебиванием, комментированием, передразниванием, пародированием; диалоги с комическим непониманием; брак в финале), а также по способу завершения (восстановление нормы благодаря благодетельному обману) новейшая комедия сохраняет вечное ядро комедии и является наследницей классической. Такое сочетание вечного ядра и признаков новейшей драмы в целом и составляет специфику новейшей комедии.

Еще

Концепция классической драмы н.д. тамарченко, способ завершения, жанр, новейшая комедия, самоопределяющиеся персонажи, эпизация, разноречие и разноязычие, малая форма, классическая комедия, структурные признаки, диалог, вечное ядро комедии

Короткий адрес: https://sciup.org/149127200

IDR: 149127200   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00060

Список литературы Новейшая комедия (специфика жанра)

  • Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 3-14.
  • Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
  • Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  • Болотян И.М. Жанровые искания в русской драматургии конца XX - начала XXI века: дис. … к. филол. н.: 10.01.01. М., 2008.
  • Васильев Е.М. Авторские жанровые обозначения в драматургии ХХ века // Дергачевские чтения. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: проблема жанровых номинаций: в 2 т. Т. 2. Екатеринбург, 2009. С. 48-60.
  • Васильева С.С. Чеховская традиция в русской одноактной драматургии XX века (поэтика сюжета): дис. … к. филол. н.: 10.01.01. Волгоград, 2002.
  • Вербицкая Г. Традиции поэтики А.П. Чехова в современной отечественной драматургии 80-х 90-х годов: (пьесы Н. Коляды в чеховском контексте). Уфа, 2002.
  • Ветелина Л.Г. "Новая драма" ХХ-ХХI вв.: проблематика, типология, эстетика, история вопроса // Вестник Омского университета. 2009. № 1. С. 108-114.
  • Гончарова-Грабовская С.Я. Комедия в русской драматургии конца XX века - начала XXI века. М., 2006.
  • Гончарова-Грабовская С.Я. Парадоксы комического в русской драматургии рубежа XX-XXI вв. // Веснiк БДУ. Серыя 4, Фiлалогiя. Журналiстыка. Педагогiка. 2015. № 3. С. 8-11.
  • Гончарова-Грабовская С.Я. Поэтика современной русской драмы (конец XX и начало XXI в.). Минск, 2003.
  • Гончарова-Грабовская С.Я. Современная русская драматургия: проблема комического // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: в 15 т. Т. 14. СПб., 2015. С. 159-164.
  • Громова М.И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века. М., 2005.
  • Гуркин Вл. Прибайкальская кадриль [Электронный ресурс]. URL: http:// www.theatre-library.ru/authors/g/gurkin_vladimir (дата обращения 02.09.2019).
  • Джонсон Б. Алхимик // Джонсон Б. Драматические произведения. М.; Л., 1931.
  • Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии XX века. Самара, 2001.
  • Журчева О.В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме XX века. Самара, 2007.
  • Журчева Т.В. От "новой драмы" к "новой драме": смерть трагикомедии (постановка проблемы) (MS) // Материалы международной научной конференции "Современная российская драма". Казань, 2007. С. 8-19.
  • Зайцева И.П. Поэтика современного драматургического дискурса. М., 2002.
  • Кургинян М.С. Драма // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М., 1964. С. 238-362.
  • Лавлинский С. П. "Действие как проблема" в теории драмы // Поэтика русской драматургии рубежа XX-XXI веков. Вып. 4. М.; Кемерово, 2013. С. 9-16.
  • Лавлинский С.П. Поэтика драмы. Рабочая программа дисциплины. М., 2013.
  • Лазарева Е.Ю. Особенности художественного мира Н. Коляды в контексте исканий драматургии 1980-1990-х гг.: дис. … к. филол. н.: 10.01.01. М., 2010.
  • Липовецкий М. Перформансы насилия: "новая драма" и границы литературоведения // Новое литературное обозрение. 2008. № 89. С. 192-200.
  • Макарова В.В. Чеховский интертекст в современной российской драматургии 1980-2010 гг.: дис. … к. филол. н.: 10.01.01. М., 2012.
  • Наумова О.С. Формы выражения авторского сознания в драматургии конца XX - начала XXI вв. (на примере творчества Н. Коляды и Е. Гришковца): дис.к. филол. н.: 10.01.01. Самара, 2009.
  • Птушкина Н. Браво, Лауренсия! URL: http://ptushkina.com/PiecePDF/Bravo_Laurencia.pdf (дата обращения 02.09.2019).
  • Разумовская И.Ф. Смыслообразующая роль ремарки в неклассической драме // Поэтика русской драматургии рубежа XX-XXI веков. Вып. 1-2. Кемерово, 2011. С. 42-56.
  • Старченко Е.В. Пьесы Н.В. Коляды и Н.Н. Садур в контексте драматургии 1980-90-х годов: дис. … к. филол. н.: 10.01.01. М., 2005.
  • Теория литературных жанров / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008.
  • Теория литературы: в 2 т. Т. 1 / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004.
  • Теория литературы: в 2 т. Т. 2 / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004.
  • Фрейденберг О.М. Образ и понятие // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998. С. 387-412.
  • Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
  • Фрейденберг О.М. "Эйрена" Аристофана / публ. и введ. Н.В. Брагинской // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 224-236.
  • Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1999.
  • Шлейникова Е.Е. Драматургия О.А. Богаева в контексте русской драмы рубежа XX-XXI веков: дис. … к. филол. н.: 10.01.01. СПб., 2008.
  • Щербакова А.А. Чеховский текст в современной драматургии: дис. … к. филол. н.: 10.01.01. Иркутск, 2006.
  • Curtius E. R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter. 10. Aufl. Bern; Munchen, 1954.
Еще
Статья научная