О криминологическом мышлении
Автор: Шутемова Т.В.
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция @vestnik-bsu-jurisprudence
Рубрика: Актуальные вопросы криминологии
Статья в выпуске: 2, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье автор размышляет о будущем криминологии в контексте проблем настоящего и прошлого этой науки и учебной дисциплины. Ключевой темой выступает криминологическое мышление как разновидность интеллектуальной деятельности, направленной на решение определенного класса мыслительных задач формирования современной уголовной политики на базе криминологического знания, понимания и учета основных криминологических закономерностей, способности выбора надлежащей стратегии борьбы с преступностью и оценки его эффективности. По мнению автора, в современных условиях криминологическое мышление должно выйти за рамки профессионального юридического мышления, поскольку касается жизненно важных сторон жизнедеятельности личности, общества и государства, и, соответственно, должно иметь адаптированный характер. Новые подходы к пониманию содержания и особенностей криминологического мышления позволят уйти от его репрессивности, перейти от экстенсивных методов в его развитии к интенсивным. Автор полагает, что формирование и развитие криминологического мышления у студентов-юристов, ученых-криминологов, правоприменителей и иных субъектов может стать одной из составляющих, которые повлияют на будущее криминологии.
Кризис гуманитарного знания, криминология, будущее криминологии, криминологическое мышление
Короткий адрес: https://sciup.org/148331713
IDR: 148331713 | УДК: 343.97 | DOI: 10.18101/2658-4409-2024-2-75-78
Текст научной статьи О криминологическом мышлении
Шутемова Т. В. О криминологическом мышлении // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2024. Вып. 2. С. 75–78.
Четвертая промышленная революция, к технологиям которой относят искусственный интеллект, облачные и квантовые вычисления, аналитику больших данных и т. п., оказывает так или иначе влияние на все направления развития человеческого общества. Все больше появляется работ о кризисе гуманитарного знания, включая юриспруденцию: говорится о кризисе права, кризисе юридической науки, кризисе уголовно-процессуального права, кризисе криминалистики и др. Этот дискуссионный вопрос не обошел стороной и криминологию как науку, призванную среди прочего дать адекватные рекомендации по борьбе с преступностью.
В современной криминологической литературе уже высказан ряд положений, призванных повлиять на возможности криминологии в оценке современной преступности, установлении ее причин и условий, в определении мер по предупреждению и борьбе с преступностью. Обратим внимание на исследования А. Н. Игнатова [3], В. Н. Фадеева [7], В. А. Номоконова и Т. М. Судаковой [4; 6].
-
А. Н. Игнатов считает необходимым на основе конвергенции гуманитарных и естественных наук развивать такую отрасль криминологии, как форсайт-криминологию, основным направлением которой должна стать NBIC-криминология (нано-, био-, информационные и когнитивные технологии) — криминология высоких технологий [3, с. 96, 98]. В. Н. Фадеев полагает, что изучение метафизических основ развития общества и его будущего с криминологической точки зрения приведет к значительному преобразованию предмета и метода криминологии, и пишет, что одним из путей развития криминологии будущего может быть «попытка спрогнозировать, как человеческое мышление может использовать в криминальных целях достижения науки и новые технологии, которые определяют будущее жизни общества реально, а не предположительно и уже имеют место в естествознании и его приложениях» [7, с. 154–155].
-
В. А. Номоконов и Т. М. Судакова в цикле своих статей, посвященных будущему криминологии, отмечают, что «криминология должна развиваться через ее наполнение новыми отраслями, обусловленными научно-техническим прогрессом» [6, с. 531], и ставят задачу развития позитивной криминологии [4].
Однако полагаем, что для крайне оптимистичного взгляда на будущее криминологии данных пока недостаточно. Прежде всего это касается учебной дисциплины «Криминология» и формирования криминологического мышления. Криминология как учебная дисциплина существенно «пострадала» при переходе к обучению студентов-юристов в рамках Болонской системы, о чем весьма образно и подробно было изложено Э. Л. Раднаевой и С. С. Босхоловым [5]. Возвращение к специалитету, надеемся, приведет к повышению статуса криминологии среди учебных дисциплин и создаст необходимые условия для выхода криминологии из затяжного кризиса. И в этой связи на первый план, на наш взгляд, выдвигается проблема формирования криминологического мышления как у обучающихся криминологии, так и применяющих на практике криминологические знания и навыки.
В науке и практике юриспруденции исследуются понятия правового мышления, следственного мышления, криминалистического мышления. Понятию и содержанию криминологического мышления посвящено не так много работ, хотя сам термин «криминологическое мышление» в статьях ученых-криминологов употребляется значительно чаще. Наиболее известным можно считать понятие криминологического мышления, данное М. М. Бабаевым, а именно: «криминологическое мышление есть разновидность интеллектуальной деятельности, состоящая в решении определенного класса мыслительных задач формирования современной уголовной политики на основе криминологического знания, понимания и учета основных криминологических закономерностей, способности выбора надлежащей стратегии борьбы с преступностью и оценки его эффективности» [1, с. 97].
Использование и отработка навыков применения операций мышления, форм и способов мышления при изучении категорий криминологии в учебном процессе являются основой формирования криминологического мышления студентов-юристов. Расширение этих основ должно осуществляться в последующем в ходе криминологических исследований, проведении статистических исследований в рамках правовой статистики, получения обоснованных рекомендаций для принятия решений в сфере уголовно-правового воздействия. Именно такой подход позволит, как представляется, уйти от репрессивности мышления для постепенного и последовательного перехода от экстенсивных к интенсивным методам и способам борьбы с преступностью, о чем в свое время писали М. М. Бабаев и Ю. Е. ПуеC^ одам и спиеС о и еС 3 еС х