О модернизации сферы образования Кыргызстана и взаимодействии с международными институтами
Автор: Мурзалиев М.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Педагогические науки
Статья в выпуске: 7-2 (46), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ модернизации сферы образования КР. Рассмотрены основные хронологические этапы принятия нормативно-правовых актов, которые явились продолжением этапов ее реформирования. Также отмечается роль международных институтов, которые способствовали дальнейшему становлению обновленной системы образования, ее качественного преобразования в условиях новых рыночных отношений. Тенденция временного падения уровня образования в КР, которая явилась следствием социально-экономических проблем начала и середины 90-х гг. ХХ в. явилась отправным толчком масштабных преобразований и на текущем этапе указанные проблемы решаются достаточно динамично в КР.
Система образования, стратегия, реформирование, модернизация, реализация, ожидаемые результаты
Короткий адрес: https://sciup.org/170187963
IDR: 170187963 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10882
Текст научной статьи О модернизации сферы образования Кыргызстана и взаимодействии с международными институтами
Эффективная система образования -один из факторов обеспечения устойчивого роста экономики страны и общества в целом. Целью реформ в системе образования является обеспечение качественного преобразования в условиях новых рыночных отношений. Такая стратегия должна стать основой для разработки гибкой программы действий, адаптируемой к изменяющимся условиям.
Стоит признать, что не все реформы основываются на прочной теоретической базе, нередко они представляют собой своеобразную цепь эмпирических поисков новых путей. Проблемы образования вписываются в определенный политический и идеологический контекст, а социальная элита пытается сохранить свои привилегии и в сфере образования. Наибольшее действие на образовательную политику в развитых странах оказывают объективные потребности высокотехнологического производства. С другой стороны, нужно также учитывать и гносеологический фактор, т.е. разное понимание теоретиками и политиками актуальных задач развития образования.
Реформирование образования напрямую коррелирует с задачами его демократизации. В термин «демократизация образования» вкладывается разный смысл. Од- ни исследователи склонны сводить демократизацию образования к ее формальноправовым аспектам, т.е. законодательно провозглашенному праву каждого поступить в учебное заведение. Однако демократизация образования должна иметь более широкий социальный смысл. Между тем, доступность образования не должна ограничиваться бесплатностью, и не во всех странах она решена.
Главным аспектом демократизации является расширение образования взрослых, эмигрантов и беженцев. Но и этим не исчерпывается демократизация образования. Она предусматривает высокое качество обучения, обновление содержания и соответствие программ современному уровню науки.
Тенденция временного падения уровня образования в КР явилась следствием социально-экономических проблем начала и середины 90-х гг. ХХ в. Сдвиги на начальном этапе реформирования образования наметились в 1996 г., что объясняется оживлением экономики, повышением реальных денежных доходов населения, так и проведенными государством реформ. Главную роль сыграла вновь созданная правовая база. Установлены деловые контакты в области образования с АБР, другими международными институтами.
Стратегическая цель модернизации образования предполагает создание принципиально новой системы образования, которая обеспечивала бы каждому получать или пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Если в прошлом функцией непрерывного образования была компенсация недостатков стационарного обучения, то в новых условиях непрерывное образование предполагает возможность пополнять ранее приобретенные знания. Так, разработка концепции непрерывного образования приобрела международные масштабы благодаря деятельности ЮНЕСКО, ее научных центров. Иначе говоря, непрерывное образование позволит внести порядок в последовательность степеней образования.
Нам представляется, что практика непрерывного образования обнаруживает специфические черты. Однако можно обнаружить и ряд общих свойств, к которым можно отнести:
– Гибкость систем образования опосредованных разнообразными направлениями различных групп населения с учетом возраста, пола, этнической принадлежности, социального положения.
– Оптимизация системы общего образования через доступность этапов получения общего образования.
– Трансформация профессиональных учебных заведений с широко понимаемыми интересами производства посредством многоуровневой системы.
– Развитие образования для «третьего возраста», призванного как можно дольше сохранять физическое здоровье и интеллектуальные потенции более старшего поколения. Обеспечивая преемственность поколений, многие из них способны вносить вклад в развитие материальной и духовной культуры общества.
В решении задач образовательной политики КР, основанной на идеях единства национальных и общечеловеческих ценностей, гуманизации, демократизации большую роль играет общеобразовательная школа. Для КР с ее спецификой характерно преобладание сельских школ, составляющих 78% от их общего числа. Миграция сельского населения в город, опусто- шение сел и малых городов, становящихся «неперспективными», изменения в аграрном секторе, имели к 90 гг. ХХ в. тенденцию роста.
Вполне оправданным является фактор развития управления системой образования на региональном уровне через внедрение законодательных актов о МСУ. Регионы приобрели бы больше самостоятельности, а центральные органы определяли стратегию развития образования в регионах. При передаче больших полномочий региональным департаментам образования в их функции входили бы определение принципов а также правовой и финансовой основы системы образования, планирование подготовки и выпуска специалистов. Как показывает практика, такая самостоятельность приводит к изменению приоритетов в деятельности МСУ, а именно оказания методической помощи, проверки госстандартов в образовательных учреждениях всех типов.
Так, принятие Стратегии развития образования до 2020 г. и связанных с ней документов, обеспечивает преемственность и комплексность реформ, что стало стартом для принятия управленческих решений.
Основной целью Стратегии развития образования КР на 2012-2020 гг. [1] является создание условий для устойчивого развития системы образования через использование внутренних и внешних ресурсов. Понятие устойчивого развития можно признать одним из ключевых в Стратегии, что делает ее инструментом реализации.
Возникла проблема, когда рост количества вузов возникла проблема оттока квалифицированных кадров, недостаточности материально-технической базы, отразившейся на качестве обучения. Помимо обозначенной выше ситуацией, актуализировалась проблема управления системой образования.
В указанной связи актуализируется формирование общественногосударственного управления и усиления роли МСУ. Государство не может осуществлять финансирование образовательных учреждений, вкупе с несовершенствами нормативно-правовой базы.
Целями реформирования в КР логично признать создание системы образования, способствующей:
– росту экономического потенциала КР;
– оптимизации человеческих ресурсов;
– подготовкой кадров новой генерации.
Направленность реформ определена следующими основополагающими принципами, легшими в основу системы кыргызстанского образования:
– демократизация системы образования;
– право на получение качественного образования;
– децентрализация позволяющая повысить уровень ответственности органов МСУ за состояние образования и самостоятельность учреждений образования;
– транспарентность системы;
– минимизация проверок органами гос-управления и передачи ряда полномочий общественному контролю.
Так, мониторинг деятельности образовательных учреждений и гарантий качества обусловило введение системы Национального тестирования, а также системы лицензирования и аттестации, что создало основы для независимой системы аккредитации, позволило выделить учреждения с высокими стандартами качества. При этом, сфера финансирования также предполагает транспарентность, формирование региональных фондов развития, а также привлечение источников в форме образовательных займов, льготных кредитов и т.п.
Закон КР «Об образовании» [2] представил академическую и финансовоэкономическую автономию. Также можно полагать, что создание нормативноправовой базы деятельности органов МСУ в образовательной сфере позволит обеспечить финансовые, материальнотехнические и иные предпосылки для качественной деятельности на местном уровне.
Такое разрешение проблем можно усматривать посредством использования механизмов:
– нормативно-правового регулирования;
– экономического регулирования через финансовые, налоговые, кредитные инструменты;
– формирования государственнообщественной системы оценки и контроля качества, его соответствия госстандартам;
– аттестации кадров.
Создание таких условий сделает необратимыми преобразования, будет способствовать становлению гражданского общества. В контексте анализа целесообразно представить определенную хронологию. Так, в 2000 г. предпринимаются программы долгосрочного действия до 2025 г. Принципиальным программным документом в этом смысле стала Государственная доктрина образования КР (2000 г.) [3].
Предпринятый сравнительный анализ совокупности национальных приоритетов и мер их реализации свидетельствует об обновления всех уровней. В 2007 г. в рамках проекта «Повышение доступа к образованию для детей с особыми потребностями» поддержанного Японским фондом по сокращению бедности (ЯФСБ) организованы 7 психолого-медикопедагогических консультаций (ПМПК). В 2009 г. инклюзивное образование для детей с особыми потребностями осуществляется в 600 школах, где обучаются 3000 детей с физическими недостатками. В 2009 г. было освоено 85 млн. сомов, выделенных из ЦФСБ и издано 26 учебников для школ с кыргызским языком обучения, и 6 учебников для школ с узбекским языком обучения, общим тиражом 1333000 экземпляров.
В 2013 г. были внесены изменения потоков финансирования школ. При этом, здания образовательных организаций (государственных и муниципальных) останутся в ведении МСУ, как и земля, на которой они стоят, как и обязанности по их ремонту и содержанию. В КР на местном уровне были сформированы Центры финансов и контроля качества образования, ответственные за формирование стимулирующей части зарплаты учителей через изменение принципов финансирования системы школьного образования и ростом ее качества. В 2014 г. в КР перешли на нормативное бюджетное финансирование.
В переходе к нормативному финансированию есть свои трудности, связанные с объективными проблемами.
Как отмечается в отчетном документе, в масштабах страны нормативное бюджетное финансирование позволит оптимизировать затраты на обучение школьников, повысить уровень самостоятельности школ в распоряжении бюджетными средствами [4, с. 21]. С начала 2016 по 2019 гг. продолжалась работа по всем направлениям модернизации школьного образования, которые были закреплены в Стратегии развития образования на период до 20122020 гг. [1].
Огромную лепту вносят международные институты. Так, в г. Бишкек также был проведен семинар «Развитие потенциала разработчиков куррикулума, учебников и специалистов качества обучения» в рамках Второго проекта образования АБР. В вопросе изменения содержания образования в обществе сформировался спектр мнений – от представлений о необходимости «вернуться к советскому образованию», до стремления «кардинально изменить все». В 2018-2019 гг. средства на издание учебников были также секвестированы, несмотря на утверждение его в Стратегии-2020, согласованной со всеми министерствами и поддержанной на заседании Правительства КР.
Следует признать, что новые вызовы в лице пандемии коронавируса показала множество недоработок с использованием обучения онлайн (e-learning). К сожале- нию, несмотря на существование в течение ряда лет в КАО лаборатории инновационно-информационных технологий, особых достижений не было достигнуто. Чтобы начались подвижки во всей системе необходимо, чтобы в инновационном режиме работало не менее 10% от имеющихся школ. Значит, в КР должно быть не менее 250-300 инновационных школ для создания кумулятивного эффекта.
Миссия ВБ отметила, что одним из условий начала нового проекта должно быть обязательство КР ежегодно выделять не менее 100 млн. сомов на издание учебников. Важно отметить, что на текущий момент оптимизация обучающих программ, это т.н. программы короткого цикла, которые позволяют в кратчайшие сроки выходить на рынок труда, и значит вносить свою лепту в развитие национальной экономики, повышать качество своего жизненного уровня.
Еще один важный процесс в высшем образовании связан с подготовкой условий для перехода от существующего механизма обеспечения качества – аттестации – к институту аккредитации. Сочетание работы по повышению качества образования за счет принятия новых стандартов с попытками укрепления институциональных условий гарантии качества высшего образования должно принести положительный эффект [4, с. 23].
Таким образом, резюмируя, важно выделить ряд выводов:
– Стратегической целью модернизации образования в КР является создание принципиально новой системы образования.
– Предпринят анализ хронологических рамок принятия нормативно-правовых актов, повлиявших на ход реформирования системы образования, а также отмечена позитивная роль международных институтов в дальнейшем ее становлении.
– В КР предприняты меры для того, чтобы представители разных этносов получали образование на родном языке. С этой целью работают школы для наиболее распространенных этнических групп.
– Для полиэтнического, поликонфес-сионального, поликультурного Кыргызстана русский язык на протяжении полутора ста лет является языком общения, приобщения к сокровищнице мировой культуры, выполняя интеграционную функцию. В общественном же сознании, он рассматривается с позиций элемента интергации в единое общеобразовательное пространство со странами СНГ.
Список литературы О модернизации сферы образования Кыргызстана и взаимодействии с международными институтами
- Стратегия развития образования КР на 2012 - 2020 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92984.
- Закон КР "Об образовании" (В редакции Законов КР от 28 декабря 2006 г. N 225, 30 мая 2014 г. N 82, 17 апреля 2015 г. N 84). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.kg/ru/docs/zakon-kr-ob-obrazovanii/.
- Указ Президента КР "О Государственной доктрине образования КР". - Бишкек, 27 авг. 2000 г. УП № 244. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92984/10?cl=ru-ru.
- Отчет Министерства образования и науки КР за 2012 г. - Б., 2013. - 45 с.