О правовом статусе органов внутренних дел на транспорте
Автор: Сейтмеметова Т.С.
Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 1 (54), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается статус органов внутренних дел на транспорте. Обосновано, что существующее правовое регулирование является фрагментарным и не позволяет сформировать целостное представление о деятельности ОВДТ и их правовом статусе. По мнению автора, более эффективным было бы принятие единого положения «Об органах внутренних дел на транспорте».
Правовой статус, органы внутренних дел на транспорте, структура, полномочия
Короткий адрес: https://sciup.org/142226767
IDR: 142226767
Текст научной статьи О правовом статусе органов внутренних дел на транспорте
Органы внутренних дел на транспорте представляют собой самостоятельную структурную подсистему МВД России и являются коллективными субъектами права. В науке под органами внутренних дел на транспорте (далее - ОВДТ) понимается «система органов и подразделений внутренних дел централизованного (федерального) подчинения, обеспечивающих в пределах своей компетенции правопорядок на железнодорожном, водном и воздушном транспор- те в специфической обстановке, обусловленной технологическими процессами перевозки пассажиров и грузов, а также несовпадением границ транспортных магистралей с административными границами федеральных округов и территорий субъектов Российской Федерации» [2, с. 102].
Описание исследования
Правовой статус ОВДТ урегулирован комплексом нормативных правовых актов. При этом Конституция России, так же, как и фе- деральные конституционные законы, не содержит упоминания об органах внутренних дел на транспорте. То же следует сказать о Федеральном законе от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», несмотря на то, что он является основным статутным законодательным актом в этой области. Таким образом, возникает необходимость обратиться к подзаконным нормативным правовым актам, а именно ведомственным приказам МВД России.
Среди них выделяются Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 680 «Об утверждении Положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Приказ МВД России от 15 июня 2011 г. № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте».
Согласно Указу Президента РФ от 01 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» Главное управление на транспорте включено в структуру центрального аппарата МВД России. При этом к территориальным органам МВД отнесены:
-
- на окружном уровне - управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
-
- на межрегиональном уровне - линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
-
- на районном уровне - линейные отделы, отделения МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте1.
Главное управление на транспорте МВД России (ГУТ МВД России) обладает положением самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата МВД России. На него возложена задача по обес- печению и реализации в пределах своей компетенции функции МВД «по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта»2.
В Положении о ГУТ МВД России указаны два основных направления деятельности главка:
-
- организация деятельности ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
-
- координация в установленном порядке деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по обеспечению безопасности населения на транспорте.
С реализацией этих направлений связаны основные задачи, закрепленные за ГУТ МВД России: организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта; обеспечение совершенствования нормативноправового регулирования в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта; участие в пределах полномочий в реализации мероприятий по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства на объектах транспорта и др.
Таким образом, Главному управлению присущи общие организационные функции в области ОВДТ, а также координационные по отношению ко всем органам и организациям МВД, задействованным в обеспечении безопасности населения на транспорте.
Обеспечение безопасности населения на транспорте заключается в реализации системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам со- вершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также угрозам природного и техногенного характера. Данное определение закреплено в Распоряжении Правительства РФ от 30 июля 2010 года № 1285-р «Об утверждении комплексной программы обеспечения безопасности населения на транс-порте»3, в котором определена система взаимосвязанных мероприятий в сфере транспортного комплекса, адекватных угрозам совершения актов незаконного вмешательства, а также пути решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органы внутренних дел на транспорте в указанном Распоряжении Правительства не упоминаются, однако реализация отдельных задач, предусмотренных программой, возложена на организации, подведомственные Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Возвращаясь к анализу статуса ГУТ МВД России, следует отметить, что руководство главка образуют начальник ГУТ и его заместители, управляющие управлениями и отделами. Всего выделяется четыре управления: управление организации борьбы с преступностью на транспорте, управление, оперативно-розыскное управление, организационно-контрольное управление, управление обеспечения охраны общественного порядка; и четыре отдела: отдел кадров и государственной службы, отдел делопроизводства и режима, отдел межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности и организационно-методического обеспечения деятельности полиции на метрополитене, отдел организации связи, автоматизации и технического обеспе-чения4.
Система органов внутренних дел на транспорте имеет линейную структуру, включающую управления на транспорте по федеральным округам, а также Восточно-Сибирское и Забайкальское линейные управления МВД России на транспорте как самостоятельные органы, подчиняющиеся непосредственно ГУТ МВД России. В подчинении названных управлений находятся линейные управления, линейные отделы и линейные пункты ОВДТ. Положения о Восточно-Сибирском и Забайкальском ЛУ МВД России на транспорте утверждены отдельными приказами МВД России, а их статус объясняется особенностями деятельности и территориального расположения.
Линейный принцип построения ОВДТ обусловлен тем, что зоны их ответственности привязаны к объектам транспорта, которые могут проходить по территории нескольких субъектов страны, как, например, железные дороги, что означает независимость от административно-территориальных единиц, местных органов управления и обеспечение подчинения по вертикали специализированной структуре [1, с. 2-3].
Основы организации деятельности линейного отдела (отделения) ОВДТ закреплены в Типовом положении о линейном отделе МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Анализ содержания данного Положения приводит к выводу о том, что именно линейные отделы выполняют непосредственные функции по обеспечению правопорядка на объектах транспорта.
Согласно указанному акту линейный отдел, или линорган, является территориаль- ным органом МВД России на районном уровне и подчинен соответствующему управлению на транспорте МВД России по федеральному округу или линейному управлению МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (имеются в виду два линейных управления, обладающие особым статусом Восточно-Сибирское и Забайкальское).
Линорган осуществляет свою служебную деятельность на объектах транспорта, перечень которых определяется руководителем управления на транспорте по соответствующему федеральному округу либо руководителем линейного управления МВД России на транспорте.
Например, в структуру Крымского линейного управления МВД России на транспорте входят три линейных отдела, одно линейное отделение и пять линейных пунктов полиции. Линейные пункты, как правило, образуются на транспортных узлах или важных участках: так, три из линейных пунктов Крымского ЛУ МВД России на транспорте относятся к морским портам (Керчь, Ялта, Севастополь).
Структура линоргана, в том числе состав подчиненных линейных отделов (отделений, пунктов) полиции, устанавливается руководителем территориального органа МВД России на окружном или межрегиональном уровнях.
Таким образом, структура органов внутренних дел на транспорте является весьма разнородной и может включать территориальные органы МВД России одинакового вида, но с разным статусом, например, ли- нейные управления, подчиняющиеся напрямую ГУТ МВД России или ГУ МВД России на транспорте по федеральным округам; линейные отделы, подчиняющиеся линейным управлениям или вышестоящим линейным отделам и т.д. При этом линейные пункты транспортной полиции даже не включены в состав территориальных органов МВД России, установленный Указом Президента РФ от 01 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Как отмечают Н.А. Штырхунова и С.К. Абрамян, органы внутренних дел на транспорте как обособленная институированная подсистема обладают весьма усеченным правовым статусом, элементы которого рассредоточены по нормативным правовым актам разного уровня и направленности [3, с. 130].
Заключение
Существующее правовое регулирование представляется фрагментарным и не позволяет сформировать целостное представление о деятельности ОВДТ и их правовом статусе. На наш взгляд, более эффективным было бы принятие единого положения «Об органах внутренних дел на транспорте» по аналогии с существующим Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации5, утвержденным Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711. К тому же закрепление основ деятельности ОВДТ указом Президента, а не ведомственным правовым актом подчеркнуло бы важность возложенных на транспортную полицию задач.
Список литературы О правовом статусе органов внутренних дел на транспорте
- Бревнов А., Гулимов Н., Коломейцева Е. Специфические задачи органов внутренних дел на транспорте, обусловленные линейным принципом построения // Профессионал. 2019. № 1(147). С. 2-5.
- Степаненко Ю.В. Теоретические и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте: Дисс. … д-ра юрид. наук. М., 2004. 392 с.
- Штырхунова Н.А., Абрамян С.К. Правовой статус органов внутренних дел на транспорте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 129-134.