О сходствах в поучениях Климента Александрийского и святителя Иоанна Златоуста

Автор: Сандо Драгомир

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (93), 2020 года.

Бесплатный доступ

Фундаментом библейского основания и видения Бога, мира и человека в Церкви является её собственное отношение к педагогике, цель которой - совокупность воспитательно-образовательных черт, ведущих к спасению. Наиболее часто встречающиеся способы и методы такой педагогики - это поучения, основанные на евангельском фундаменте. С раннехристианского времени они получили название «огласительные слова» - в них содержалось оглашение истин, и сами поучения представляли единый тип книг, необходимых новоначальным для их религиозного воспитания. К таким поучениям относятся и первохристианские апостольские труды «Дидахе» и «Дидаскалия»; хронологически сюда можно отнести и трёхтомную книгу Климента Александрийского «Педагог», а затем «Поучения огласительные» святого Кирилла Иерусалимского и так далее. По своему просветительскому содержанию эти поучения делились на слова для оглашенных и слова тайноводственные - для тех, кто уже был крещён и хотел углубить свои познания в вере. Такой порядок дидактической церковной науки был особенно важен вплоть до VI века по Р. Х., когда Крещение уже взрослых людей уступило принятию Крещения в детстве. Но значение таких вероучительных поучений в религиозной науке не пропало. Они актуальны до сих пор. В статье по заявленной выше теме кратко и содержательно говорится о «Словах» святого Иоанна Златоуста и о книге «Педагог» Климента Александрийского. Данные патрологии говорят о том, что эти произведения появились в разное время. Однако «проблема», связанная с ними, сводится к тому, что в трехтомном «Педагоге» присутствуют темы, почти полностью схожие с теми, что представлены в «Словах» Златоуста. Потому возникает вопрос: были ли «Слова» (с учетом того, что написаны они в поздний период жизни Златоуста) оригинальным произведением самого святителя Иоанна, или они возникли по образцу написанного ранее «Педагога»? Или эти поучения всего лишь приписываются Златоусту?

Еще

Церковь, образование, воспитание, крещение, климент, златоуст, "педагог", "слова", новокрещённый, поучения для оглашенных, поучения тайноводственные, мирское попечение о красоте, истинная красота

Короткий адрес: https://sciup.org/140250788

IDR: 140250788   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2020_4_11

Список литературы О сходствах в поучениях Климента Александрийского и святителя Иоанна Златоуста

  • Иоанн Златоуст (2006) - Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии / И. В. Про- лыгина: сост., введ, пер. с древнегреч., комм. и библиогр. Тверь: "Герменевтика", 2006. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/oglasitelnye-gomilii/ (дата обращения: 21.07.2020).
  • Климент Александрийский (1996) - Климент Александрийский. Педагог. М.: Учебный информационно-экуменистический центр ап. Павла., 1996. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Kliment_Aleksandrijskij/pedagog/ (дата обращения: 21.07.2020). Теология 19 литература
  • Wenger (1957) - Wenger A. Catecheses baptismates inedites // Sources Chret. Vol. 50. Paris.
  • Jean Chrysostome. Huit catéchèses baptismales inédites / Introd., texte crit., trad. et not. de A. Wenger. P., 1957. (SC; 50).
  • Иоанн Златоуст (2008) - Иоанн Златоуст, свт. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста. Т. 1 / Сост. Т. Н. Терещенко. 2008. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/ simfonija-po-tvorenijam-svt-ioanna-zlatousta/ (дата обращения: 21.07.2020).
  • Иоанн Лествичник (1994) - Иоанн Лествичник, прп. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе, с алфавитным указателем. 5-е изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1898; Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. С. 381. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/ (дата обращения: 21.07.2020).
  • Пападопуло-Керамевс (1909) - Пападопуло-Керамевс А. И. Varia graeca sacra. Сборник греческих неизданных богословских текстов IV-XV веков с предисловием и указателем. СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1909. 320 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_ Papadopulo-Keramevs/varia-graeca-sacra-sbornik-grecheskih-neizdannyh-bogoslovskih-tekstov- 4-15-vekov-s-predisloviem-i-ukazatelem/ (дата обращения: 21.07.2020).
  • Јевтић (2015) - Јевтић, Еп. Атанасије. Патрологија, Црквени оци и писци прва три века историје Цркве. Београд; Требиње; Лос Анђелес.
  • Тодоровић (2016а) - Тодоровић Д. Употреба бестијалног материјала у делима Климента Александријског // Богословље: часопис Православног богословског факултета БУ. Београд, 2016. URL: http://bogoslovlje.pbf.rs/index.php/arhiva/118-2016/bogoslovlje-1-2016/356- upotreba-bestijarnog-materijala-u-delima-klimenta-aleksandrijskog (дата обращения: 21.07.2020).
  • Тодоровић (2016б) - Тодоровић Д. Употреба зоографских списа у делима Светих Отаца и учитеља Цркве // Српска теологија данас. Београд: Православни богословски факултет БУ, 2016.
Еще
Статья научная