О теологизации грамматического знания в русской книжности XVII века (на примере московского издания "Грамматики" Мелетия Смотрицкого 1648 г.)

Автор: Маркидонов Александр Васильевич

Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda

Рубрика: Богословие и культура

Статья в выпуске: 2 (4), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье, на основе сопроводительных текстов к изданию Грамматики 1648 года, с учетом церковно-исторической ситуации и определенной динамики языкового сознания, рассматривается соотношение грамматического знания и богословия. Собрание сопровождающих указанное издание текстов церковной традиции, призванное, по замыслу издателей, выступить аргументом в пользу богословского значения грамматического знания, оказывается в своем внутреннем, по преимуществу византийском (или византийски ориентированном), контексте весьма неодносложным, и замыслу теологизации «внешней мудрости» не отвечающим. То («внешняя мудрость» и веросознание), что в византийской культурной парадигме сосуществует как различное, иерархически выверенное и аксиологически неоднородное, в русском религиозном сознании, веру и культуру аксиологически и функционально не различающем, в таковом неразличении и воспринимается. Так что, в данном случае, в русской рецепции элементов византийского культурного наследия, элементы эти как бы приравниваются друг ко другу в порядке сопричастности сакральному единству религиозной традиции. Иметь место, т. е. наличествовать в культуре и быть религиозно-значимым (сакральным) - в такой традиции совпадает. Парадоксальным образом, в составе сопроводительных текстов к московскому изданию Грамматики, грамматическое знание, находящееся у истоков эмансипации культуры от веры, демонстрирует свой высокий статус в формах старой, обособленного существования культуры не предполагающей, религиозной традиции.

Еще

Теологизация, грамматическое знание, принцип непрерывности, книжная справа, старообрядчество, универсализация грамматики, византийская культура, веросознание,

Короткий адрес: https://sciup.org/140294835

IDR: 140294835   |   DOI: 10.24411/2541-9587-2019-10018

Список литературы О теологизации грамматического знания в русской книжности XVII века (на примере московского издания "Грамматики" Мелетия Смотрицкого 1648 г.)

  • Василий Великий, свт. Творения. М., 2009. Т. 2. 1230 с.
  • Григорий Богослов, свт. Творения. М., 2007. Т. 1: Слова. 896 с.; Т. 2: Стихотворения, Письма, Завещания. 942 с.
  • Грамматика 1648 г. / Предисловие, научный комментарий, подготовка текста и составление указателей Е. А. Кузьминовой. М.: МАКС Пресс, 2007. 624 с.
  • Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания. М., 2002.
  • Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. Казань, 1903.
  • Максим Грек, прп. Сочинения. Казань, 1859-1862. Ч. 1-3.
  • Максим Грек, прп. Сочинения. М., 2008. Т. 1. 568 с.
  • Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. М., 1881. Т. 6, 7.
  • Протопоп Аввакум. Книга толкований и нравоучений // Памятники истории старообрядчества XVII в. Л.: Изд. АН СССР, 1927. Стлб. 425-576.
  • Сказание о седми свободных мудростех // Спафарий Николай. Эстетические трактаты. Л., 1978.
  • Судные списки Максима Грека и Исака Собаки / изд. подготовил Н. Н. Покровский. М., 1971.
  • Три челобитныя справщика Савватия, Саввы Романова и монахов Соловец-каго монастыря. СПб., 1862.
  • Ягич И.В. Рассуждения старины о церковно-славянском языке. СПб., 1895.
  • Алиева О.В. Введение. «К юношам» Василия Великого // Василий Великий, свт. Послание к юношам о пользе греческих книг. М., 2018. С. 33-42.
  • Берджицкий Л. Л. Статья Максима Грека о грамматике по рукописи Московского Румянцевского музея № 264 // Русский филологический вестник. Варшава, 1913. Т. 69. № 2. С. 482-492.
  • Буланин Д.М. Максим Грек: Греческий писатель или московский книжник? // Studia slavica et Ва1сашса реороШапа. СПб., 2017. № 2(22). С. 85-98.
  • Гаспаров Б.М. Наблюдения над употреблением перфекта в древнецерков-нославянских текстах (к вопросу о природе грамматического значения) // Русский язык в научном освещении. 2003. № 1(5). С. 215-242.
  • Дружинин В.Г. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб., 1911.
  • Живов В.М. История языка русской письменности. М., 2017. Т. 2. С. 858.
  • Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 758 с.
  • Захарьин Д.Б. Европейские научные методы в традиции старинных русских грамматик. Munchen, 1995.
  • Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Л., 1960.
  • Камчатнов А.М. История русского литературного языка. XI — 1-я пол. XIX вв. М.: Академия, 2008. 688 с.
  • Ключевский В. О. Очерки и речи: Второй сборник статей В. Ключевского. М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1913. 514 с.
  • Крылов Г., прот. Книжная справа XVII века. Богослужебные минеи. М., 2009.
  • Кузьминова Е.А. Развитие грамматической мысли России XVI-XVIII вв. М., 2012.
  • Кузьминова Е.А., Пентковская Т.В. Пути формирования русского научного дискурса в XVII веке // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2016. №4. С. 221-229.
  • Кульматов В.А. От «Ars magna» Р. Луллия к «Великой науке» А.Х. Бело-боцкого // VERBUM. СПб., 2001. Вып. 5. С. 212-216.
  • Лейбниц Г. В. Об универсальной науке или философском исчислении // Сочинения. М., 1983. Т. 2.
  • Маркидонов А. В. Культура школы в горизонте веросознания: по поводу миссии святых Кирилла и Мефодия // Русско-Византийский вестник. СПб., 2018. № 1. С. 31-39.
  • Мечковская Н.Б. О филологической полемике в восточной книжности XIV-XVII веков // Russian Linguistics. 1987. Vol. 11. № 2/3. С. 217-236.
  • Понырко Н.В. Эстетические позиции писателей выговской литературной школы // Книжные центры Древней Руси: XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 104-112.
  • Робинсон А.М. Воинствующая грамматика и текст (XVII в) // Сб. Русский язык: функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1984.
  • Толстой Н. И. Взаимоотношения локальных типов древнеславянского (литературного) языка позднего периода (вторая половина XVI-XVII вв.) // Славянское языкознание. V международный съезд славистов. Доклады советской делегации. М., 1963. С. 230-272.
  • Тронский И.М. Основы стоической грамматики // Романо-германская филология. Сборник статей в честь академика В. Ф. Шишмарева. Л., 1957. С. 299-310.
  • Успенский Б.А. Grammatica sub specie theologie. Претеритные формы глагола быти в русском языковом сознании XVI-XVIII веков // Избранные труды. М., 1997. Т. 3.
  • Успенский Б.А. Отношение к грамматике и риторике в Древней Руси (XVI-XVII вв.) // Избранные труды. М., 1994. Т. 2.
  • Шашков А. Т. Максим Грек и идеологическая борьба в России во второй половине XVII — начале XVIII в. (Подделка и ее разоблачение) // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1979. Т. 33. С. 80-87.
  • Юхименко Е. М. Невежество и премудрость в интерпретации выговских писателей-старообрядцев // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2004. Т. 55. С. 508-516.
  • Юхименко Е. М. Старая вера в новых условиях // Человек между Царством и Империей: Сборник материалов международной конференции / под ред. М. С. Киселевой. М., 2003. С. 342-349.
Еще
Статья научная