Об ответственности за сокрытие и искажение информации о состоянии окружающей среды
Автор: Татьянина Лариса Геннадьевна, Лукомская Анастасия Сергеевна
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
Статья в выпуске: 4 т.16, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется проблема реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, через исследование понятия информации о состоянии окружающей среды и выделение ее видов. Обосновывается необходимость выделения специальной нормы об ответственности за сокрытие и искажение достоверной информации о состоянии окружающей среды. С этой целью дается характеристика общественной опасности этого преступления; содержание элементов состава этого преступления; соотношение данного состава с общими составами, предусмотренными уголовным законом. В результате исследования предлагаются конкретные нормы статьи 237 Уголовного кодекса РФ, которая позволит более эффективно охранять отношения по реализации конституционного права на доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, защиты жизни и здоровья лиц, проживающих на территории России.
Экология, жизнь, здоровье, экологическая безопасность, экологический правопорядок, рациональное использование природных ресурсов, информация, окружающая среда, достоверная информация о состоянии окружающей среды, ответственность за искажение и сокрытие достоверной информации о состоянии окружающей среды
Короткий адрес: https://sciup.org/147150106
IDR: 147150106 | DOI: 10.14529/law160406
Текст научной статьи Об ответственности за сокрытие и искажение информации о состоянии окружающей среды
Среди глобальных проблем наиболее опасными для человечества являются экологические проблемы. Информация о состоянии окружающей среды должна быть доступна, поскольку каждый человек имеет право жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния. Отстаивать это право, а также право участвовать в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды граждане могут, имея доступ к информации.
Такие положения в 1998 году закрепила Орхусская конвенция «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», к которой присоединились 38 государств. Для России этот вопрос остается открытым.
В отечественном законодательстве право на доступ граждан к экологической информации берет свое начало в Конституции РФ 1993 года, которая предусматривает право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42); право свободно искать и получать информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Несмотря на то, что право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды предусмотрено в широком круге нормативных правовых актов (Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»; Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»; Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» и др.), единого понятия информации о состоянии окружающей среды законодателем не выделено. Ряд российских ученых предпочитают понятию «информация о состоянии окружающей среды» более масштабное понятие экологической информации.
Например, М. М. Бринчук под экологической информацией понимает любые сведения независимо от формы представления, харак- теризующие состояние и специфические особенности сферы взаимодействия общества и природы, необходимые для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, а также имеющие значение (являющиеся значимыми) для обеспечения общественных, личных и государственных экологических интересов и потребностей, осуществления и защиты экологических прав граждан и юридических лиц [1].
В свою очередь Г. В. Выпханова предлагает понимать под экологической информацией любые сведения независимо от формы представления, характеризующие состояние и специфические особенности сферы взаимодействия общества и природы [2].
Исследование и разграничение экологической информации и информации о состоянии окружающей среды, необходимо начать с понятия «экология», которое впервые в 1866 году упомянуто немецким ученым Э. Геккелем как учение об экономии природы, часть физиологии в контексте взаимоотношений организмов между собой и со средой.
Позже это понятие, с немецкого языка «Ökologie, Umweltbedingungen» переводимое как «окружение, среда», появилось в английском языке как «environment», что в переводе также означает «среда» и собственно переведено с международных актов ООН на русский и внедрено в отечественное законодательство как «окружающая среда». При этом привнесенная транслитерация немецкого термина «Ökologie» в русский язык привела к появлению слова «экология», которое, по нашему мнению, в русском его понимании и масштабах современных контекстов его применения (термин «экология», обретая все новые смыслы и значения, вышел за пределы естественных наук) шире словосочетания «окружающая среда» и включает в себя не только отношения, объектами которых являются компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, антропогенные объекты, но и другие многообразные отношения, границы которых очертить очень сложно.
Раскрывая ключевое правовое понятие информации о состоянии окружающей среды, мы должны опираться на предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информацион- ных технологиях и о защите информации» понятие информации и регламентированное Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понятие окружающей среды.
Мы предлагаем под информацией о состоянии окружающей среды понимать сведения о переменных свойствах природной среды, а также антропогенных объектах, независимо от формы их представления.
Реализация права на доступ к информации о состоянии окружающей среды может быть ограничена регламентированным ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» перечнем сведений, составляющих государственную тайну, к которым относятся: 1) сведения в военной области; 2) сведения в области экономики, науки и техники; 3) сведения в области внешней политики и экономики; 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.
Информация о состоянии окружающей среды различается и может иметь характер информации общего назначения, а также информации, предоставляемой по запросу.
Порядок предоставления информации, предоставляемой пользователю по запросу, регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», и если государственные органы не располагают соответствующей информацией, они обязаны перенаправить соответствующий запрос в компетентный орган и сообщить об этом заявителю.
Показательным является апелляционное определение от 14 мая 2014 г. по делу № 3310267, согласно которому Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, не предоставившего заявителю информацию о состоянии окружающей среды при расширении проспекта, улицы в определенный период времени по его запросу, который, в частности, касался количества вырубленных деревьев, кустарников и ликвидированных газонов, данных о состоянии атмосферного воздуха стационарного поста контроля и загрязнения атмосфер- ного воздуха. В ответ Департаментом указано не фактическое количество вырубленных деревьев, о чем просил заявитель, а запланированная проектом строительства вырубка зеленых насаждений и также предусмотренная проектом пересадка деревьев и кустарников, а также информация о функционировании постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Судебная коллегия, оценивая законность решения суда первой инстанции, указав на ст. 42 Конституции РФ, ч. 1, 2 п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, сделала вывод о том, что фактически Департамент в нарушение закона, отказал заявителю Т. в предоставлении информации о состоянии окружающей среды, и определила решение районного суда отметить, а Департамент обязать предоставить запрашиваемую заявителем информацию.
Отношения о предоставлении информации общего назначения регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно ст. 18 которого граждане РФ имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности. Кроме того, Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (ч. 2 ст. 17) регламентирует право на информацию общего назначения, которая доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей). Этот же нормативный правовой акт относит к информации общего назначения – экстренную достоверную информацию о состоянии окружающей среды, под которой понимаются незамедлительно передаваемые штормовые предупреждения и (или) штормовые оповещения, а также незамедлительно передаваемая информация о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые мо- гут угрожать жизни или здоровью граждан и наносить ущерб окружающей среде.
Действующее административное законодательство предусматривает ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП РФ), а также за сокрытие и искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). В 2014 году диспозиция нормы ст. 8.5 КоАП РФ приобрела качественно новое содержание и обрела множество вопросов, наиболее важным из которых является вопрос о том, что указанная норма нацелена в том числе на осуществление общественного контроля за соблюдением конституционного права граждан на своевременное получение полной, достоверной информации о состоянии окружающей среды. Однако эта норма в полной мере не отвечает реальной потребности в регулировании данных отношений, в том числе из-за различий в характере и степени общественной опасности совершаемых деяний.
Об общественной опасности несвоевременного предоставления достоверной информации о состоянии окружающей среды говорит еще не забытое стихийное бедствие (наводнение) в г. Крымске Краснодарского края в 2012 году, главной причиной которого названы экстремально высокие осадки, образование паводочной волны; в результате более 50 тыс. человек признаны пострадавшими, 153 человека погибли, разрушены свыше семи тыс. частных домов и 185 многоквартирных домов, а также системы энерго-, газо- и водоснабжения, повреждены автомобильная и железнодорожная инфраструктура.
По версиям руководителей МЧС РФ, СК РФ и других органов система оповещения в городе не сработала, и оповещение о наступлении чрезвычайной ситуации до жителей Крымска не дошло. По данному факту 20 июля 2012 г. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК РФ, – халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, повлекшего по неосторожности смерть более двух лиц.
В качестве подозреваемых по делу были привлечены бывшие руководители муниципального образования «Крымский район», Крымского городского поселения, Нижнеба-канского сельского поселения Крымского района, а также и.о. руководителя Управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты МО «Крымский район», которые по версии следствия, зная о возможном возникновении чрезвычайной ситуации на территории Крымского района, не обеспечили необходимый порядок оповещения населения об опасности возникновения чрезвычайной ситуации и его эвакуацию в другие районы, не приняли адекватных мер, связанных с предупреждением и уменьшением возможного ущерба в результате чрезвычайной ситуации.
Отсутствие в уголовном законе специальной нормы, регулирующей отношения об уголовной ответственности за сокрытие и искажение достоверной информации о состоянии окружающей среды, привело к квалификации деяний вышеуказанных лиц по общей норме ч. 3 ст. 293 УК РФ, что в первую очередь отразилось на реализации прав потерпевших, поскольку общая норма предусматривает определенный вид неконкретизированных деяний, а специальная норма является разновидностью, представляющей конкретный вид деяния с присущей ему спецификой. Специальная норма может отличаться от общей нормы характером и степенью общественной опасности, санкцией, и поэтому последняя не позволяет в должной мере учесть эти различия.
Кроме ст. 293 УК РФ в действующем уголовном законодательстве содержатся еще две общих нормы – об отказе в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ) и сокрытии информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237 УК РФ). Указанные нормы не учитывают специфику преступления, посягающего на общественные отношения, связанные с реализацией права граждан на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Отвечая на вопрос, нужна ли в УК РФ специальная норма об ответственности за сокрытие и искажение достоверной информации о состоянии окружающей среды, необходимо ответить на вопросы, в чем заключается общественная опасность этого преступления; каково содержание элементов состава этого преступления; в каком соотношении данный состав находится с общими составами, предусмотренными УК РФ.
Общественная опасность сокрытия и искажения информации о состоянии окружающей среды заключается в том, что сокрытие, умышленное искажение и несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, в том числе о конкретном жизненном обстоятельстве, событии или действии, которое может создавать угрозу общественной безопасности (в узком смысле), безопасности здоровья населения, экологической безопасности, не позволит гражданам, находящимся на определенной территории, принять адекватные ситуации меры для сохранности своей жизни, здоровья, имущества.
Родовым объектом этого преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от объективных общеопасных внутренних угроз, видовым объектом – общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения, непосредственным объектом – общественные отношения, связанные с правом граждан на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, факультативным объектом – жизнь, здоровье конкретного человека, отношения собственности и т.д.
Предметом указанного преступления является информация о состоянии окружающей среды, в том числе о конкретном жизненном обстоятельстве, событии или действии, которое может создавать угрозу общественной безопасности, безопасности здоровья населения, экологической безопасности. Событием, например, может быть фактическое и прогнозируемое резкое изменение погоды, относящееся к разряду информации общего назначения, экстренной информации о состоянии окружающей среды, незамедлительно передаваемой в установленном законом порядке.
Объективная сторона указанного преступления состоит в сокрытии (путем действия и бездействия), умышленном искажении (путем действия), несвоевременном сообщении (путем действия и бездействия) полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Субъективная сторона части первой указанного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Относительно второй, третьей и четвертой части указанного преступления субъективная сторона характе- ризуется виной форме прямого умысла по отношению к деянию и неосторожности применительно к наступившим последствиям.
Субъект преступления – лицо, обязанное сообщать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
По результатам проведенного исследования мы предлагаем внести изменения в ст. 237 УК РФ и изложить ее в следующей редакции:
«Статья 237. Сокрытие и искажение информации о состоянии окружающей среды.
-
1. Сокрытие, умышленное искажение и несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды лицом, обязанным сообщать такую информацию, …
-
2. То же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба, …
-
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, …
-
4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, …».
Полагаем, что новая редакция ст. 237 УК РФ позволит более эффективно охранять отношения по реализации конституционного права на доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, защиты жизни и здоровья лиц, проживающих на территории РФ.
Список литературы Об ответственности за сокрытие и искажение информации о состоянии окружающей среды
- Бринчук, М. М. Потенциал природы -новый инструмент экологического права/М. М. Бринчук//Актуальные проблемы экологического права. Труды Института государства и права Российской академии наук. -М., 2010. -№ 2. -С. 37-69.
- Выпханова, Г. В. Правовые проблемы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды: автореферат дис. … д-ра юрид. наук/Г. В. Выпханова. -М., 2009. -62 с.