Образ матери-церкви в контексте раннехристианской катехизации

Автор: Сидорова О.И.

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Богословие

Статья в выпуске: 1 (108), 2024 года.

Бесплатный доступ

Образ Матери-Церкви широко распространен в раннехристианской литературе. В статье исследуется значение этой метафоры для катехизической практики в Ранней Церкви: анализируется применение материнской символики на разных этапах огласительного процесса, обобщается и структурируется основное учительное значение образа Матери-Церкви, содержащееся в катехизических источниках II-V вв. разных провинций Римской империи. В научной литературе наиболее изучено использование метафор матери и материнской утробы в связи со значением таинства Крещения как духовного возрождения человека, однако недостаточно раскрыто их употребление на других этапах катехизации - в предкрещальной подготовке и мистагогии. В статье приводятся примеры употребления образа Матери-Церкви как в крещальных гомилиях, так и в катехизических лекциях, библейских комментариях для оглашаемых, проповедях на Символ веры, молитву Господню и в дни Светлой седмицы. Показывается, как катехизаторы давали различные этические наставления, вытекающие из понимания особой связи верующих - детей общих Отца и Матери. Особо исследуется катехизация блж. Августина и свт. Иоанна Златоуста. Делается вывод о том, что раннехристианский опыт использования этой метафоры остается актуальным и для современной огласительной практики. Семейные аллюзии являются привлекательными и понятными для современных людей, при этом напоминание о материнской «природе» Церкви раскрывает призвание всего церковного собрания (клира и мирян, мужчин и женщин) к служению просвещения, приводящего к Богу-Отцу новых детей.

Еще

История катехизации, этапы оглашения, крещение, оглашаемые, просвещаемые, новокрещеные, матерь-церковь, блж. августин, свт. иоанн златоуст, катехизация в северной африке, подготовка ко крещению

Короткий адрес: https://sciup.org/140305476

IDR: 140305476   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2024_1_23

Список литературы Образ матери-церкви в контексте раннехристианской катехизации

  • Aug. De fide et operibus — Augustinus Hipponensis. De fide et operibus // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vienna: Tempsky, 1900. Vol. 41. P. 35–97.
  • Aug. Io. eu. — Augustinus Hipponensis. In Iohannis evangelium tractatus // Corpus Christianorum. Series Latina. Vol. 36. Turnhout: Brepols, 1954.
  • Aug. Serm. — Augustinus Hipponensis. Sermones (25, 56, 58, 216, 228, 255A, 352A, 260C, 376A) // PL 38; Corpus Christianorum. Series Latina. Turnhout: Brepols, 1953. Vol. 41А-В.
  • Clem. Alex. Paed. — Clemens Alexandrinus. Paedagogus, I–III // Die griechischen christlichen schriftsteller. Berlin, 1905. Bd. 12. S. 1–86. (Рус. пер.: Климент Александрийский. Педагог / Пер. с древнегреч., вступ. статья и комм. А. Ю. Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018. 290 с.)
  • Clem. Alex. Prot. — Clemens Alexandrinus. Protrepticus // Die griechischen christlichen schriftsteller. Berlin, 1905. Bd. 12. S. 89–292. (Рус. пер.: Климент Александрийский. Увещевание к язычникам // Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется / Пер. с др.-греч., вступ. cтатья, комм. и указатель А. Ю. Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. С. 47–143).
  • Cyr. Hieros. Procatech — Reischl W. K., Rupp J. (ed.). Cyrilli Hierosolymorum archiepiscopi opera: in 2 v. Vol. 1. Hildesheim: G. Olms, 1967. P. 1–27. (Рус. пер.: Предогласительное слово, или Введение к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского / Пер. Л. А. Герд, предисл. и комм. К. А. Мозгова, О. И. Сидоровой // Вестник Свято-Филаретовского института. 2021. Вып. 39. С. 70–183. DOI: 10.25803/26587599_2021_39_170).
  • Сyr. Hieros. Catech. — Reischl W. K., Rupp J. (ed.). Cyrilli Hierosolymorum archiepiscopi opera: in 2 v. Hildesheim: G. Olms, 1967. V. 1. P. 28–320; V. 2. P. 2–342. (Рус. пер.: Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные // Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и таинствоводственные. М.: Благовест, 2010. С. 18–323).
  • Didasc. Apost. — Didascaliae Apostolorum fragmenta Veronensia Latina / Hrsg. Von E. Hauler. Lipsiae, 1900. S. 1–90. (Рус. пер.: Дидаскалия, т. е. кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя / П. А. Прокошев. Томск: Типо-лит. Сибирского Т-ва Печатного Дела, 1913. 205 с.).
  • Euseb. Hist. eccl. — Eusebius Werke. Historia ecclesiastica [Εὐσέβιος τῆς Καισαρείας Ἐκκλησιαστική Ἱστορία] // Die griechischen christlichen schriftsteller. Bd. 9 (1–3) / Hrsg. Von E. Schwartz, T. Mommsen. Leipzig, 1903–1909. (Рус. пер.: Евсевий Кесарийский. Церковная история / Ввод. ст., коммент., библиогр. список и указат. И. В. Кривушина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2013. 544 с.).
  • Ioan. Chrysost. Catech. 1–3, серия А. Пападопуло-Керамевса — Piedagnel A. Trois Catecheses baptismales. Paris, 1990. P. 112–242 (SCh. Vol. 366).
  • Ioan. Chrysost. Catech. 3, 5, серия А. Венгера — Wenger A. Huit Catéchèses baptismales. Paris, 1957 (SCh. Vol. 50). (Рус. пер.: Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии / Сост., введ., перев. с др.-греч., коммент., библиогр. И. В. Пролыгиной. Тверь: Герменевтика, 2006. 256 с.)
  • Liber graduum — Liber graduum / Ed. by M. Kmosko. Patrologia Syriaca. III, 1926.
  • Orig. De orat. — Origen. De oration // Koetschau P. Origenes Werke. Bd. 2 [Die griechischen christlichen Schriftsteller 3. Leipzig: Hinrichs, 1899.] S. 395–403. (Рус. пер.: Ориген. Толкование на молитву «Отче наш» (из трактата «О молитве») // Отцы и учители церкви III века: Антология: в 2 т. Т. 2 / Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева). М.: Либрис, 1996. С. 79–124.)
  • Orig. In Lev. — Origen. In Leviticum // Die griechischen christlichen schriftsteller. Bd. 29. S. 280–507.
  • (Quodvultdeus). Sy 1 — (Quodvultdeus of Carthage). De symbol 1 // Corpus Christianorum.
  • Series Latina. V. 60. Turnhout: Brepols, 1976. P. 227–486.
  • Tertull. De bapt. — Tertullian. De baptismo // Corpus Christianorum. Series Latina. V. 1. Turnhout: Brepols, 1954. P. 275–296. (Рус. пер.: Тертуллиан. О крещении // Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 93–105).
  • Tertull. De orat. — Tertullian. De oratione // Corpus Christianorum. Series Latina. V. 1. Turnhout: Brepols, 1954. P. 255–274. (Рус. пер.: Тертуллиан. О молитве // Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 294–306).
  • Tertull. Martyr. — Tertullian. Ad martyras // Corpus Christianorum. Series Latina. V. 1. Turnhout: Brepols, 1954. P. 1–8. (Рус. пер.: Тертуллиан. К мученикам // Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 273–276).
  • Болотов (2006) — Болотов В. В. История Древней Церкви. СПб.: Аксион эстин, 2006. Т. 2. 494 с.
  • Братухин (2018) — Братухин А. Ю. Климент Александрийский: жизнь и тексты // Климент Александрийский. Педагог / Пер. с др.-греч., вступит. статья и комм. А. Ю. Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018. С. 5–37.
  • Бэр (2022) — Бэр Дж., прот. Мать и Невеста: экклезиология, христология и антропология // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 42. С. 12–39. DOI: 10.25803/26587599_2022_42_12.
  • Гаврилюк (2001) — Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия Кочеткова. М.: Свято-Филаретовская МВПХШ, 2001. 320 с., 16 с. цв. ил.
  • Пролыгина (2006) — Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии / Сост., введ., перев. с др.-греч., коммент., библиогр. И. В. Пролыгиной. Тверь: Герменевтика, 2006. 256 с.
  • Смирнов (2014) — Смирнов Д. В. Климент Александрийский // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 35. С. 562–663.
  • Ткаченко (2005) — Ткаченко А. А. Галликанский обряд // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 358–368.
  • Ткаченко (2006) — Ткаченко А. А. «Дидаскалия апостолов» // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С. 663–666.
  • Ткаченко (2011) — Ткаченко А. А. Испано-мосарабский обряд // Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 27. С. 584–596.
  • Фокин (2010) — Фокин А. Р. Программа катехизации по блаженному Августину // XX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. С. 161–167.
  • Фокин (2013) — Фокин А. Р. Киприан // Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 33. С. 658–692.
  • Arbesmann (2008) — Arbesmann R. (transl.). Tertullian. Disciplinary, moral and ascetical works. Washington, DC: The Catholic University of America Press, 2008. 310 p. (The fathers of the Church. A new translation. Vol. 40).
  • Delahaye (1964) — Delahaye K. Ecclesia Mater chez les pères des trois premiers siècles. Paris: Cerf, 1964.
  • Ferguson (2001) — Ferguson E. Catechesis and Initiation // The Origins of Christendom in the West / Ed. by A. Kreider. Edinburgh; New York: T. & T. Clark, 2001. P. 229–268.
  • Ferguson (2009) — Ferguson E. Baptism in the Early Church: History, Theology and Liturgy in the First Five Centuries. Grand Rapids; Cambridge: Eerdmans, 2009. XXII, 953 p.
  • Harmless (2014) — Harmless W. Augustine and the Catechumenate. Rev. ed. Collegeville, MN: Liturgical Press, 2014. 476 p.
  • Jensen (2005) — Jensen R. M. Baptismal rights and architecture // Late Ancient Christianity. Vol. 2 / Ed. by V. Burrus. Minneapolis: Fortress Press, 2005. P. 117–144.
  • Jensen (2008) — Jensen R. M. Mater Ecclesia and Fons Aeterna // A Feminist Companion to Patristic Literature. New York: T & T Clark, 2008. P. 137–153.
  • Jensen (2012) — Jensen R. M. Baptismal Imagery in Early Christianity. Grand Rapids, MI: Baker Academic Press, 2012. 272 p.
  • Lubac (1982) — Lubac H. de. The Motherhood of the Church. San Francisco: Ignatius Press, 1982. 363 p.
  • Minear (2004) — Minear P. S. Images of the Church in the New Testament. Louisville, Kentucky: Westminster John Knox Press, 2004. 313 p.
  • Murray (1975) — Murray R. Symbols of Church and Kingdom: A Study in Early Syriac Tradition. London: Cambridge University Press, 1975. XV, 394 p.
  • Peper (2011) — Peper B. M. The Development of Mater Ecclesia in North African Ecclesiology: Ph. D. Dissertation. Vanderbilt University. Nashville, Tennessee, 2011. X, 264 p.
  • Pignot (2020) — Pignot M. The Catechumenate in Late Antique Africa (4th‑6th Centuries): Augustine of Hippo, His Contemporaries and Early Reception. Leiden; Boston: Brill, 2020. XI, 414 p. (Supplements to Vigiliae Christianae; v. 162).
  • Plump (1939) — Plumpe J. C. Ecclesia Mater // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1939. Vol. 70. P. 535–555.
  • Plump (1943) — Plumpe J. C. Mater Ecclesia: An Inquiry into the Concept of the Church as Mother in Early Christianity. Washington, DC: Christianity Catholic University of America Press, 1943. 143 p.
  • Riley (1974) — Riley H. M. Christian Initiation: A Comparative Study of the Interpretation of the Baptismal Liturgy in the Mystagogical Writings of Cyril of Jerusalem, John Chrysostom, Theodore of Mopsuestia and Ambrose of Milan. Washington, DC: The Catholic University of America Press: Consortium Press, 1974. XXXIII, 481 p. (Studies in Christian Antiquity. Vol. 17).
  • Stewart-Sykes (2004) — Stewart-Sykes А. Tertullian, Cyprian and Origen on the Lord’s Prayer / Transl. and Introd., with Brief Annot. by A. Stewart-Sykes. New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 2004. 214 p.
  • Vopřada (2020) — Vopřada D. Quodvultdeus: A Bishop Forming Christians in Vandal Africa: A Contextual Analysis of the Pre-baptismal Sermons attributed to Quodvultdeus of Carthage. Leiden; Boston: Brill, 2020. XII, 368 p.
  • Ysebaert (1962) — Ysebaert J. Greek Baptismal Terminology: Its Origins and Early Development. Nijmegen Dekker & van de Vegt, 1962. XVIII, 435 p.
Еще
Статья научная