Образ врага и метафоры холодной войны в киносказке СССР и героическом комиксе США 1960 - 1963 годов

Автор: Спутницкая Н.Ю.

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Имагология Карибского кризиса

Статья в выпуске: 2 (76), 2023 года.

Бесплатный доступ

В настоящее время проблема репрезентации врага в детско-юношеской субкультуре СССР и США все еще недостаточно исследована. Изучение супергеройского комикса и киносказки как ключевых средств пропаганды среди детей и юношества, привлечение дополнительных архивных материалов, позволяющих исследовать то, как отразились события Карибского кризиса в контенте для детей и юношества, представляется актуальным в свете современной эскалации отношений между Россией и США. Иконография и образность персонажей кинофильмов СССР сравниваются с иконографической традиций США, сложившейся в комиксе. Для анализа привлечен инструментарий семиотики. Автор выявляет актуальность поликадровой композиции в разговоре о ядерной катастрофе: в комиксе “Marvel” и широкоформатном фильме («Суд сумасшедших»). Впервые анализируется роль исторических персонажей в сказочном дискурсе (на примере Н.С. Хрущева). Осуществлен компаративный анализ образа ученого и мотива похищенного ядерного оружия в комиксе США и фильмах СССР 1961-1963 гг. В данной статье впервые вводится в научный оборот ценные исторические источники, а именно: связанные с темой Холодной войны сценарии сказок, материалы к постановкам фантастических фильмов в жанре политического памфлета. Архивные документы студий «Мосфильм», «Ленфильм», киностудии им. Горького и Госкино позволили воссоздать процесс трансформации согласно требованиям инстанций экранного канона американского врага в детско-юношеском кино СССР. Автор приходит к выводу, что особая роль в этих фильмах, как и в «новом супергеройском комиксе», бурное развитие которого приходится на время Карибского кризиса, отведена роли ученого, поскольку от его действия зависит будущее мира. В текстах комикса (“Marvel”) и киносказки («Каин 18», «Королевство кривых зеркал») выявляются общие мотивы, приемы повествования, анализируются метафоры.

Еще

Холодная война, кинематограф, супергерой, комикс, киносказка, образ врага, антагонист, протагонист, цензура

Короткий адрес: https://sciup.org/149143506

IDR: 149143506   |   DOI: 10.54770/20729286_2023_2_100

Список литературы Образ врага и метафоры холодной войны в киносказке СССР и героическом комиксе США 1960 - 1963 годов

  • Когда Луна вместе с Солнцем...: Экран - детям, дети - экрану / Под ред. О.В. Алдошина. Москва, 2002; Милосердова Н.Ф. Детское кино // Страницы истории отечественного кино. Москва, 2006; Рябов О.В. Символ детства и конструирование образа «врага номер один» в советском и американском кинематографе Холодной войны // Комплексные исследования детства. 2021. Т. 3. № 1. С. 69-81;
  • Hicks J. Soiuzdetfilm: The Birth of Soviet Children's Film and the Child Fetor //A Companion to Russian Cinema. Maiden (MA); Oxford (UK), 2016. P. 117-136;
  • Shaw Т., Youngblood D.J. Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Heart and Minds. Lawrence, 2010; Sherman F.A. Screen Enemies of the American Way: Political Paranoia about Nazis, Communists, Saboteurs, Terrorists and Body Snatching Aliens in Film and Television. Jefferson, 2011; Shaw Т., Youngblood, D.J Cold War Sport, Film, and Propaganda: A Comparative Analysis of the Superpowers // Journal of Cold War Studies. 2017. Vol. 19. No. 1. P. 160-192;
  • Willmetts S. Quiet Americans: The CIA and Early Cold War Hollywood Cinema // Journal of American Studies. 2013. Vol. 47. No. 1. P. 127-147.
  • Фомин В.И. Правда сказки: Кино и традиции фольклора. Москва, 2001. С. 210-318; Hirsch PS. Pulp Empire: The Secret History of Comic Book Imperialism. Chicago, 2021.
  • Сычев И.Ю. Герой комикса и герой комикс-культуры // Челябинский гуманитарий. 2011. № 4 (17). С. 99-103;
  • Van de Water W.C. The Bat and the Spider: A Folkloristic Analysis of Comic Book Narratives. MA Thesis. Utah, 2016; Мохова E.M. Сюжетная структура американского комикса 1960 -1970-х годов // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 4. С. 142-156.
  • Артюх А.А. Новый Голливуд: История и концепция. Санкт-Петербург, 2015. С. 25—40. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Москва, 2014. С. 17.
  • Чуковский К. И. Растление детских душ // Литературная газета. 1948. № 76 (2459).
  • Российский государственный архив литературы и искусства (РГА-ЛИ). Ф. 2215. On. 2. Д. 63.
  • Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб.). Ф. Р-663. Оп.1. Д. 41. Л. 1
  • ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-663. Оп.1. Д. 41. Л. 2.
  • РГАЛИ. Ф. 2329. Он. 12. Д. 3881. Л. 2.
  • РГАЛИ. Ф. 2329. Он. 12. Д. 3881. Л. 4.
  • РГАЛИ. Ф. 2329. Он. 12. Д. 3881. Л. 3-4.
  • РГАЛИ. Ф. 2329. Оп.12. Д. 3881. Л. 1.
  • РГАЛИ. Ф. 2453. Он. 5. Д. 1961. Л. 6.
  • РГАЛИ. Ф. 2468. Он. 2. Д. 446. Л. 2.
  • РГАЛИ. Ф. 2453. Он. 5. Д. 1961. Л. 14
  • РГАЛИ. Ф. 2453. Он. 5. Д. 1961. Л. 36.
  • Patsy Walker. 1961. Feb. № 99.
  • Tales to Astonish 1962. Sep. № 35.
  • Tales to Astonish 1962. Oct. № 36.
  • Fantastic Four. 1963. July. № 1.
  • Tales of Suspense. 1964. Apr. № 52.
  • Tales of Suspense. 1963. Oct. № 46.
  • Fantastic Four. 1963. Aug. № 17.
  • The Amazing Spider-Man. 1964. Nov. № 18.
  • Ли С. и др. Классика Marvel. Удивительный Человек-паук. Том 2. Москва, 2022. С. 253.
  • The Amazing Spider-Man. 1963. Mar. № 1.
  • The Amazing Spider-Man. 1963. Aug. № 15.
  • Tales to Astonish 1962. Oct. № 36.
  • Эман M. Культурные и идеологические темы в фильме «Сампо» (1958) // Телекинет. 2022. № 1 (18). С. 21-25.
  • РГАЛИ. Ф. 2468. Он. 2. Д. 446.
  • РГАЛИ. Ф. 970. Оп. 20. Д. 645. Л. 6-7.
  • РГАЛИ. Ф. 2468. Оп. 2. Д. 446. Л. 12.
  • ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-663. On. 1. Д. 41. Л. 3.
  • ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-663. On. 1. Д. 41. Л. 3.
  • The Incredible Hulk. 1962. May. № 1.
  • Моррисон Г. Супербоги: Как герои в масках, удивительные мутанты и бог Солнца из Смолвиля учат нас быть счастливыми. Москва, 2019. С. 124.
  • Incredible Hulk. 1963. № 108.
  • Sputnitskaia N., Tolstoi A., Bolotin S. Morning star // Studies in Russian and Soviet Cinema. 2018. Vol. 12. No. 1. P. 67-90.
  • РГАЛИ. Ф. 2329. On. 12. Д. 3409. Л 28.
  • РГАЛИ. Ф. 2453. On. 5. Д. 692. Л. 43.
  • РГАЛИ. Ф. 2453. Оп. 5. Д. 692. Л. 28а.
  • РГАЛИ. Ф. 2453. Оп. 5. Д. 692. Л. 8-9.
  • РГАЛИ. Ф. 2453. Оп. 5. Д. 692. Л. 12.
  • РГАЛИ. Ф. 2453. Оп. 5. Д. 692. Л. 28а.
  • The Incredible Hulk. 1962. May. № 1.
  • The Amazing Spider-Man. 1963. July. № 3.
  • The Incredible Hulk. 1963. Nov. № 108.
  • РГАЛИ. Ф. 2453. On. 5. Д. 1961. JI. 6.
  • РГАЛИ. Ф. 2570. On. 1. Д. 43.
  • ЦГАЛИ СПб. Ф. P-663. On.l. Д. 41. Л. 4.
  • The Incredible Hulk. 1962. May. № 1.
Еще
Статья научная