Образ жизни в эпосе "Масторава" А. М. Шаронова

Автор: Шаронова Е.А., Ингл О.П.

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 4 т.14, 2022 года.

Бесплатный доступ

Введение. Фольклор создает образы Жизни и Смерти, вписывая их в конкретный исторический контекст и одновременно в контекст «большого времени». Эти образы в книжной форме героического эпоса решаются в масштабе жизни всего народа, включенного в большую Жизнь, где сосуществуют прошлое, настоящее и будущее. Национальный эпос сознанием коллективного разума придает им концептуальность, философский и социологический смыслы. В статье с опорой на научную литературу и текст эрзяно-мокшано-русского героического эпоса «Масторава» дается характеристика поэтических приемов и изобразительно-выразительных средств, используемых в произведении для создания образа Жизни. Материалы и методы. Материалом исследования является эпос «Масторава». Цели и задачи работы обусловили выбор методов исследования: историко-литературного, описательного, генетического, на основе которых осуществляется анализ образа Жизни в эпосе «Масторава». В методике особое внимание уделяется детальному анализу произведения, репрезентативности наблюдений и выводов. Этим объясняются пристальное внимание к тексту, последовательное использование его в качестве «иллюстративного» материала и многоуровневый анализ в соответствии с заявленной исследовательской моделью. Результаты исследования и их обсуждение. Категория Жизни в «Мастораве» - понятие космологическое, философское и социологическое, а не только биологическое. Она ассоциируется с Белым Светом, состоящим из Земли, Неба и Человека. Ее появление заложено в идее божественного творения мира. Главный концептуальный персонаж Жизни - человек, ради которого она создается. В эпосе человек представлен выдающимися героями, в совокупности олицетворяющими народ. Народ основное действующее лицо эпоса, а следовательно, и истории. Он трудится, совершает воинские подвиги, организует семейную и общественную жизнь, вносит в нее разум и порядок, гармонию и красоту. Заключение. Образ Жизни в «Мастораве» складывается из вечного и преходящего, бытового и бытийного, прекрасного и трагического и т. д. Он включает в себя создание основополагающих форм отношений между человеком и миром, людьми и народами, имеющими уникальный характер, менталитет и психологию.

Еще

Эпос, масторава, жизнь, герой, сюжет, время, пространство

Короткий адрес: https://sciup.org/147238996

IDR: 147238996   |   DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.04.486-494

Список литературы Образ жизни в эпосе "Масторава" А. М. Шаронова

  • Арзамазов А. А. Контексты художественно- ронова // Ежегодник финно-угорских иссле-го обновления национальной литературы: дований. 2020. Т. 14, № 3. С. 557-559. DOI: моногр. Ижевск: Шелест, 2018. 290 с. 10.35634/2224-9443-2020-14-3-557-559.
  • Арзамазов А. А. Художник, создавший 3. Гагаев А. А., Гагаев П. А., Бочкарева О. В. эпос. Отзыв на эпос «Масторава» А. М. Ша- Философия эрзянского эпоса - «Масторава» А. М. Шаронова // Наука и культура России: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2014. С. 88-90.
  • Гагаев А. А., Гагаев П. А. «Масторава» А. М. Шаронова в лингвистической теории дискурса и текста // Русский язык и ономастика в поликультурном образовательном пространстве Юга России и Северного Кавказа: проблемы и перспективы: сб. материалов XI Междунар. науч. конф. Майкоп, 2017. С. 140-145.
  • Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм: эпос, лирика, театр. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 281 с.
  • Гудкова С. П. Образ Эрзянии в поэтическом осмыслении А. М. Шаронова // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 1. С. 107-109.
  • Гудкова С. П. Художественное осмысление эрзя-мокшанской мифологии и фольклора в героической поэме Мордовии (на материале поэмы А. Шаронова «Кудадей») // Полиэтнич-ный мир Евразии: проблемы взаимовосприятия: сб. ст. по материалам докл. Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Ижевск, 2016. С. 415-422.
  • Гудкова С. П., Хозяйкина А. В. Особенности развития книги стихов в современной русскоязычной поэзии Мордовии (на материале поэтических книг А. М. Шаронова «Монологи» и С. Ю. Сеничева «ВИНоГРАДвШО-КоЛАДе, или Словосложение») // Вестник угроведения. 2021. Т. 11, № 1. С. 16-24. DOI: 10.30624/2220-4156-2021-11-1-16-24.
  • Домокош П. Об эпосе и фольклоре финно-угорских народов // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Искусство и дизайн. 2005. № 12. С. 9-13.
  • Ингл О. П. «Масторава» А. М. Шаронова // Шаронов А. М. Масторава. Tallinn, 2014. С. 520-524.
  • Ингл О. П. Проблема кризиса патриархального правления в эпосе «Масторава» // Финно-угорский мир. 2016. № 3. С. 40-43.
  • Ингл О. П., Шаронов А. М. «Калевала» и «Масторава»: в фокусе фольклорной типологии // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2010. Т. 16, № 4. С. 188-192.
  • Кудрявцева Р. А. Топос «мир» в контексте авторской аксиологии в современной марийской поэзии // Litera. 2019. № 4. С. 51-69.
  • Кудрявцева Р. А., Кузнецова М. Н. Мордовский эпос «Масторава» А. Шаронова (к во-
  • просу о типологических чертах книжной формы эпоса финно-угорских народов) // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 3. С. 479-488. DOI: 10.30624/2220-4156-2020-10-3-479-488.
  • Миничкина В. П., Руськина Е. С. Эпос как фактор формирования этнической идентичности личности (на примере Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. 2019. Т. 11, № 1. С. 93-106. DOI: 10.15507/20762577.011.2019.01.093-106.
  • Наумкин В. В., Шаронова Е. А. «Масторава»: космос и социум // Шаронов А. М. Масторава. Саранск, 2022. С. 3-15.
  • Федосеева (Шаронова) Е. А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция: моногр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 212 с.
  • Шаронова Е. А., Ингл О. П. «Калевала», «Ка-левипоэг», «Масторава»: эпико-исторический диалог: моногр. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2017. 147 с.
  • Шаронова Е. А., Шаронов А. М. Основные концепты эрзянской мифологии // Вестник угроведения. 2019. Т. 9, № 2. С. 328-339.
  • Шаронова Е. А., Шаронов А. М. О специфике мировоззрения эрзянских и мокшанских семейно-брачных мифов // Филология: научные исследования. 2021. № 8. С. 1-13. DOI: 10.7256/2454-0749.2021.8.36164.
  • Шкалина Г. Е., Кудрявцева Р. А. Культурфи-лософский контекст аксиосферы марийской литературы // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16, № 3. С. 386-396. DOI: 10.30914/2072-6783-2022-163-386-396.
  • Inter-etnic relations in the Mordovian folklore / E. A. Sharonova, A. M. Sharonov, T. N. Belyaeva. etc. // Proceedings of INTCESS 2018 -5th International Conference on Education and Social Sciences, 5-7 February 2018, Istanbul, Turkey. Istanbul, 2018. P. 146-151.
  • The Erzya and Moksha plots about the family and conjugal relations of Gods and people / E. A. Sharonova, A. M. Sharonov, R. A. Kudryavtseva, etc. // Proceedings of SOCIOINT 2018 - 5th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities, 2-4 July 2018, Dubai, U. A. E. Dubai, 2018. P. 131-137.
  • ^e mythological plots about the creation of the world and human beings in the Erzyan epic, Mastorava / E. A. Sharonova, O. Y. Osmuhina, S. P. Gudkova, etc. // Revista de Letras. 2016. Vol. 56, no. 1. P. 83-102.
Еще
Статья научная