Образование - услуга или функция государства?

Бесплатный доступ

В статье обозначены научно-теоретические и нормативно-правовые проблемы понимания образования. Обращено внимание, что этот термин является основополагающим и системообразующим, поскольку на его основе должен быть определен, прописан, закреплен четкий, последовательный и логичный механизм правового регулирования и процесс реализации норм права в данной сфере. При этом данный термин рассматривается как одна из важных функций государства.

Образование, высшее профессиональное образование, услуга, функция государства

Короткий адрес: https://sciup.org/170195583

IDR: 170195583   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2022-9-1-233-236

Текст научной статьи Образование - услуга или функция государства?

Тема статьи обусловлена значением образования для личности, общества и государства, поскольку именно оно позволяет этим субъектам должным образом существовать, функционировать и решать духовно-нравственные, экономические, политические, военные и многие другие социальные вопросы своего бытия. От уровня образования и его качества напрямую зависит внутренний и внешний суверенитет и безопасность государства, его способность эффективно участвовать в международных отношениях, учитывая свои национальные интересы. Вместе с тем в современных отечественных источниках информации, прежде всего научнотеоретических и нормативно-правовых, просматривается два подхода к пониманию образования:

  • 1)    несистемный, компиляционный, экономический - рыночный;

  • 2)    системный, духовно-нравственный.

В одном из них несистемном, компиляционном определение термина образование, которое закреплено в п. 1 ст. 2 ФЗ N273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ N273), по своему смысловому содержанию весьма абстрактно и оно не имеет морфологической, синтаксической и правовой связи с другими предложениями, положениями, нормами ФЗ № 273. Поэтому выстроить хоть какую-нибудь логику и алгоритм последовательных действий по реа- лизации этой дефиниции не представляется возможным, и её необходимо домысливать и додумывать, и потому она нуждается в комментариях и разъяснениях. Можно ли это определение применять к так называемым уровням образования, в том числе к высшему образованию, и должно ли последнее быть профессиональным? [1] Невозможно из этого определения также ответить на вопрос, является ли образование услугой или функцией государства? Поскольку в нём речь идёт об едином целенаправленном процессе воспитания и обучения; об общественно значимом благе и интересах человека, семьи, общества и государства; о совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установках; об опыте деятельности и компетенции определенных объема и сложности; о целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека; об удовлетворении его образовательных потребностей и интересов. В этом определении перечислен набор фраз, ключевыми из которых являются: процесс воспитания; общественно значимое благо; совокупность знаний, умений, навыков; ценностные установки и т.д. При этом следует учитывать, что термин образование является основополагающим и системообразующим, поскольку на его основе должен быть определен, прописан, закреплен четкий, последовательный и логичный механизм правового регулирования и процесс реализации норм права в данной сфере. Можно ли относить данное определение термина «образование» к таковым, понятным, безупречным, идеальным, применимым на практике и т.д., и если нет, то почему же тогда законодатель, во-первых, принял именно такое определение, а не то, которое бы позволяло однозначно его понять и адекватно реализовать на практике, и, во-вторых, не установил морфологические, синтаксические и правовые связи термина образования с другими предложениями, положениями, нормами ФЗ № 273? [2] На наш взгляд определения понятий терминов и их взаимосвязь друг с другом в нормативных правовых актах должны быть строго определены посредством правил юридической техники.

Ещё одним несистемным взглядом по данному вопросу являются суждения авторов, которые понимают образование как услугу. Такое понимание образования имеет экономический, потребительский смысл, поскольку касается заказчика, потребителя и поставщика услуг.

Так, по мнению Воронцовой Н.Л., «.. образование - это социально значимое благо, реализуемое в качестве услуги (безвозмездной или возмездной), оказываемой субъектами, осуществляющими образовательную деятельность» [3]. При этом под общественным благом она понимает «.. совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе на основе финансовых государственных средств» [3]. Поэтому на её взгляд «.. в современном мире, основанном на началах рыночной экономики, образование не может быть рассмотрено как общественное благо в чистом виде», поскольку это «.. обусловлено тем, что специфической чертой общественного блага считается нерыночный характер стоимости блага. Современное образование - это уже квазиобщественное благо, которое одновременно обладает свойствами общественного и частного блага» [3]. Автор приведённых суждений по сути исключает не менее важные компоненты образования и его системы. Прежде всего это касается воспитания, духовно- нравственных ценностей, интересов общества и государства.

В этом подходе показательно и мнение бывшего министра образования, ныне помощника президента государства российского А.А. Фурсенко, который полагает, что «.. недостаток советской системы образования - это формирование «человека-творца», а нынешние реалии формируют задачи по воспитанию потребителя, который способен квалифицированно использовать результаты творчества других» [4].

Премьер-министр России Д.А. Медведев в августе 2016 г. «.. в ходе общения с участниками форума «Территория смыслов» на Клязьме посоветовал жалующимся на низкие зарплаты учителям зарабатывать деньги в бизнесе. «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес... Современный энергичный преподаватель способен не только получать ту зарплату, которая положена ему по должностному расписанию, но как-то, так сказать, еще что-то заработать» [5].

С такими суждениями согласиться нельзя. Дело в том, что сам по себе такой (экономически, потребительский) подход:

  • 1)    не предполагает системы образования, поскольку исключает другие не менее важные взаимообусловленные, взаимосвязанные его компоненты: воспитание; формирования духовно-нравственной, творческой личности, способной прежде всего решать свои собственные проблемы, в том числе и трудоустройства, а также решать проблемы общества и государства;

  • 2)    «... грозит нам полной потерей суверенитета, технической и технологической самостоятельности, потерей ведущей роли в мировой политике, - всего того, что мы вкладываем в понятие великой державы» [6].

При этом известно, что: «Система образования не адаптирована к реальным потребностям рынка труда. Как следствие, выпускники вузов не могут найти работу, отвечающую их квалификации и ожиданиям. Запрашиваемая работодателями ква- лификация выпускников вузов часто не соответствует той, которую выпускники получают в высших учебных заведениях» [7]. В результате повышается уровень безработицы и утрачивается значимость «… высшего образования: невозможность в течение длительного времени найти работу обесценивает необходимость получения высшего образования. Диплом превращается в ненужную вещь» [7].

Между тем не только названные, но и многие другие научно-теоретические и нормативно-правовые проблемы данной темы обусловили иные взгляды и подходы к пониманию образования, в которых последнее рассматривается либо как сфера развития личности и совершенствования общественной жизни [8], либо как одна из важных функций государства [9].

На наш взгляд образование это одна из важных функций государства, поскольку состояние системы образования является одним из ключевых индикаторов конкурентоспособности России. Выход на передовые позиции в том числе и в образовании обеспечит дальнейшее укрепление обороноспособности страны, достижение национальных целей развития, создаст условия для повышения международного авторитета России и привлекательности сотрудничества с ней для других государств. Сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства Российской Федерации и ее открытости миру [10]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 г. одной из целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала является повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина (п. 32). Для достижения этой цели, согласно Стратегии, необходимо, в частности, решить задачи предоставления гражданам широких возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда.

Статья научная