Образовательные реформы и инициативы на рубеже веков

Автор: Чеканова Э.Е.

Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu

Рубрика: Модернизация системы образования

Статья в выпуске: 1 (26), 2002 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/147135594

IDR: 147135594

Текст статьи Образовательные реформы и инициативы на рубеже веков

На пороге XXI в. мы являемся очевидцами уникального спроса на высшее образование наряду со все большим осознанием его определяющего значения для экономического процветания и социокультурного развития. Палитра образовательных проблем повсюду одинакова. Это - проблемы финансирования, доступности высшего образования, последующей востребованности выпускников, их самореализации.

Что касается западной системы высшего образования, то к ее особенностям можно отнести в первую очередь то, что ее эволюция реализуется по ряду направлений, связанных с технологиями, которые способствуют созданию знаний, управлению ими, распространению, доступу и контролю за ними. Широко развивается непрерывная профессиональная подготовка специалистов. Характерная черта учебных планов зарубежных вузов - наличие большого числа предметов по выбору. Ситуация также отличается существенной социально-экономической стратификацией и ростом различий с позиции возможностей получения образования внутри самих стран, включая наиболее развитые и продвинутые. Масштабность и темпы преобразований таковы, что высшее образование и научные исследования в настоящее время выступают в качестве важнейших регуляторов культурного, социально-экономического и экологически устойчивого развития человека, сообществ и наций.

В 90-х гг. XX в. поиск альтернативных путей реформирования образования был максимально интенсивным. Перечислим лишь основные мероприятия мирового сообщества, направляющие процессы реформирования образования в мире. В 1995 г. ЮНЕСКО издала «Программный документ: реформа и развитие высшего образования». Впоследствии были проведены пять региональных консультаций (Гавана, ноябрь 1996 г.; Дакар, апрель 1997 г; То кио, июль 1997 г; Палермо, сентябрь 1997 г.; Бейрут, март 1998 г.). Решения 44-й и 45-й сессий Международной конференции по образованию (Женева, 1994 и 1996 гг.). 27-й и 29-й сессий Генеральной конференции ЮНЕСКО касались, в частности, Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений. В числе наиболее важных мероприятий - Всемирная конференция по образованию для всех (Джомтьен, Таиланд, 1990 г), Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Конференция по академической свободе и университетской автономии (Синая, 1992 г.). Всемирная конференция по правам человека (Вена. 1993 г.), Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г), IV Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г), Международный конгресс по образованию и информатике (Москва, 1996 г), Всемирный конгресс по высшему образованию и развитию людских ресурсов для XXI века (Манила, 1997 г.), V Международная конференция по образованию взрослых (Гамбург, 1997 г), Всемирная конференция по высшему образованию (Париж, 1998 г.) с призывом «содействовать преобразованию учреждений послесреднего образования в учебные заведения, обеспечивающие обучение на протяжении всей жизни, а также определить соответствующую роль университетов».

На наш взгляд, современное высшее образование продолжает следовать целям, провозглашенным Всемирной декларацией о высшем образовании для XXI века (принята в Париже 9 октября 1998 г). Этот программный документ ЮНЕСКО определил задачи и функции высшего образования, а тем самым и вектор его развития. В числе первых названа функция, связанная с распространением образования, подготовкой кадров и проведением научных исследова-

ний. Она актуализировала подготовку высококвалифицированных выпускников, способных удовлетворять запросы всех сфер человеческой деятельности путем предоставления возможности получения соответствующих квалификаций на основе использования курсов и учебных программ, постоянно адаптируемых к современным и потенциальным потребностям. Согласно ст. 3 доступ к высшему образованию должен определяться способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование, и возможность воспользоваться таким доступом может сохраняться на протяжении всей жизни. За рубежом реально работает практика активного содействия доступу к высшему образованию представителей некоторых элиминируемых социальных групп, поскольку эти группы как в коллективном, так и в индивидуальном плане обладают опытом и талантом, которые могут представлять большую ценность для развития обществ, наций и сообществ.

Ст. 4 акцентирует внимание на расширении участия и повышении роли женщин в системе образования. Хотя в этом деле и достигнут значительный прогресс, во многих регионах мира сохраняются различные препятствия гендерного характера, которые мешают полноценному доступу женщин к высшему образованию и эффективной интеграции. Даже в Швеции, феминистически ориентированной стране, не прекращаются усилия, направленные на искоренение в области высшего образования всех стереотипов. обусловленных признаком пола. В ст. 5 эксплицируется необходимость продвижения знаний путем проведения на\ч-ных исследований в областях естественных и гуманитарных наук и искусства и распространения их результатов. В университете г. Гетеборга, например, поощряются и укрепляются новаторство, междисциплинарность итрансдисциплинарность программ. Американские профессора и преподаватели самостоятельно судят о том. какие предметы заслуживают внимания и исследования с их стороны. Университетские коллективы Америки склонны к выработке своих собственных критериев качества, са-морефлексирующих норм поведения.

Казалось бы, другим импульсом. позволяющим стимулировать реформы в сфере образования, могут стать фонды, финансирующие университеты. В области высшего образования подобные структуры достаточно преуспели, однако они не всегда в полной мере эффективно использовали свои возможности. В результате - не только руководители вузов не могут высказать свое мнение относительно соответствия деятельности университетов важным социальным проблемам, но и сами фонды теряют ценную возможность воздействовать на должностных лиц высших учебных заведений с тем, чтобы они серьезно задумались по поводу эффективности работы вверенных им учреждений.

Возвращаясь к обсуждению Всемирной декларации, выделим как одну из наиболее важных ст. 6, фиксирующую долгосрочную ориентацию на адекватность ожиданиям общества, причем долгосрочная ориентация должна основываться на социетальных целях и потребностях, включая уважение культур и охрану окружающей среды. Ст. 7 позволяет утверждать, что реформирование образования должно быть ориентировано на укрепление сотрудничества с миром труда, анализ и прогноз общественных потребностей. В том же Гетеборгском университете, обучаясь в течение восьми семестров, студент имеет два семестра практики, что является, на наш взгляд, очень показательным моментом.

Ст. 8 разъясняет принципы диверсификации в целях обеспечения равенства возможностей для все более широких слоев населения в перспективе образования на протяжении всей жизни, что подразумевает наличие постоянных открытых возможностей начала и завершения высшего образования. Более диверсифицированные системы высшего образования характеризуются новыми типами учебных заведений третьей ступени: государственных, частных и некоммерческих заведений. Учебные заведения г. Гетеборга располагают потенциалом обеспечения широкого многообразия возможностей в сфере образования и подготовки кадров, таких, как традиционные степени, краткосрочные курсы, обучение в течение неполного дня. гибкое расписание.

модульные курсы, дистанционное обучение с соответствующей поддержкой.

Ст. 9 обращает внимание на новаторские подходы в сфере образования: критическое мышление и творчество. Новое видение и парадигма высшего образования за рубежом ориентированы на учащегося, что требует в большинстве стран серьезных реформ и политики открытого доступа к такому образованию. Новые методы образования должны сочетаться с новыми методами обучения. Наряду с традиционной лекцией вводятся в практику так называемые интегрированные лекции. Во многих зарубежных вузах читаются блоки лекций, посещение которых обязательно, остальные лекции посещаются факультативно. В Софийском университете в Болгарии, в вузах США, Англии и других стран традиционно практикуется предварительная самостоятельная подготовка студентов к лекционным занятиям.

Ст. 10 представляет сотрудников и учащихся в качестве основных действующих лиц. При этом артикулирована необходимость обеспечить их соответствующее профессиональное и финансовое положение в целях повышения уровня научных исследований и преподавания согласно соответствующим положениям Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. В университете г. Гетеборга совместно со студенческими организациями развиваются службы ориентирования и консультирования, с тем чтобы оказывать учащимся содействие в переходе к высшему образованию в любом возрасте, а также с тем чтобы учитывать потребности все более диверсифицированных категорий учащихся.

Ст. 11 репрезентирует качество в сфере высшего образования многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности: учебные и академические программы, научные исследования и стипендии, укомплектование кадрами, учащимися, здания, материально-тех-ническую базу, оборудование, работу на благо общества и академическую среду. В ст. 12 особое внимание уделяется возможностям и проблемам, связанным с бур ным развитием новых информационных и коммуникационных технологий. Важно также отметить, что в большинстве стран мира новые технологии открывают возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания, а также для расширения доступа к высшему образованию.

В ст. 13 закрепляются требования развития соответствующих потенциалов и стратегий планирования и анализа политики для совершенствования управления и финансирования в сфере высшего образования. Реализация этого пункта требует такого руководства, которое сочетает социальное видение, включая понимание глобальных вопросов, с навыками эффективного управления. Ст. 14 диктует особенности финансирования высшего образования как находящегося на службе общества с привлечением как государственных, так и частных средств. Ст. 15 о совместном использовании знаний и навыков в разных странах и на разных континентах утверждает принципы солидарности и подлинного партнерства между высшими учебными заведениями всего мира, что способствует осознанию глобальных проблем, роли демократического правления.

Ст. 16 предполагает переход от «утечки умов» к «привлечению умов». Например, правительство Германии сейчас развертывает кампанию по привлечению в страну иностранных ученых и студентов. На эти цели выделяется дополнительно 170 млн марок.

И наконец, ст. 17 поясняет, что мощная сила для управления преобразованиями заключена в партнерстве и связях между заинтересованными сторонами - лицами, ответственными за разработку политики на национальном и институциональном уровнях.

В заключение приведем результаты опроса, проходящего сейчас на российском сервере «Все образование». Посетителям был задан весьма интересный вопрос: у какой страны, на Ваш взгляд, самая передовая система образования? Ответы распределились следующим образом (%): Россия - 60,87; США - 8.70; Франция - 0,00; Великобритания - 13,04; ФРГ - 0,00; Япония - 6,52; Китай - 2,17; Израиль - 6,52; Австралия - 0,00; в этом списке нет - 2,17.

Статья