Образы секуляризации в русской религиозной философии второй половины XIX века

Бесплатный доступ

Вопрос о связи секуляризации с историей русской религиозной философии привлекает все более пристальное внимание современных исследователей. Статья ставит своей целью выявить особенности понимания секуляризации и ее образов в трудах ключевых русских религиозных философов второй половины XIX века. В качестве методологической основы выступает различение в русской религиозной философии двух субкультур: духовно-академической философии и «светской» религиозной философии, которую развивают мыслители, оказавшиеся в ситуации религиозной конверсии. Также методологическим ориентиром является различение двух пониманий секуляризации: как процесса вытеснения религии из жизни общества и как сакрализации секулярных ценностей в «политических теологиях». В статье делается вывод о том, что понимание секуляризации как формирования политической теологии обнаруживается лишь у К. Н. Леонтьева в его понимании социализма. У всех остальных мыслителей секуляризация оказывается процессом разрыва связи между религией и общественной жизнью, наукой, политикой, искусством. Определяется, что и среди церковных мыслителей, и среди «светских» есть сторонники обличения секулярных явлений и их отрицания, и сторонники «преображения» секулярных феноменов с целью дальнейшего их воцерковления. Выявляется то, что А. М. Бухарев и В. С. Соловьев оказываются теми религиозными философами, которые обнаруживают секуляризацию внутри церковной среды как разрыв церковной жизни с самим христианством.

Еще

Модернизация, секуляризация, критика секуляризации, десекуляризация, русская религиозная философия, духовно-академическая философия, политическая теология, религиозная конверсия, архиепископ никанор (бровкович), п. д. юркевич, в. д. кудрявцев-платонов, а. м. бухарев, в. с. соловьев, к. н. леонтьев

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140294901

IDR: 140294901   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2021_4_108

Список литературы Образы секуляризации в русской религиозной философии второй половины XIX века

  • Антонов К. М. «Как возможна религия?»: Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX-XX веков: в 2 ч. Ч. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2020. 608 с.; Ч. 2. М.: Изд-во ПСТГУ, 2020. 368 с.
  • В. В. Розанов и К. Н. Леонтьев. Материалы неизданной книги «Литературные изгнанники». Переписка. Неопубликованные тексты. Статьи о К. Н. Леонтьеве. Комментарии / Сост. Е. В. Ивановой; изд. подгот.: А. П. Дмитриев, В. Н. Дядичев, Е. В. Иванова, Г. Б. Кремнев, П. В. Палиевский. СПб.: Росток, 2014. 1182 с.
  • Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2011. 672 с.
  • Гутнер Г. Б. Секулярность, постсекулярность и русская религиозная философия // Вестник Свято-Филаретовского института. 2015. № 16. С. 63-82.
  • Звеерде Э. ван дер. Осмысливая «секулярность» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 69-113.
  • Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с.
  • Камнев В. М., Камнева Л. С. Религиозное и секулярное в русской философии // Вестник СПбГУ. Сер. 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. Вып. 1. С. 13-20.
  • Кудрявцев-Платонов В.Д. Безусловный прогресс и истинное усовершенствование рода человеческого // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1860. Ч. 19. Кн. 1. С. 6-50.
  • Кудрявцев-Платонов В.Д. Критический разбор учения О. Конта о трех методах философского познания: Речь, произнес. на публ. акте Моск. духов. акад. 1 окт. 1874 г. орд. проф. В. Кудрявцевым. М., 1874. 35 с.
  • Кудрявцев-Платонов В.Д. Материалистический атомизм // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1880. Ч. 26. Кн. 3. С. 665-726; 1881. Ч. 27. Кн. 2. С. 445-476; Ч. 28. Кн. 3. С. 39-90; 1883. Ч. 31. Кн. 1. С. 45-106; Кн. 2. С. 432-478.
  • Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем / пер. с нем. А. Григорьева, В. Куренного; под науч. ред. В. Куренного; вступ. ст., сост. указ. В. Куренного, М. Румянцевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 456 с.
  • Мамаев Е.Е. Секулярное в философии Владимира Соловьёва // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 10. С. 208-214.
  • Мьёр К.Й. Русская религиозная философия в секулярный век // Историко-философский ежегодник. 2020. Т. 35. С. 263-282.
  • Никанор (Бровкович), архиеп. Беседа на день святого благоверного князя Александра Невского и тезоименитства Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Александра Александровича, о том, что не следует христианским проповедникам опровергать все лжеучения // Против графа Толстого. Восемь бесед Высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского. Одесса, 1891. 231 с.
  • Никанор (Бровкович), архиеп. К первому дню нового года (Поучение на новый (1860) год. Христианство и прогресс) // Православный Собеседник. 1870. Т. 1. С. 66-79.
  • Никанор (Бровкович), архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т. 3. Критика на Критику чистого разума Канта. СПб., 1888. 498 с.
  • Никанор (Бровкович), архиеп. Поучение на новый (1882) год // Беседы и поучения Никанора, Епископа Херсонского и Одесского. Т. I. Одесса, 1884. С. 27-44.
  • Никанор (Бровкович), архим. Можно ли позитивным философским методом доказывать бытие чего-либо сверхчувственного — Бога, духовной бессмертной души и т.п.? // Православный собеседник. 1871. Т. 2. С. 41-145.
  • Павлов И. И. Влияние секулярных и антисекулярных аспектов «нового религиозного сознания» на становление метафизики Н.А. Бердяева: дисс. ... канд. филос. наук. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 425 с.
  • Пророки Византизма: Переписка К. Н. Леонтьева и Т. И. Филиппова (18751891). СПб.: Пушкинский Дом, 2012. 728 с.
  • Пущаев Ю.В. Отношение К.Н. Леонтьева к коммунизму/социализму. О несостоявшемся «союзе социализма. с русским самодержавием и пламенной мистикой» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 81. С. 71-88.
  • Соловьев В. С. Еврейство и христианский вопрос. М., 1884. 65 с.
  • Соловьев В. С. Собрание сочинений. Т. II. М., 1911. 414 с.
  • Фёгелин Э. Новая наука политики. Введение / Пер. с англ. Н. Селиверстов. СПб.: Владимир Даль, 2021. 372 с.
  • Федор (Бухарев), архим. О православии в отношении к современности. СПб., 1860. 332 с.
  • Федор (Бухарев), архим. Разбор двух романов, касающихся важных затруднений и вопросов современной мыслительности и жизни — «Что делать» г. Чернышевского и «Отцы и дети» г. Тургенева // Его же. О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской. СПб., 1865. С. 452-547.
  • Флоровский Г. В., прот. Пути русского богословия. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2006. 607 с.
  • Хондзинский П.В., прот. «Церковь не есть академия»: русское внеакадемиче-ское богословие XIX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. 480 с.
  • Хондзинский П. В., прот. Попущение как акт Божественного кенозиса в мысли А.М. Бухарева // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. №33. С. 113-128.
  • Юркевич П.Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта // Его же. Философские произведения. М.: Правда, 1990. 672 с.
  • Löwith K. Sämtliche Schriften. Bd. 2: Weltgeschichte und Heilsgeschehen. Stuttgart: J. B. Metzler, 1990. 607 s.
  • Marquard O. Homo compensator. Zur anthropologischen Karriere eines metaphysischen Begriffs // Idem. Philosophie des Stattdessen. Studien. Stuttgart: Reclam, 2000. S. 11-29.
  • Marquard O. Schwierigkeiten mit der Geschichtsphilosophie // Idem. Schwierigkeiten mit der Geschichtsphilosophie. Aufsätze. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1973. S. 13-34.
  • Styfhals W Modernity as Theodicy: Odo Marquard Reads Hans Blumenberg's "The Legitimacy of the Modern Age" // Journal of the History of Ideas. 2019. Vol. 80. No. 1. P. 113-131.
Еще
Статья научная