Общественная благотворительность как сфера деятельности "местного общества" г. Усть-Сысольска во второй половине XIX в

Автор: Гагиева Анна Капитоновна

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 3 т.10, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается благотворительность «местного общества» г. Усть-Сысольска во второй половине XIX в. Под «местным обществом» понимается добровольное самоопределяющееся объединение граждан, оформленное или неоформленное законодательно для решения насущных проблем непроизводственного и некоммерческого характера. Цель работы - изучение общественной благотворительности как сферы деятельности «местного общества» г. Усть-Сысольска во второй половине XIX в. Положения работы могут быть использованы при подготовке учебно-методического материала по предметам «История стран региона специализации (финно-угорские регионы и страны)», «История повседневности», «История Республики Коми» и др. В основе методики исследования лежит системный подход, базирующийся на системно-структурном, формально-юридическом, историческом и иных методах научного познания. В качестве материала выступили опубликованные и неопубликованные исторические источники - законодательные акты, статистика, делопроизводственная документация и архивные данные. В центре России и на Урале к середине XIX в. в городах уже были созданы благотворительные общества, а на изучаемой территории общественная благотворительность только зарождалась и проявлялась через общественную активность Русской православной церкви, самодеятельные объединения и общества. Формы общественной благотворительности были различными: сбор средств, покупка инвентаря и материалов для проведения мероприятий и др. Модернизационные процессы второй половины XIX в. привели в г. Усть-Сысольске к эволюции «местного общества»: появились новые общественные организации, активно развивалась общественная благотворительность. Развитию самоуправляющихся организаций «местного общества» способствовала лояльная политика уездной и губернской администраций. Как показывают исторические источники, можно говорить о взаимопонимании, кооперации и сотрудничестве власти и «местного общества». Осуществляя общественную благотворительность, последнее выполняло функции по поддержанию традиционной культуры, организации досуга и культурно-просветительской деятельности.

Еще

"местное общество", благотворительность, общество, власть, усть-сысольский уезд

Короткий адрес: https://sciup.org/147217882

IDR: 147217882   |   DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.03.070-077

Текст научной статьи Общественная благотворительность как сфера деятельности "местного общества" г. Усть-Сысольска во второй половине XIX в

История общественной благотворительности может рассматриваться в контексте изучения проблемы формирования гражданского общества в имперской России. В настоящее время в исторической литературе существует большое разнообразие определений понятия «гражданское общество» и общественных структур, относящихся к нему [3; 8]. При всей дискуссионности вопроса исследователи приходят к заключению, что под гражданским обществом понимается общество с развитыми экономическими, куль- турными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Гражданское общество формируется «на основе гуманизма, демократизма и развития общественного, в том числе местного, самоуправления, децентрализации» [4, 99]. Основным вопросом в исследовании «гражданского общества является вопрос о взаимоотношениях его с государством. При этом «гражданское общество не столько “уходит” от государства, сколько формирует его в соответствии со своими ценностями и интересами» [7, 3].

Одним из показателей развития гражданского общества является наличие общественной жизни и общественных организаций. Изучение их деятельности приобретает особое значение при рассмотрении общественного сознания, менталитета и идентичности. Анализ общественной благотворительности и деятельности различных организаций в этой сфере способствует углублению научных представлений о политической культуре провинциального общества в имперской России, особенно, когда речь заходит о национальных окраинах. Уникальность сформированных общественных организаций помогает, в определенной мере, охарактеризовать состояние гражданского общества и эффективность его деятельности, в котором благотворительность играет не последнюю роль. Исследование общественной благотворительности способствует расширению представлений о жизни населения как в крупных промышленных центрах страны, так и в провинции. В частности, «феномен российских ассоциаций помогает объяснить факт сотрудничества между государством и гражданским обществом, социальную базу либерализма и реформаторских движений, а также последовавшую затем борьбу против политического абсолютизма» [4, 99 ].

Цель работы – изучение общественной благотворительности как сферы деятельности «местного общества» г. Усть-Сысольска во второй половине XIX в. Предмет исследования ограничивается историей религиозных обществ и светских общественных организаций, занимавшихся благотворительностью. Объектом изучения является г. Усть-Сысольск Вологодской губернии, в котором были сконцентрированы административно-управленческие функции и где проживало большинство населения уезда. В изучаемое время в городах имперской России «существовали особые административные порядки… в них обосновывались свои сословные корпорации, особая организация общественной жизни, имелся специфи- ческий городской состав населения» [12, 126–127].

Хронологические рамки исследования составляет вторая половина XIX в. – время «великих реформ» Александра II, которые подтолкнули развитие гражданской инициативы и внесли изменения в общественную жизнь. Ученые определяют это время как «эпоху общественных перемен», перелом, который «может быть обозначен как процесс модернизации, породивший модель деятельности гражданского общества» [4, 52 ].

Проведение регионального исследования, касающегося истории общественной благотворительности «местного общества» г. Усть-Сысольска во второй половине XIX в. на уровне макро- и микроанализа, позволит сформировать модель социальных групп российской провинции.

Обзор литературы

Российские и зарубежные историки отмечают недостаточную исследованность проблемы благотворительности. В настоящее время отсутствует единая общепринятая дефиниция этого понятия. На наш взгляд, наиболее точно определение, данное А. Р. Соколовым: «Благотворительность есть добровольная, факультативная, социальная деятельность, связанная с безвозмездной передачей материальных ценностей, в том числе созданных в процессе самой благотворительной деятельности, направленная на достижение большого социального благополучия» [14, 51 ]. Г. Н. Ульянова отмечала такую черту «благотворительности», как отсутствие государственного уровня в реализации программ социальной реабилитации и подчеркивала, что «благотворительность относится к области общественной активности, связанной с передачей юридическим и физическим лицам (но только не субъектам государства) денежных и материальных средств и личным сотрудничеством частных лиц, в деле помощи нуждающимся» [15, 53 ]. Термин «общественная благотворительность» лишь недавно вошел в историческую науку. Мы присоединяемся к мнению Е. Ю. Казако-

® ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ вой-Апкаримовой, что при анализе в деле помощи нуждающимся использование термина «общественная благотворительность» является наиболее корректным, так как он наиболее точно передает сущность явления, активно применявшегося и современниками, и историками Нового времени [6, 16 ].

Материалы и методы

В основу методики исследования положен системный подход, вобравший в себя системно-структурный, формально-юридический, исторический, а также иные методы научного познания. Материалом послужили как опубликованные, так и неопубликованные исторические источники – законодательные акты, статистика, делопроизводственная документация и др. Они хорошо известны исследователям, чьи работы посвящены истории земств, образования, культуры и религиозных организаций [2; 5; 10; 11; 13]. Однако исследование общественной благотворительности как сферы деятельности «местного общества» г. Усть-Сысольска во второй половине XIX в. предпринимается впервые.

С термином «общественная благотворительность» тесно связан термин «местное общество», который в региональной историографии практически не встречается. В источниках под ним понимается «благородное общество», а в литературе – «общественное объединение». Мы определяем «местное общество» как добровольное самоопределяющееся объединение граждан, оформленное или неоформленное законодательно для решения насущных проблем непроизводственного и некоммерческого характера.

Результаты исследования и их обсуждение

Усть-Сысольский уезд с г. Усть-Сысольском был образован в 1780 г. и состоял из 26 волостей. Основными занятиями населения были земледелие, скотоводство и промыслы. В изучаемое время в уезде насчитывалось 9 840 жителей, из них в городе – 4 464. Большинство населения в уезде было коми, причем родным коми язык был для 8 293 жителей. Удельный вес коми в городе составлял 82,86 %, русских – 16,49, поляков – 0,45, евреев – 0,05, остальных – 0,15 % [1]. В городе функционировали мужская и женская гимназии, городское училище, ремесленная школа и духовное училище, а также ряд церковно-приходских и земских школ.

Если в центре России и на Урале к началу изучаемого периода в городах уже действовали благотворительные общества, то на изучаемой территории общественная благотворительность проявлялась благодаря активности Русской православной церкви (РПЦ), самодеятельных объединений и обществ. Одним из источников благотворительности исследователи называют «характерный этос» 60-х гг. XIX в. «с его верой в возможность прогрессивного развития, стремлением бескорыстно служить своей стране и народу и надеждой достичь если и не полного равенства, то хотя бы заметного сближения между различными классами» [7, 80 ].

Общественная благотворительность РПЦ на изучаемой территории осуществлялась через приходские общества, попечительские советы и братства [16 и др.]. Это выражалось в организации сбора пожертвований для нуждавшихся и открытием странноприимных домов и богаделен. Важной инициативой стало открытие в конце изучаемого периода общества трезвости, которое совместно с «местным обществом» г. Усть-Сысольска открыло народный дом, где проводилась антиалкогольная пропаганда, выписывались газеты и журналы, организовывался досуг для всех граждан. Несмотря на немногочисленность общества (10–50 чел.) оно сыграло позитивную роль в деле борьбы с пьянством [6, 551 ].

Братства и попечительские советы РПЦ создавались на основе нормативных документов, утвержденных епархией, в которых формулировались правила их создания, функции и деятельность, включая сферу благотворительности1. Для светских организаций таких правил до 1906 г.

не существовало. В имперской России общественные организации были, как правило, небольшими объединениями, насчитывавшими максимум несколько сотен членов. Ими руководили общие собрания, правления или советы. На общих собраниях рассматривались преимущественно организационные и финансовые вопросы. Общества могли иметь отраслевые отделения и территориальные комитеты. Однако подавляющее большинство российских общественных организаций не обладали разветвленной внутренней структурой и действовали обычно на местном уровне – в рамках губернии, уезда или города.

Кроме театра общественной благотворительностью в г. Усть-Сысольске занимались созданные в 1863–1864 гг. силами «местного общества» две светские общественные организации – Общественное собрание и Общественный клуб. Каждая из них имела свои устав и руководство. Их основной целью было «проводить свободное от занятий время с удобствами, приятностью и пользой»6. Общественное собрание устраивало балы, маскарады, танцы, музыкальные и литературные вечера, выписывало газеты и журналы. В собрании работал буфет, например, «ужин состоял из трех блюд и стоил 40 коп., порции мороженного и конфет продавались за 10 коп.», допускались все игры (шашки, шахматы, бильярд), «кроме азартных»7. В работе собрания не участвовали женщины, учащиеся, а также лица, ограниченные в правах. «Все участники делились на Почетных и Действительных. Первые плату не вносили, действительные – 1–2 руб. в год. Гости в Собрание попадали только по рекомендации члена собрания»8. В 1864 г. в г. Усть-Сысольске был создан Обще-

^u> ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ственный клуб «для приватного препровождения времени в играх, чтения газет и журналов». Членами клуба могли быть только дворяне, чиновники и лица «почетного купечества. Взнос для вступления в клуб составлял 7 руб. в год»9. Клуб работал «три раза в неделю с 19 до 2 часов ночи», в 1872 г. его возглавил секретарь земской управы Латкин, которого считали «передовым нигилистом и атеистом» [6, 538 ]. Силами общественности, за счет благотворительных пожертвований от членов клуба и собрания в 1899 г. в городе был залит каток. Современники отмечали, что данное развлечение «много здоровее, чем пить “мертвую” или проводить время за “зеленым полем”»10. Общественная благотворительность «местного общества» выражалась и в сборе средств на открытие памятников Н. В. Гоголю и А. В. Суворову, Исторического музея в г. Москве, а также в пользу «страждущих семей Боснии, Герцеговины и Болгарии» во время русско-турецкой войны 1877– 1878 гг. [6, 539 ].

  • 9    Устав усть-сысольского общественного собрания.

  • 10    Культурная жизнь Коми края 1800–1917 гг.: сб. док. и материалов. Сыктывкар, 2017. С. 129.

  • 6.    История Коми с древнейших времен до конца ХХ века: 2 т. / [под общ. ред. А. Ф. Сметанина]. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004. Т. 1. 558 с.

  • 7.    Казакова-Апкаримова Е. Ю. Формирование гражданского общества: городские сословные корпорации и общественные организации на среднем Урале во второй половине XIX – начале XX в. Екатеринбург: УрО РАН, 2008. 289 с.

  • 8.    Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2 т. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1999. Т. 2. 548 с.

  • 9.    Побережников И. В. Самоуправление городов Урала в XVIII – первой половине XIX века // Е. Ю. Апкаримова, С. В. Голикова, Н. А. Миненко, И. В. По-

    бережников. Сельское и городское самоуправление на Урале в XVIII – первой половине XIX века. Москва: Наука, 2003. С. 169–242.

  • 10.    Повседневная жизнь российской провинции / ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар, 2013. Вып. 5. 116 с.

  • 11.    Рогачев М. Б., Цой А. И. Усть-Сысольск: страницы истории. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1989. 157 с.

  • 12.    Рындзюнский П. Г . Крестьяне и город капиталистической России второй половины XIX века. Москва: Наука, 1983. 272 с.

  • 13.    Сова В. А. Хроника жизни инспектора народных училищ Усть-Сысольского уезда В. Е. Кичигина (на основе документов государственных архивов) // Архивы Республики Коми: на пути к единому ин-

    формационному пространству: материалы VII науч.-практ. конф. Сыктывкар, 2017. С. 100–109.

  • 14.    Соколов А. Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII – конец XIX в.). Санкт-Петербург: Лики России, 2006. 648 с.

  • 15.    Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи, XIX – начало XX века. Москва: Наука, 2005. 403 с.

  • 16.    Хайдуров М. В. Духовенство в социальной структуре Усть-Сысольского уезда первой половины XIX в. // Социальное служение Русской православной церкви: исторический опыт и современное состояние: материалы науч.-практ. конф. Сыктывкар, 1998. С. 56–64.

Заключение

Общественная благотворительность «местного общества» г. Усть-Сысольска развивалась в рамках модернизационных процессов второй половины XIX в. Это приводило к эволюции «местного общества» на пути к гражданскому обществу. Появление новых общественных организаций и активная общественная благотворительная деятельность способствовали развитию новых форм самоорганизации. В г. Усть-Сысольске наблюдалась активизация общественной жизни и общественной самодеятельности. Появление самоуправляющихся организаций «местного общества» в уездном городе обусловливала лояльная политика уездной и губернской администрации. Как показывают исторические источники, можно говорить о взаимопонимании, кооперации и сотрудничестве власти и «местного общества». Осуществляя общественную благотворительность, оно выполняло общественные функции по поддержанию традиционной культуры, организации досуга и культурно-просветительской деятельности.

Список литературы Общественная благотворительность как сфера деятельности "местного общества" г. Усть-Сысольска во второй половине XIX в

  • Вишнякова Д. В. Этнодемографические процессы в Коми крае в XIX -начале XX в.: моногр. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2012. 162 с.
  • Бондаренко О. Е. Учебные заведения в Коми крае в конце XIX -начале XX вв. Сыктывкар: Сыктывкар. ун-т, 1998. 190 с.
  • Гражданское общество в России: структуры и сознание. Москва: Наука, 1998. 256 c.
  • Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи: вторая половина XIX -начало XX века/отв. ред.: Б. Пиетров-Эннкер и Г. Н. Ульянова. Москва: РОССПЭН, 2007. 298 с.
  • Житаев В. Л. Педагогические кадры школ дореволюционного мордовского края//Финно-угорский мир. 2012. № 1/2 (10/11). С. 30-39. URL: http://csfu.mrsu.ru/arh/2012/1/2(10/11)/30-39.pdf (дата обращения: 12.02.2018).
  • История Коми с древнейших времен до конца ХХ века: 2 т./. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004. Т. 1. 558 с.
  • Казакова-Апкаримова Е. Ю. Формирование гражданского общества: городские сословные корпорации и общественные организации на среднем Урале во второй половине XIX -начале XX в. Екатеринбург: УрО РАН, 2008. 289 с.
  • Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII -начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2 т. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1999. Т. 2. 548 с.
  • Побережников И. В. Самоуправление городов Урала в XVIII -первой половине XIX века//Е. Ю. Апкаримова, С. В. Голикова, Н. А. Миненко, И. В. Побережников. Сельское и городское самоуправление на Урале в XVIII -первой половине XIX века. Москва: Наука, 2003. С. 169-242.
  • Повседневная жизнь российской провинции/ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар, 2013. Вып. 5. 116 с.
  • Рогачев М. Б., Цой А. И. Усть-Сысольск: страницы истории. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1989. 157 с.
  • Рындзюнский П. Г. Крестьяне и город капиталистической России второй половины XIX века. Москва: Наука, 1983. 272 с.
  • Сова В. А. Хроника жизни инспектора народных училищ Усть-Сысольского уезда В. Е. Кичигина (на основе документов государственных архивов)//Архивы Республики Коми: на пути к единому информационному пространству: материалы VII науч.-практ. конф. Сыктывкар, 2017. С. 100-109.
  • Соколов А. Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII -конец XIX в.). Санкт-Петербург: Лики России, 2006. 648 с.
  • Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи, XIX -начало XX века. Москва: Наука, 2005. 403 с.
  • Хайдуров М. В. Духовенство в социальной структуре Усть-Сысольского уезда первой половины XIX в.//Социальное служение Русской православной церкви: исторический опыт и современное состояние: материалы науч.-практ. конф. Сыктывкар, 1998. С. 56-64.
Еще
Статья научная