Огнива с серебряными украшениями из собрания Национального музея Республики Тыва

Автор: Митько Олег Андреевич, Барынай Саида Лопсановна, Бадарч Баярсайхан Бадарчиевич, Ховалыг Умар Тимурович

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Этнография народов Евразии

Статья в выпуске: 5 т.13, 2014 года.

Бесплатный доступ

В последней четверти XIX в. в центральноазиатском и южносибирском регионах широкое распространение получил тюрко-монгольский тип огневых приборов. В настоящее время в этнографических собраниях краеведческих музеев Монголии, Бурятии, Горного Алтая, Красноярского края и Хакасии хранятся разнообразные коллекции огнив, еще не ставших предметом отдельных исследований. Огнива представляют собой кожаную сумочку с прикрепленным к нижней части стальным ударным лезвием и украшенную накладными бляхами из меди, бронзы и серебра с чеканными узорами и вставками из кораллов и полудрагоценных поделочных камней. Огневые приборы подобного типа являлись важной частью экипировки мужчин, образуя один из элементов триады - пояс, нож, огниво. В фондах Национального музея Республики Тыва хранится небольшая коллекция огнив тюрко-монгольского типа с оригинальными серебряными украшениями, выполненными в изобразительных традициях народов Центральной Азии. В декоративном оформлении тувинских огнив переплетаются художественные традиции степного орнаментализма с образами буддийского (ламаистского) пантеона. Они служат показателем самобытности тувинских мастеров-ювелиров и в то же время несут на себе свидетельства культурных взаимодействий с соседними народами.

Еще

Южная сибирь и центральная азия, тыва, пояс, серебро, поясная сумочка-огниво, кремень, кочевники

Короткий адрес: https://sciup.org/147219101

IDR: 147219101

Список литературы Огнива с серебряными украшениями из собрания Национального музея Республики Тыва

  • Алтайский национальный костюм. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1990, 96 с.
  • Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят: Учеб. пособие. Улан-Удэ, 2004. 228 с.
  • Бадамхатан С. К истории монгольской национальной одежды//Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. Улан-Батор: Шинжлах Ухааны Академийн Хэвлах Уйлдвер, 1974. С. 53-56.
  • Вайнштейн С. Я. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 224 с.
  • Викторова Л. Л. Монгольские фонды Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого//Корейские и монгольские коллекции в собраниях МАЭ. Л.: Наука, 1987. С. 103-120.
  • Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М.: Наука, 1977. 248 с.
  • Каррутерс Д. Неведомая Монголия. Петроград, 1914. Т. 1: Урянхайский край. 341 с.
  • Катанов Н. Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году. Кызыл, 2011. 383 с.
  • Кочешков Н. В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX -середины XX века. М.: Наука, 1979. 208 с.
  • Митько О. А., Ховалыг Р. Б., Барынай С. Л. Поясные подвески с серебряными украшениями из собрания Национального музея Республики Тыва//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2006. Т. 5, вып. 3: Археология и этнография. С. 340-347.
  • Соктоева И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. Новосибирск: Наука, 1988. 106 с.
  • Соктоева И. И., Бадмаева Р. Д. Бурятский художественный металл. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1971. 83 с.
  • Сунчугашев Я. И. Древняя металлургия в Хакасии. Эпоха железа. М.: Наука, 1979. 192 с.
  • Тумахани А. В. Бурятское народное творчество. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. 112 с.
Еще
Статья научная