Онтология культуры: «творящее восприятие» и условия его реализации

Бесплатный доступ

Статья посвящена роли восприятия в создании «онтологических единиц культуры» артефактов, субъектов и событий. Опираясь на методологический подход В. Б. Меласа, согласно которому категориальная пара «восприятие принятие» обеспечивает в культуре конструирование «существующих», автор стремится хотя бы конспективно описать специфику восприятия, которое рассматривается как механизм, выделяющий из фона мира локальные объекты и формирующий картину реальности. В статье отмечается, что несущие в себе глубокое различие конкретно чувственные вещи и идеи обобщения все же воспринимаются людьми как в чем то рядоположенные и сопоставимые, в любом случае взаимодействующие и переходящие друг в друга. Символическое в полной мере воспринимается, а не просто понимается. Но восприятие, творя для сознания существующее в культуре, само подчиняется ряду культурных матриц: архетипам, категориям, установкам, габитусу, которые направляют восприятие, формируют направленность воспринимающего внимания. В статье выделяются такие важные моменты для восприятия чего либо в качестве «существующего», как значимость воспринимаемого, его связь с практическими интересами людей, а также неизбежная косвенность культурного восприятия необходимость доверия к опыту других людей и их картине мира. Автор подчеркивает, что вопрос о культурных механизмах «онтологического творчества» высоко злободневен, ибо феномен «восприятия принятия» активно используется в СМИ.

Еще

Онтология культуры, восприятие, принятие, реальность, абстракции, образы, язык, арефлексивные матрицы

Короткий адрес: https://sciup.org/144162962

IDR: 144162962   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2023-5115-6-16

Список литературы Онтология культуры: «творящее восприятие» и условия его реализации

  • Библия. Евангелие от Иоанна Глава 1. 1-4 // Библия, Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета Москва: Издание Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов 1968. Новый Завет. 292 с.
  • Валлерстайн И. Миросистемный анализ. Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2006. 248 с.
  • Золотухина-Аболина Е. В. Онтологический парадокс культуры: виды проявления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2023, 2 (112) С. 14-23.
  • Золотухина-Аболина Е. В. Внимание: сотворение пространства // Научная мысль Кавказа № 4. 2013. С. 135-142.
  • Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке Москва: Гардарика, 1998. 784 с.
  • Лекторский В. А. Восприятие // Новая философская энциклопедия Т. 1. Москва, 2000. С. 443-448.
  • Мамардашвили М. К. «Превращенные формы. Необходимость иррациональных выражений» [Электронный ресурс] URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1688221921&tld=ru&lang=ru&name=08%20 Превращенные%20формы.pdf&text=превращенная%20форма%20деятельности%20мамардашвили%%
  • Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 3. С. 7-544.
  • Мелас В. Б. Проблема существования и принцип дополнительности философских категорий // Логико-философские штудии. Том 17 (№ 1), 2019. С. 62-72.
  • Менегетти А. Психология лидера. Москва: ННБФ «Онтопсихология» 2002. 208 с.
  • Почему окно Овертона - это миф? [Электронный ресурс] URL: https://artforintrovert.ru/tpost/ yrp0tib5b1-pochemu-okno-overtona-eto-mif
  • Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. Москва: Юрист, 1995. С. 7-131.
  • Чупров А. С. Фундаментальность проблемы бытия и существования в перспективе истории философии // Электронный журнал «Топос» 19.03.2021: URL: https://www.topos.ru/autor/aleksandr-chuprov
  • Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. Москва: Гнозис, 1994. 490 с.
Еще
Статья научная