Онтология слова как критический принцип логики культуры

Бесплатный доступ

Применение метода истории понятий (Begriffsgeschichte) продуктивно для выражений, имеющих автора, но значение которых определяется переменами в философии культуры. Термин «онтология слова», введённый Густавом Шпетом, был обоснован радикальной реформой гносеологии, которую произвёл этот философ. Эта реформа была критически исследована В. В. Бибихиным, что позволило уточнить проект Шпета как остраняющий онтологию и гносеологию одновременно ради создания работающей логики культуры. Также онтология слова получила развитие в кругу «чинарей», где она оказалась вписанной в общий проект негативной онтологии уже как самостоятельная логика культуры. Но современная философия культуры может уточнить и этот проект, уже не на уровне самой онтологии и гносеологии, но их репрезентаций. Современные проекты онтологии слова стали убедительными благодаря сложно проделанной интеллектуальной работе, в которой разрывов больше, чем связей, но благодаря одинаково устроенным уточнениям онтология слова состоялась как критический принцип логики культуры.

Еще

История понятий, философия языка, густав шпет, в. в. бибихин, новые онтологии, абсурдизм, негативная онтология, философия культуры, теория культуры

Короткий адрес: https://sciup.org/144161557

IDR: 144161557   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2021-2100-6-13

Список литературы Онтология слова как критический принцип логики культуры

  • Бибихин В. В. Витгенштейн: смена аспекта. Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. 576 с.
  • Бибихин В. В. Внутренняя форма слова. Санкт-Петербург: Наука, 2008. 420 с.
  • Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда: [перевод с французского]. Санкт-Петербург: Академический проект, 1995. 470,[1] с.
  • Макуренкова С. А. Онтология слова: апология поэта. Обретение Атлантиды. Москва: Логос-Гнозис, 2004. 320 с.
  • Протопопова И. А. Чинари и философия (часть 1-я) // Русская антропологическая школа: РАШ: Труды. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, Институт "Русская антропологическая школа", 2004-. Том 4 (2). 2007. С. 46-99.
  • Чернавин Г. И. "Редукция, если она есть": феноменологическая фантастика Якова Друскина // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Том 21. № 1. С. 73-82. DOI: 10.25991/VRHGA.2020.19.1.029
  • Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты. Петроград: Колос, 1922-1923. 90 с.
  • Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова: этюды и вариации на темы Гумбольдта. Москва: ГАХН, 1927. 216 с.
Статья научная