Особенности детско-родительской привязанности у лиц с проявленной наркотической аддикцией

Бесплатный доступ

Целью данного исследования выступило теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение особенностей детско-родительской привязанности у лиц с проявленной наркотической аддикцией. В качестве основных методов исследования выступили: теоретический анализ литературы по теме исследования, психодиагностический метод, методы математической статистики. Для сбора данных использовался «Опросник на привязанность к родителям» М. В. Яремчука (2005). Исследование проводилось на базе РЦ «Крылья» (г. Челябинск, Россия). В ходе работы было опрошено 14 человек с проявленной наркотической аддикцией, находящихся на реабилитации, и 10 человек без наркотической аддикции в анамнезе. В процессе исследования были определены типы привязанности у двух групп, которые также были поделены на привязанность к матери и привязанность к отцу, на основании чего у них были выявлены разные типы привязанности по трем шкалам: надежный тип, тревожно-амбивалентный тип и избегающий тип. На основании статистического анализа было установлено, что есть достоверное различие между двумя группами по избегающему типу привязанности к матери.

Еще

Детско-родительская привязанность, аддикция, аддиктивное поведение, тип привязанности, наркотическая зависимость

Короткий адрес: https://sciup.org/170201721

IDR: 170201721   |   DOI: 10.47475/2409-4102-2023-24-4-67-72

Текст научной статьи Особенности детско-родительской привязанности у лиц с проявленной наркотической аддикцией

Актуальность исследования вызвана необходимостью в выявлении новых психологических аспектов для решения задач по проблеме аддик-тивного поведения, а также в улучшении ситуации, связанной с ней. До настоящего времени нет единого подхода в лечении наркотической зависимости. До сих пор медициной не предоставлены методы лечения наркотической зависимости. По статистике, в 2021 г. общее количество пациентов, связанных с употреблением наркотиков, составило 338 392 человека1. Это обусловлено тем, что сейчас стремительно распространяются дешевые синтетические наркотики, и спрос на них растет по сей день.

Основная часть

В отечественной науке под термином «аддик-тивное поведение» понимается один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством применения некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [6, с. 286–288]. Аддиктивное поведение часто подразделяют на три вида: химические, нехимические и промежуточные.

В основе аддиктивного поведения лежат детские травмы и нерешенные проблемы, которые больной заглушает путем изменения сознания химическим или нехимическим методом с целью ухода от реальности [7; 8].

В мире до сих пор нет общепринятых способов устранения такого поведения. Это связано в первую очередь с тем, что в научном сообществе нет единого мнения о причинах появления аддикции. Однако ученые сходятся во мнении, что аддиктив-ное поведение представляет опасность для жизни человека. Такое поведение снижает способности к адаптации, убирает межличностные отношения с близкими людьми на второй план, ведет к пренебрежению биологическими потребностями, вытесняет другие виды деятельности [1]. Также можно выделить психологические факторы аддиктивного поведения — изменение ценностей, повышенная тревожность, скудность позитивных эмоций [2].

Проблему возникновения аддиктивного поведения рассматривают на нескольких уров- нях: психологический (например, инфантилизм, неумение принимать решения, пониженная стрессоустойчивость, незрелость личности), социальные (воспитание, насилие в семье, круг общения), мотивационный (улучшение умственной активности с целью увеличения заработной платы, желание «влиться» в коллектив), культурный (мода), биологический (генетическая предрасположенность), социально-психологический (высокий уровень социальной напряженности в стране) [3].

Согласно одной из теорий взаимосвязи уровня привязанности и аддиктивного поведения причиной такого поведения могут выступать неблагоприятные детско-родительские отношения, неудовлетворенные базовые потребности и детская травма [9; 10].

В работах Дж. Янга упоминается теория о ранних дезадаптивных схемах, которая выходит из когнитивной психологии. Схемы — это когнитивные структуры, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие действительности. Другими словами, это поведенческие реакции на то, как значимый взрослый откликается на возникшие желания у ребенка. Соответственно, ранние дезадаптивные схемы формируются из-за неудовлетворенных основных потребностей в детском возрасте. Как итог, во взрослом периоде эти схемы закрепляются и играют роль в дезадап-тивных функциях. Они, в свою очередь, дают эффект — болезненное эмоциональное переживание. Чтобы этого избежать, у человека активируются копинг-стратегии, или уход в зависимость [4].

В многочисленных исследованиях основным фактором происхождения аддиктивного поведения является семья. В работах З. Фрейда прослеживается связь между поведением родителей и зарождением аддиктивного поведения детей. Его теории убеждают в том, что психике ребенка угрожает некомпетентность матери, а именно неудовлетворение базовых потребностей ребенка, также их непонимание. В частности, в одной из теорий Фрейд сформировал концепцию психосексуального развития ребенка, которая состоит из пяти стадий. По его мнению, именно прохождение этих стадий формирует характер ребенка и делает из него зрелую личность. Фиксация на какой-либо из этих стадий есть травма, или застревание. Травма может быть связана с чем угодно. Например, с насилием или постоянными криками в се- мье, ограничением ребенка в кормлении грудью, с непонимании матери, что надо ребенку, и т. д. Как правило, зависимый не понимает, где произошла травма в его детском развитии. И родители зачастую преследуют благие цели, когда воспитывают детей, не понимая, в каких моментах они «перегибают палку». Семья — первый микросоциум, в который попадает ребенок, и его «здоро-вость» влияет на то, будет ли в дальнейшем ребенок уходить от мучающей его реальности, или будет социально адаптированным [11].

На основе детско-родительских отношений строится теория о привязанности. Привязанность формируется нормальная либо нарушенная. Например, нарушение привязанности может быть вследствие застревания ребенка на первой стадии психосексуального развития ребенка по Фрейду, а именно оральной. Кормление грудью выступает в главной роли в этот период. Мать не удовлетворила ребенка в его потребности в приятных ощущениях и нежности. Как следствие, у ребенка сформировался недостаток в заботе. Во взрослой жизни это может обернуться тем, что напряжение, недостаток в материнской заботе аддикт будет компенсировать неодушевленными предметами, прибегнув к алкоголю или курительной трубке, которые как бы символизируют материнскую грудь.

Привязанность — тесная эмоциональная связь между значимым взрослым и ребенком с целью обеспечения безопасности ребенка и гарантии того, что он вырастет здоровым [5].

Основной идеей в нарушении привязанности лежит то, что у человека с данным нарушением происходит замещение значимого взрослого другими объектами, которые снимают его напряжение и стресс. Зачастую в качестве этих объектов выступают наркотики либо алкоголь, от которых у человека и формируется в дальнейшем физическая зависимость, которая лежит в основе аддик-тивного поведения.

Привязанность — это фактор, влияющий на человека с самого детства и являющийся важным фундаментом для формирования доверия к миру и поиску партнера для дальнейшего формирования института семьи. Здоровость этой семьи, как отмечают подавляющее число авторов, зависит, чуть ли не на прямую, от того, как значимый взрослый относился к субъекту семьи. Интимность или близость является важной составляющей в жизни каждого человека даже в случае отрицания или избегания ее. Существует много исследований, которые отталкиваются от убежде- ний и исследований Дж. Боулби и его последователей о теории привязанности в изучении феномена близости, по большей части в романтических и семейных отношениях.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели исследования была сформирована выборка на базе автономной некоммерческой организации консультационно-реабилитационного центра «Крылья» (г. Челябинск, Россия). Всего в выборку вошло 24 человека, поделенных на две группы: с проявленной наркотической ад-дикцией и находящихся на реабилитации и без проявленной аддикции в анамнезе.

Для проверки детско-родительской привязанности был подобран опросник М.В. Яремчука «Опросник на привязанность к родителям». Опросник включает в себя десять троек высказываний, соответствующих трем классическим типам привязанности. Испытуемому предлагается выбрать по одному высказыванию из каждой тройки отдельно для отца и для матери. На основании выборов испытуемого делается вывод о преобладающем типе привязанности в отношениях с каждым из родителей. Опросник состоит из десяти вопросов. Примерное время тестирования 10–15 минут.

Для обработки полученных данных был выбран математической статистики непараметрический критерий достоверности различий U -Манна — Уитни. Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью статистической программы «IBM SPSS Statistics 26.0».

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с целью данной работы было проведено исследование типов детско-родительской привязанности в двух экспериментальных группах: лица с проявленной наркотической ад-дикцией и лица с без наркотической аддикции.

При сравнении полученных данных по рис. 1 можно отметить, что по надежному и тревожноамбивалентному типу группа без наркотической аддикции по средним значениям превосходит группу с проявленной аддикцией. Про шкалу надежного типа привязанности можно сказать, что это логично, так как надежный тип привязанности считается нормой, соответственно, по логике вещей, он должен проявляться больше среди лиц, не сталкивающихся с зависимостями. Показатели тревожно-амбивалентной шкалы самые низкие у обеих групп, однако у группы без наркотической аддикции среднее значение больше. Это может

Таблица 1

Table 1

Средние значения по шкалам привязанности в двух группах Average values on attachment scales in two groups

Тип привязанности

Мать

Отец

(I) с аддикцией

(II) без аддикции

(I) с аддикцией

(II) без аддикции

Надежный тип

4,4

6,8

4,2

3,4

Тревожно-амбивалентный тип

1,5

1,8

0,7

1,4

Избегающий тип

4,1

1,4

5

5,1

тип

■ группа с непроявленной аддикцией ■ группа с проявленной аддикцией

Рис. 1. Средние значения шкал привязанности по матери в двух группах

Fig. 1. Average values of maternal attachment scales in 2 groups

говорить о том, что тревожно-амбивалентный тип привязанности к матери встречается реже других. Стоит обратить внимание на разницу по средним значениям шкалы избегающего типа привязанности между двумя группами. У группы с проявленной аддикцией этот показатель равен 4,1, а у группы без наркотической аддикции всего 1,4.

При сравнении полученных данных по типу привязанности к отцу по рис. 2 можно наблюдать неравномерное распределение средних значений по шкалам надежного и тревожно-амбивалентного типа. При этом в обеих группах доминиру- ющим типом привязанности выступает избегающий тип. Такие результаты могут косвенно свидетельствовать о наличии проблем института отцовства и института семьи в целом.

Проверка результатов осуществлялась с помощью непараметрического статистического критерия U -критерия Манна — Уитни.

Произведя анализ, можно сказать, что есть достоверное различие между двумя группами по избегающему типу привязанности к матери ( p = 0,05). По двум другим шкалам различия не оказались значимыми.

тип

■ группа с непроявленной аддикцией ■ группа с проявленной аддикцией

Рис. 2. Средние значения шкал привязанности по отцу в двух группах Fig. 2. Average values of attachment scales for the father in 2 groups

Таблица 2

Table 2

Сравнительный анализ с использованием непараметрического критерия U -Манна — Уитни по привязанности

Comparative analysis using the nonparametric U-Mann-Whitney criterion for attachment

Тип привязанности

Асимптотические значения, р

Мать

Отец

Надежный тип

0,93

0,551

Тревожно-амбивалентный тип

0,624

1

Избегающий тип

0,05

0,921

Сравнив шкалы привязанности по отношению к отцу, мы видим, что ни по одному из них статистически значимых различий не обнаружено.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе исследования было обнаружено одно статистически значимое различие. Это избегающий тип привязанности к матери между группой без наркотической аддикции и группой с проявленной наркотической аддикцией. Это может свидетельствовать, что мать играет ключевую роль в формировании аддиктивного поведения у ребенка. В частности, формирование избегаю- щего типа привязанности может являться причиной такого поведения. Это может быть связано с менталитетом страны — мать занимает главенствующую роль в воспитании ребенка и с самого рождения принимает активное участие в его развитии. Ребенок загнан в угол от постоянных требований и строгих наказаний матери, он начинает избегать ее, параллельно находя способы замещения недостатка материнской любви и ласки. Всё приводит к тому, что ребенок быстро привыкает к веществам, которые изменяют сознание и могут переключить внимание от постоянных давления, напряжения и стресса. Получение положительных эмоций таким способом становится привычкой.

Список литературы Особенности детско-родительской привязанности у лиц с проявленной наркотической аддикцией

  • Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактики. Воронеж: Издательство НПО "МО- ДЭК", 2003. 240 с.
  • Бульдина Ю. В. Особенности самосознания аддиктивной личности. Ярославль: ЯрГУ, 2005. 100 с.
  • Курек Н. С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 48-60.
  • Антоненко Е. Г. Взаимосвязь типов привязанности и ранних дезадаптивных схем у наркозависимых // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 125-243. EDN: XIFOJF
  • Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
  • Сельская П. Д. Особенности различных видов зависимого поведения: теоретический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. С. 285-289. EDN: WJPQHX
  • Кадыров Р. В., Ковалев И. А., Ильина И. С. Психическая травма раннего возраста и психологические характеристики личности наркозависимых // Тихоокеанский медицинский журнал. 2016. № 4. С. 66-69. DOI: 10.17238/PmJ1609-1175.2016.4.66-69 EDN: XBHQDT
  • Кузнецова А. А. Исследование взаимосвязи отношений привязанности и наличия элементов компьютерной зависимости у дошкольников // Казанский педагогический журнал. 2021. № 1. С. 248-252. DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.034 EDN: MOUCKV
  • Калмыкова Е. С., Гагарина М. А., Падун М. А. Роль типа привязанности в генезе аддиктивного поведения: постановка проблемы. Часть I // Психологический журнал. 2006. № 6. С. 45-53. EDN: HVNQWP
  • Корзини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2003. 1096 c.
Еще
Статья научная