Особенности формирования правосознания субъектов обеспечения правопорядка
Автор: Шлегель П.О.
Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd
Рубрика: Дискуссионная трибуна соискателей ученых степеней и званий
Статья в выпуске: 1 (54), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению вопроса функциональной взаимосвязи правовой идеологии и правосознания в механизме обеспечения правопорядка. Проводится типологизация правосознания субъектов обеспечения правопорядка на основе сочетания разных типов правосознания, в зависимости от конфигуративного различия базовых правовых идей, а также сферы деятельности субъектов. За основу взята формирующая функция правовой идеологии в отношении правосознания, определяются особенности процесса развития и трансформации правосознания, а также последствия и эффекты влияния правовой идеологии на правосознание субъектов обеспечения правопорядка.
Правосознание, правопорядок, правовая идеология, государство, гражданское общество, механизм обеспечения правопорядка
Короткий адрес: https://sciup.org/140303972
IDR: 140303972
Текст научной статьи Особенности формирования правосознания субъектов обеспечения правопорядка
Правосознание субъектов, обеспечивающих правопорядок, играет особую роль в формировании профессиональной этики и моделей поведения в условиях их повседневной деятельности. От уровня правосознания зависит способность субъектов обеспечения правопорядка принимать правовые решения, использовать имеющиеся знания и опыт на практике. При этом в процессе со- держательного наполнения правосознания существуют риски появления противоречий как между системами ценностей и идей, так и между каналами трансляции этих систем, в связи с чем актуализируется необходимость определения и налаживания наиболее подходящих механизмов формирования правового мировоззрения субъектов обеспечения правопорядка.
Исходя из типологии правосознания, предлагаемой и описываемой профессором В.П. Малаховым, учитывая при этом, что какая-либо совокупность субъектов социальной группы не ограничивается наличием одного типа правосознания, а имеет преобладающий, то допускаем, что субъектов обеспечения правопорядка условно можно разделить на следующие категории [6, c. 239]:
– исходя из типологии по уровню и характеру отражения: с преобладанием профессионального или массово-обыденного правосознания. Доктринальное правосознание (рассматриваемое не только как уровень общественного сознания, но и как его форма) также проявляется, наличествует в сознании как обладателей профессионального правосознания, так и массово-обыденного, перенимая на себя функцию формирования правовых идей и концептов.
– исходя из типа правосознания по социально-групповому признаку: носители государственнического правосознания, носители гражданского правосознания и носители правосудного правосознания.
Раскрывая особенности правосознания представителей институционального компонента механизма обеспечения правопорядка, думается, что их следует разделить исходя из сочетания разных типов правосознания, поскольку именно механизм обеспечения правопорядка является примером репрезентативности различных сочетаний вышеназванных типологий.
Субъекты механизма в лице представителей государственного аппарата являются носителями государственнического правосознания (где сочетается доктринальное и профессиональное правосознание). Государственническое правосознание можно охарактеризовать как цельное, при этом одностороннее, политизированное. Право воспринимается такими субъектами как система юридических норм, правопорядок в их понимании означает строгое соблюдение законности, а монополия на систему принуждения есть легализованная необходимость. Такое правосознание ориентировано на право государства, а все остальные формы права должны с ним согласовываться. Видится, что при рассмотрении содержательной стороны правосознания важно обратить внимание на характер конфигурации базовых правовых идей и ценностей, которые в нашем понимании представлены идеями порядка и справедливости, свободы и ответственности [подр.: 7, c. 56]. Так, для государственнического правосознания, как видится, характерна следующая цепочка идей, исходя из приоритетной ориентированности на соответствующие ценности: порядок, ответственность, свобода, справедливость. В качестве примера можно привести органы внутренних дел, федеральную службу безопасности, следственный комитет, федеральную службу исполнения наказаний, прокуратуру. При этом такое разделение не значит, что государственническому правосознанию не присуще правосудное. Такая присущесть может быть охарактеризована следующей зависимостью «чем менее независимо государство от общества, тем явственнее присутствие правосудного правосознания в государственной судебной системе, и наоборот, чем менее государство зависимо от общества, тем явственнее несущественность правосудного правосознания в государственной судебной системе» [6, c. 298]. Поэтому, говоря о судьях, учитывая основные принципы судебной деятельности (объективность и беспристрастность), следует предположить, что в идеале правосознание судьи должно быть правосудным (с сочетанием доктринального и профессионального) без приоритетной связи с государственническим или гражданским.
Субъекты механизма в лице представителей гражданского общества, осуществляющие свою деятельность на специализированной и профессиональной основе, выступают носителями правосудного правосознания, которое находится в приоритетной связи с государственническим (существенное влияние на его содержание оказывает сочетание доктринального с профессиональным). Приоритет идей и ценностей представляется следующей «иерархией»: порядок, ответственность, справедливость, свобода. Здесь примером выступает адвокатура, частный но- тариат, общественные палаты, органы местного самоуправления.
Субъекты механизма в лице представителей гражданского общества, чья деятельность специализирована, но при этом не опосредована профессиональным занятием, являются носителями правосудного правосознания, которое находится в приоритетной связи с гражданским (и обусловливается преимущественно сочетанием доктринального с массово-обыденным правосознанием). Последовательность основных правовых идей и ценностей здесь выглядит следующим образом: справедливость, ответственность, порядок, свобода. Здесь связь правосудного с гражданским правосознанием обеспечивает моральное сознание. Примерами здесь могут послужить присяжные заседатели, добровольные народные дружины, лица, содействующие правоохранительным органам.
Таким образом, субъектов механизма обеспечения правопорядка в лице представителей гражданского общества определяет в качестве таковых связь правосознания с государством и направленность на общество одновременно, при этом для их правосознания характерно наличие правосудного. Государственническому правосознанию же изначально не присуще правосудное. Представленная двойственность субъектов позволяет проводить все правовые процессы, процедуры в согласованности публичных и частных интересов, приводить их к балансу, где уравновешиваются порядок и справедливость, свобода и ответственность.
Наиболее эффективным механизмом воздействия на правосознание субъектов обеспечения правопорядка является правовая идеология, но проявляется это по-разному [6, c. 260]. Так, государственническое правосознание поддается воздействию правовой идеологии, скорее, как государственной правовой политике. При этом государство также заинтересовано в ее распространение на вторую группу субъектов (носителей правосудного правосознания в приоритетной связи с государственническим). В отношении гражданского правосознания правовая идеология в качестве основания проведения правовой политики действует гораздо слабее, являясь, скорее, фоновой. Идеология здесь выступает как стихийный уровень осознания права и общественных отношений, формируемый как обыденный, массовый, поверхностный.
Распространение единой правовой идеологии на общество в настоящее время в России сопровождается попытками ее формального закрепления в нормативных правовых актах. Основными результатами проведения такой правовой политики, которые ожидает государство, как видится, станут повышение уровня признания государственной власти, проявлений патриотизма, формирование гармонично развитой личности, наличие гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности и правопорядка1.
Таким образом, механизмы идеологии для государственнического правосознания носят управленческий характер, в то время как для гражданского правосознания такие механизмы носят нецеленаправленный, стихийный характер. Содержательное же наполнение идеологии может быть одинаковым.
Нетрудно заметить, что основная часть субъектов обеспечения правопорядка представлена носителями профессионального правосознания. В связи с этим необходимо признать наличие его внутренней дифференциации, и при рассмотрении вопросов его формирования обращать внимание на особенности каждого из видов. Так, допускаем условное разделение типов профессионального правосознания в зависимости от форм обеспечения правопорядка (охрана, защита и восстановление), поскольку специфика и широта полномочий субъектов в каждой конкретной форме требует от него определенного строя сознания, понимания и восприятия права, выстроенной системы ценностей, в связи с чем можно обозначить следующие типы: профессиональное правосознание правоохранительного типа, право- защитного типа и правовосстановительного типа. Такое разделение также обусловлено невозможностью возложения на один орган задач, одновременно касающихся как охраны, так и защиты, так и восстановления правопорядка. В противном случае велик риск возникновения злоупотребления правом со стороны управомоченных лиц, столкновения интересов органов, появления повышенной функциональной нагрузки, образования разного рода противоречий в правосознании и других негативных явлений.
Наличие особенностей в каждом из типов профессионального правосознания, обусловленных разделением сфер деятельности субъектов и их полномочий, может проявляться в разрозненности правовой практики, столкновении публичных и частных интересов, нарушении взаимодействия институтов обеспечения правопорядка, формировании особой конфигурации ценностей и интересов, ложащейся в основу профессиональной деятельности. В этом смысле важна унификация, которая обеспечила бы выполнение возложенных на институты обеспечения правопорядка задач, но в контексте общей ценностной системы. Правовая идеология выступает идейным и ценностным образом единого действительного правопорядка, и ее внутренняя структура позволяет такое согласование с ценностными предпочтениями индивида, на основе которого можно сделать сознательный и ответственный выбор для принятия решений, а также разрешить ситуацию, проблему, если это нельзя сделать с помощью юридического права [4, c. 208].
При формировании профессионального правосознания важно учитывать следующие особенности функциональной связи правовой идеологии и правосознания в механизме обеспечения правопорядка:
-
1) правовая идеология должна соответствовать требованиям, среди которых понятность (доступность), актуальность, структурированность, четкость и конвенциональность концепций и представлений и, возможно, привлекательность как свойство расположить общество к ее принятию. Такое соответствие
может существенно облегчить процессы ее внедрения. Также важна конкурентоспособность внедряемой правовой идеологии, чтобы влияние иной идеологии не обернулось рядом дисфункций первой;
-
2) важно учитывать специфику каждой из форм обеспечения правопорядка, а потому идейно-ценностный каркас правовой идеологии должен содержать представления, способные лечь в основу деятельности по охране, защите и восстановлению правопорядка;
-
3) выражая общую систему правовых ценностей, правовая идеология способна сглаживать и маскировать имеющиеся особенности и различия в правосознании субъектов, обусловленные разделением сфер их деятельности, определяя траекторию по достижению единой цели сохранения и укрепления правопорядка;
-
4) поскольку процесс формирования правосознания непрерывен, важна постоянная актуализация как самой правовой идеологии, так и представлений, концептов, транслируемых субъектам обеспечения правопорядка;
-
5) качественная трансформация правосознания во многом зависит от преобразующей способности правовой идеологии. Здесь включается механизм правовой идеологии, элементы которого должны функционировать таким образом, чтобы вызывать определенные последствия, эффекты, как то: прочная система представлений о праве; наличие устойчивых форм правомерного поведения; осознание своих прав и обязанностей, а также ограничений, связанных с правом; выработка способности к принятию правовых решений и т.д.
-
6) немаловажную роль в формировании правосознания играет налаженность каналов трансляции основных положений правовой идеологии субъектам механизма обеспечения правопорядка. Помимо основной системы передачи информации, элементами которой являются, например, официальные послания, нормативные правовые акты в области обеспечения правопорядка, в каждом отдельно взятом органе, организации, сообществе и других объединениях должна быть
организована работа по разъяснению основных положений, целей и задач их деятельности по обеспечению правопорядка, которая соответствует общей правовой политике в этой области. Например, в сфере органов внутренних дел организована морально-психологическая подготовка, представляющая собой «систему мероприятий по формированию у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, понимания государственной политики в сфере внутренних дел, профессиональной культуры и морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач в любых условиях обстановки», частью которой является воспитательная работа, направленная на формирование у сотрудников «комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностями службы»1.
-
7) субъекты – носители профессионального правосознания сами являются ретрансляторами правовой идеологии, будучи институциональным звеном ее механизма, что повышает значение уровня их правовой культуры и правосознания [5; 2]. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» среди обязанностей полиции закреплено участие в пропаганде правовых знаний по направлениям ее деятельности2. Такого рода ответственная работа предполагает наличие у участника ретрансляции определенного уровня знаний, сформированного в соответствии с идейно – ценностной системой государства. Институты гражданского общества также участвуют в деятельности по правовому просвещению, в частности, ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» предусматривает, что обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения, в том числе граждан, имеющих право на бесплатную
юридическую помощь, могут возлагаться на адвокатов и нотариусов. Правовое информирование и правовое просвещение также вправе осуществлять органы местного само-управления3.
Важно обратить внимание на влияние правовой идеологии также на формирование массово-обыденного правосознания у субъектов обеспечения правопорядка. Массовообыденное правосознание можно охарактеризовать следующим образом: наличие тесной связи с основными формами общественного сознания (религиозное, моральное); неполные, фрагментарные представления о своих правах и поверхностные знания о положениях действующего формального права; преимущество ориентации на правовые чувства, правовые эмоции и настроения. В связи с этим ограниченные представления о правопорядке в массово-обыденном правосознании компенсируются знаниями из других форм общественного сознания (ориентации на сферу добра и зла, чести и достоинства, совести и ответственности, долга и другие).
Стоит отметить, что такие субъекты, играющие вспомогательную роль в механизме обеспечения правопорядка, являются исключениями. Правосознание этих субъектов является развитым вариантом правового мировоззрения индивида; для них право значимо настолько, что они сознательно выбирают активное участие в обеспечении правопорядка. Такие субъекты в силу тесной связи их правосознания с моралью и преобладания правового чувствования склонны, скорее, к альтруизму, который тесно связан с чувством справедливости [1, c. 192]. Готовность и стремление личности совершать поступки с целью обеспечения общего правопорядка позволяет ему интегрироваться в различные общности, укрепляя свои связи с государством и гражданским обществом. Здесь стоит согласиться с позицией Э. Дюркгейма:
«Альтруизм не обречен стать, как это думает Спенсер, своего рода приятным украшением нашей общественной жизни; он будет всегда ее основанием» [3, c. 236].
Таким образом, роль правовой идеологии здесь определяется ее базовой формирующей функцией, а также ее идейно-ценностным содержанием. Функция по формированию правосознания заключается в трансляции субъектам обеспечения правопорядка системы идей, на основе которой складываются представления о ценности права и необходимости сохранения и укрепления правопорядка. Ее значение выражается в повышении эффективности взаимодействия государства и гражданского общества, повышении уровня доверия к властным структурам, способности принятия правовых решений на основе идейных ориентиров правовой идеологии, предотвращении дальнейшей деформации правосознания. Сформированное право- сознание субъектов позволяет вырабатывать устойчивые формы правового поведения, что обеспечивает оптимизацию функционирования механизма обеспечения правопорядка.
Разная конфигурация правовых идей и ценностей, присущая тому или иному типу правосознания субъектов обеспечения правопорядка, препятствует приведению в баланс публичных и частных интересов, установлению отношений между государством и гражданским обществом, нахождению точек соприкосновения государственного и негосударственного права. Именно поэтому возникает необходимость существования таких правовых механизмов, как механизм обеспечения правопорядка, который, будучи оптимизированным идеологическим компонентом, посредством публичного правового дискурса приводит к равновесию многие противоположности в сфере обеспечения правопорядка.
Список литературы Особенности формирования правосознания субъектов обеспечения правопорядка
- Бабосов, Е.М. Альтруизм - специфический способ реализации человекомерности социального бытия / Е.М. Бабосов. // Социологический альманах. - 2015. - N 6. - С.192-201. EDN: TQAFDL
- Беседин, А.А. Институциональный уровень механизма правовой идеологии / А.А. Беседин. // История государства и права. - 2010. - N 2. - С.36-39. EDN: LADCWB
- Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1996. - 432 с.
- Клименко, А.И. Правовая идеология современного политически организованного общества: монография / А. И. Клименко. - М.: Норма, 2017. - 384 с. EDN: YLULJJ
- Клименко, А.И. Функции и структура правовой идеологии современных государственно-организованных обществ и международных сообществ / А.И. Клименко // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - N 3. - С.48-61. EDN: YTOARZ
- Малахов, В.П. Теория правосознания. Опыт формирования: монография / В.П. Малахов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2019. - 351 с.
- Шлегель, П.О. Сущностные характеристики правовой идеологии в механизме обеспечения правопорядка / П.О. Шлегель // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2023. - N 4 (153). - С.52-58.