Особенности экосистемной организации бизнеса

Автор: Морозов М.А., Морозова Н.С.

Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu

Рубрика: Вопросы экономики и управления

Статья в выпуске: 4 (85), 2025 года.

Бесплатный доступ

Глобальная цифровизация привела не только к повсеместному использованию новейших цифровых технологий, но и коренному изменению самой экономической бизнес-модели организации бизнеса. В статье проведен ретроспективный анализ формирования новой экономической парадигмы организации бизнеса, основанной на идее экосистем. Показано, что теория экосистемной организации экономической деятельности находится в стадии формирования, до настоящего времени нет единства в трактовке понятийного аппарата. Авторы приводят преимущества применения экосистемного подхода в экономике, описывают уровневую классификацию экосистем. Сделан вывод, что экосистемный подход следует рассматривать как перспективное стратегическое направление организации экономической деятельности.

Еще

Цифровизация, цифровые платформы, цифровые экосистемы, организация бизнеса

Короткий адрес: https://sciup.org/14134182

IDR: 14134182   |   УДК: 338.48   |   DOI: 10.47629/2074-9201_2025_4_169_175

Текст научной статьи Особенности экосистемной организации бизнеса

Происходящие в экономике институциональные изменения связаны прежде всего с парадигмой экосистемного подхода, которая заключается в новой форме экономических взаимоотношений между всеми ее участниками. С появлением новых цифровых технологий стали модернизироваться бизнес-процессы во всех сферах экономической деятельности. Дополнительное воздействие также оказала смена поколений, приведшая к восприятию цифровых технологий как естественному процессу, так как новое поколение с рождения впитывает цифровые навыки и хорошо ими владеет.

В настоящее время теория цифровых экосистем активно развивается, что подчеркивает актуальность данной статьи.

Цель исследования – ретроспективный анализ проникновения экосистемных идей в экономику и рассмотрение особенностей и характерных черт экосистемной организации бизнеса на современном этапе.

Современное состояние изученности проблемы

Исследование экосистемной организации бизнеса осуществляется в трудах Г.Б. Клейнера [2;3], Ореховой С.В. [9], Е.В. Попова [12], А.В. Асадуллиной [1], R. Adner [14], J. Kim, B. Paek, H. Lee [17], M. Jacobides, C. Cennamo, A. Gawer [15], R. Kapoor [16] и др. [10; 13].

Проведенный анализ научных публикаций показал, что теоретические вопросы экосистемной организации бизнеса находятся в поле внимания как российских, так и зарубежных исследователей, однако по многим вопросам, включая понятийный аппарат экосистем, не существует единого мнения. Эта ситуация вполне объяснима, так как теория экономических экосистем находится в стадии формирования и развития.

Материалы и методы

При проведении исследования применялся монографический и системный метод анализа, с помощью которых были выявлены и сформулированы основные направления экосистемной организации бизнеса.

Глобальная цифровизация кардинальным образом повлияла на весь ландшафт экономической деятельности, включая коренные изменения не только в основных бизнес-процессах, но и во всей идеологии взаимодействия субъектов ранка [5; 6].

Многие ученые, в том числе Г.Б. Клейнер [3], J. Kim, B. Paek, H. Lee [17], отмечали, что теория экосистемной организации бизнеса является относительно новым направлением научных исследований, понятийный аппарат еще не устоялся, и встречаются существенные разночтения даже в основном понятийном аппарате, в частности, в определении цифровой экосистемы и цифровой платформы.

По нашему мнению, экосистемную организацию бизнесаможно рассматривать каксовокупность информационно и технологически взаимосвязанных субъектов рынка, которые за счет синергетического взаимодействия способны создавать товары и услуги, обладающие повышенными потребительскими свойствами [8].

На данный момент существуют различные определения экосистемы и цифровой экосистемы. Проанализируем различные терминологические толкования экосистемы по мере их появления в хронологическом порядке.

В 2006 году R. Adner [14] определил инновационные экосистемы как сотрудничество между компаниями, в котором отдельные предложения объединяются в последовательное, ориентированное на клиента решение. По сути эта трактовка отражает основную сущность экосистемного подхода, которая заключается в коллаборации отдельных ее участников для достижения совместных целей, направленных на удовлетворение потребностей потребителей. R. Adner отмечает, что в экосистемном подходе объединены многие понятия, конструкции и взаимосвязи между участниками системы, в том числе бизнес-модели, сотрудничество, многосторонние рынки, цепочки поставок, сети создания стоимости, платформы и технологические системы. Он сформулировал два подхода к пониманию экосистемы:

  • 1)    первый состоит в том, что экосистема трактуется как некая принадлежность и представляет собой сообщество связанных субъектов, определяемых их сетями и принадлежностью к платформам;

  • 2)    во втором случае экосистема рассматривается как структура согласования многостороннего набора партнеров, которым необходимо взаимодействовать для создания (материализации) основного ценностного предложения.

Второй подход к трактовке экосистемы представляется наиболее полным и широким, отражающим сущность и цель взаимодействия входящих в нее субъектов, которая состоит в создании и монетизации новой дополнительной потребительной ценности.

Зарубежные ученые M. Jacobides, C. Cennamo, A. Gawer [15] трактуют экосистему как специфическую форму организации экономической деятельности, причем взаимодействие ее участников основано на модульности и не имеет иерархического управления. В зависимости от того, что лежит в основе экосистемы, ими выделено несколько видов:

  • •    бизнес-экосистема, ядром которой является определенная компания, и экосистема рассматривается как экономическое сообщество взаимодействующих и влияющих друг на друга субъектов, причем производительность отдельных ее участников привязана к общей производительности экосистемы;

  • •    инновационная экосистема, ориентирован ная на конкретную инновацию или новое ценностное предложение, при этом акцент делается на то, как взаимозависимые участники экосистемы взаимодействуют для создания и коммерциализации инноваций, полезных для конечного пользователя;

  • •    платформенная экосистема, где участники объединяются на основе цифровой платформы, которая координируется лидером платформы.

В своей статье R. Kapoor [16] отмечает, что термин «экосистема» был использован в 1986 году применительно к социальным наукам A. Hawley, который трактовал экосистему как систему взаимозависимо-стей в популяции, благодаря которой она действует как единое целое и обеспечивает жизнеспособные взаимоотношения с окружающей средой. В 1993 году экосистемный подход в экономическую науку ввел J.F. Moore [18]. Он предложил рассматривать фирмы как субъекты бизнес-экосистемы, состоящей из компаний различных отраслей, которые вносят вклад в ценностное предложение для пользователя.

Kapoor R. [16] рассматривает экосистему как совокупность субъектов, вносящих вклад в основное ценностное предложение для пользователей, и отмечает, что в экосистеме одновременно присутствует взаимодополняемость и взаимозависимость между ее участниками. Создание стоимости в экосистеме возможно за счет взаимодополняемости и взаимозависимости между всеми ее участниками, что обеспечивает повышение потребительской ценности создаваемого предложения.

R. Kapoor выделяет две группы экосистем:

  • 1)    экосистемы, основанные на продукте, структура которых формируется участниками совместно;

  • 2)    экосистемы, основанные на платформе (платформенные экосистемы), которые управляются владельцем платформы, который создает архитектуру экосистемы и устанавливает правила для всех ее участников (комплементоров).

D.J. Teece [19] использует термин «бизнес-экосистема» в качестве системы, в которую входит ряд субъектов, применяющих общие стандарты. Состояние фирмы в экосистеме зависит от жизнеспособности всех фирм, входящих в экосистему. Экосистема требует определенного уровня управления с целью адаптации к изменяющимся условиям, включая правила участия других фирм.

Особо следует остановиться на исследованиях Г.Б. Клейнера, посвященных экосистемам, в которых он трактует социально-экономическую экосистему как совокупность (популяцию) взаимодействующих самостоятельных экономических, социальных или организационных субъектов и результатов их деятельности (продуктов), развивающихся во времени и пространстве [3]. С точки зрения системного подхода он рассматривает экосистему как тетраду, состоящую из четырех взаимодействующих подсистем: объектного (организационного), средового (инфраструктурного), процессного (коммуникационно-логистического) и проектного (событийного, инновационного) типов. В состав подсистемы объектного типа входят участники экосистемы (производители-продуценты), средовая составляющая включает среду функционирования экосистемы, процессная составляющая характеризуется жизнедеятельностью ее участников и экосистемы в целом, проектная или инновационная составляющие описывают изменение состояния первых трех подсистем. Г.Б. Клейнер подчеркивает, что ключевой целью экосистем является создание совместных ценностей. Централизованное управление в экосистемах отсутствует, поэтому чрезвычайно важными становятся механизмы самоорганизаци, самоограничения и самомодерации («выравнивания»), которые должны присутствовать в институциональной составляющей экосистемы [3]. Управление социально-экономическими экосистемами должно осуществляться на принципах «мягкого» менеджмента, то есть не на основе административно-приказных принципов, а за счет формирования благоприятной среды для взаимного целенаправленного сотрудничества. Следует согласиться с этим утверждением, так как основные преимущества экосистем базируются на получении новой, более высокой потребительной стоимости, основанной на взаимовыгодном сотрудничестве ее участников.

Специалисты Высшей школы экономики [11] определяют цифровую экосистему как совокупность платформ на базе общего интерфейса, объединяющего большое число участников для реализации клиентоцентричной модели. При этом основными признаками цифровых экосистем являются:

•    наличие единой точки входа; •    мультиотраслевой характер предоставляемых продуктов и услуг; •    бесшовный интерфейс; •    большое количество участников; •    клиентоцентричность бизнес-модели; •    формирование дополнительной ценности за счет интеграции сервисов;

•    датацентричность; •    единый бренд.

С технологической точки зрения цифровую экосистему можно рассматривать как комплекс информационных систем, IT-технологий, цифровых сервисов, которые образуют единую сеть и взаимодействуют между собой. Эта трактовка справедлива, но она не отражает ключевую экономическую специфику цифровых экосистем – свойство комплемен-тарности и создание дополнительной добавленной стоимости.

Основными признаками (особенностями) цифровых экосистем является следующее:

  • •    цифровые экосистемы построены на основе цифровых платформ, которые обеспечивают возможность формирования единого информационного пространства для всех участников экосистемы, то есть единую информационно-коммуникационную среду;

  • •    совместимость технологической среды через единую технологическую структуру для обеспечения бесшовности цифровой экосистемы;

  • •    координация и адаптация, то есть каждый участник цифровой экосистемы принимает ее правила и стандарты;

  • •    синергетический эффект, возникающий как результат тесного взаимодействия участников экосистемы;

  • •    мультиотраслевой характер цифровых экоси стем, работающих как на основном (якорном), так и смежных рынках;

  • •    наличие явного выигрыша win-win для всех участников и пользователей экосистемы, который означает, что все субъекты цифровой экосистемы получают определенную выгоду;

  • •    цифровые экосистемы формируют большие объемы информации (Big Data), предполагают аналитическую обработку больших объемов информации характеризуются датацентричностью;

  • •    использование единого идентификатора ID, который обеспечивает удобный доступ всем пользователям экосистемы.

Для разных субъектов цифровой экосистемы выгода от участия в ней состоит в следующем:

  • •    покупатели получают новый продукт, создан ный совместными усилиями участников экосистемы, который отличается повышенными потребительными свойствами, а также своей уникальностью по сравнению с отдельно взятыми продуктами и услугами ее участников;

  • •    продавцы товаров и услуг, работая в рамках экосистемы, увеличивают свою клиентскую базу и получают дополнительный доход.

Основные преимущества участников цифровых экосистем показаны в Таблице.

Существуют различные признаки классификации цифровых экосистем.

По допуску участников экосистемы разделяются на следующие группы:

•    открытые, построенные на базе opensource-решений и не ограничивающие присоединение новых участников за счет жестких правил и требований; •    закрытые – используют специальные стандарты обмена данными,независимые каналы коммуникаций, ключи шифрования данных, которые действуют только в рамках этих систем; •    гибридные, которые совмещают характеристики открытых и закрытых систем.

В зависимости от назначения экосистемы можно разделить:

•    на внешние, которые ориентированы на удовлетворение потребностей внешних потребителей; •    внутренние, предназначенные для оптимизации бизнес-процессов внутри компании.

Можно классифицировать цифровые экосистемы в зависимости от уровня , что показано на Рисунке.

Цифровые экосистемы формируют новую экономическую среду и создаются на различных уровнях и в различных сферах, включая сферу услуг [4; 7].

  • Е.В. Попов в своих работах по экосистемам на микроуровне предлагает использовать термин «экосистема фирмы, предприятия, компании» [12]. Он отмечает, что возникновение экосистем обусловлено невозможностью фирм обеспечить потребности клиентов только в рамках деятельности одной компании. Речь идет о сложных продуктах и услугах, которые появляются в свя-зистехнологическим и цифровизационным прогрессом.

На российском рынке существует уже достаточно много цифровых экосистем, включая экосистемы компаний СБЕР, МТС, Wildberries, Яндекс, Т-Банк, VK, Мегафон, Газпромбанк, ВТБ, Ozon, X5 и др. Как правило, в центре цифровых экосистем стоят крупные банки или технологические компании.

Внешнее санкционное давление сказалось на деятельности и перспективах развития российских экосистем, например, VK прекратил развитие сервиса MY.GAMES. Экосистеме МТС не разрешили открытие дочки в ОАЭ, Vodafone отказался от партнерства с МТС, сервисы МТС Банк и МТС Pay удалили из магазинов приложений App Store и Google Play.

Наибольшее негативное воздействие испытала экосистема СБЕРа в сфере финансовых транзакций из-за отключения от системы SWIFT, опасность вторичных санкций сдерживает запуск совместных проектов с системой Unionpay, приложения СБЕРа были убраны из App Store и Google Play. Эти проблемы пришлись на 2022 год: прибыль СБЕРа упала до 270,5

Таблица

Преимущества участников цифровой экосистемы

Участник цифровой экосистемы

Получаемые преимущества

Покупатель

Приобретаемые через цифровую экосистему товары обладают повышенной потребительной стоимостью, за счет снижения или полного отсутствия транзакционных издержек обеспечивается более низкая цена товара, доступ в цифровую экосистему осуществляется по единому клиентскому ID, реализована система поддержки клиентов с помощью чат-ботов, искусственного интеллекта и других цифровых сервисов

Производитель и продавец

В цифровой экосистеме реализована эффективная система коммуникации с покупателем, появляются новые возможности продвижения товаров, расширяется целевая аудитория за счет объединения клиентских баз всех участников экосистемы

Источник: таблица составлена авторами

Рисунок. Уровни цифровых экосистем

Источник: рисунок составлен авторами млрд долл. по сравнению с 1246 млрд долл. в 2021м. Несмотря на колоссальное санкционное давление, экосистема СБЕРа развивается и создает новые сервисы, в том числе SberPay, Заправить авто, Сити драйв, Сберегаем вместе и др. СБЕР остается лидером в развитии потребительских AI-продуктов.

В силу санкционных ограничений у Яндекс Музыки был ограничен доступ к иностранному контенту, сервис Кинопоиск лишился доступа к фильмам BBC и Disney, из-за ограничений поставок машин западного производства Яндекс Драйв географически ограничил свой сервис. Были найдены варианты развития экосистемы, в частности, созданы новые сервисы Ян- декс Еда Ultima, Маркет15, расширили географию Яндекс Еды и запустили ее в Армении, Узбекистане, запустили сервис Доставки в Перу, Мексике, Чили.

Заключение

В условиях цифровизации коренным образом изменяются экономические взаимоотношения между всеми участниками экономической деятельности, претерпевают изменения технологии производства продуктов и оказания услуг и многие бизнес-процес-сы. Обеспечение устойчивого развития национальной экономики возможно за счет перехода к новым формам организации бизнеса на основе идеологии цифровых экосистем.