Особенности личности как факторы формирования зависимого поведения пациентов с избыточной массой тела

Бесплатный доступ

Представлены результаты изучения особенностей личности у 200 пациентов c избыточной массой тела в возрасте от 18 до 68 лет. Показаны личностные особенности и их корреляция с индексом массы тела при зависимом пищевом поведении.

Избыточная масса тела, личность, ммил

Короткий адрес: https://sciup.org/14295319

IDR: 14295319

Текст научной статьи Особенности личности как факторы формирования зависимого поведения пациентов с избыточной массой тела

Тюмень, ГОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия Росздрава

Р е з ю м е : Представлены результаты изучения особенностей личности у 200 пациентов c избыточной массой тела в возрасте от 18 до 68 лет. Показаны личностные особенности и их корреляция с индексом массы тела при зависимом пищевом поведении. К л ю ч е в ы е с л о в а : избыточная масса тела, личность, ММИЛ.

A. V. Prilenskaya. Tyumen state medical academy . A b-s t r a c t : results of studying of features of the person at 200 patients by superfluous weight of a body at the age from 18 till 68 years. Are presented personal features and their correlation with an index of weight of a body are shown at dependent food behavior. Key words : superfluous weight of a body, the person, MMPI.

Актуальность. Изучение распространенности и структуры ПНПР при соматических заболеваниях вне психиатрического стационара на протяжении многих лет продолжает привлекать пристальное внимание исследователей [7, 10, 8, 3, 4, 1].

Одним из часто встречающихся соматических расстройств является ожирение. В 1998 г. зарегистрировано 250 млн больных ожирением, что составляет около 7 % всего взрослого населения [11]. К числу типичных психосоматических заболеваний, особенно в странах Северной Америки и Западной Европы, стали относить нервную анорексию, нервную булимию и некоторые формы психогенного ожирения [5].

Включение психотерапевтических методов в реабилитацию больных ожирением непосредственно вытекает из представлений о психосоматическом характере этого заболевания [6] и должно строиться с учетом ведущих психологических этио-патогенетических механизмов развития данной патологии. Поэтому представляется актуальным изучение психического состояния и психологических механизмов у данной категории пациентов.

Методы и материалы. Для изучения личностных особенностей лиц с ожирением нами применялся экспериментально-психологический метод, в частности методика СМИЛ [2], позволяющая получить представления об их личностных особенностях. Статистическую обработку проводили с помощью электронного пакета прикладных программ SPSS, версия 11.0 для «Windows».

Группу исследования составили 200 пациентов с нарушениями пищевого поведения. В исследуемой группе преобладали женщины – 184 чел.

(92 %). Мужчин было 16 (8 %). Возраст обследованных находился в диапазоне от 18 до 68 лет. Средний возраст исследуемых пациентов составил 39,45±0,78 года, что говорит о том, что зависимое пищевое поведение – это удел людей, находящихся в наиболее активном, трудоспособном возрасте. Рост обследуемых пациентов колебался от 150 до 182 см, средний рост 164,12±0,47 см. Масса тела при первичном обращении была в диапазоне от 57 до 157 кг, в среднем 89,40±1,34 кг. Физикальная оценка степени избыточности веса определялась с помощью показателя индекса массы тела (ИМТ).

Для большинства пациентов с нарушениями пищевого поведения основной мотивацией обращения к психотерапевту были изменения внешнего вида, утрата физической привлекательности, возникающие в связи с этим сексуальные проблемы. Иногда масса тела не превышала нормальную, что можно квалифицировать как доклиническую стадию зависимого пищевого поведения. Реже упоминаются медицинские показания – одышка, боли в позвоночнике, в суставах, рекомендации лечащих врачей похудеть. Данные распределения пациентов с нарушениями пищевого поведения в зависимости от массы тела представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение пациентов в зависимости от индекса массы тела

Распределение пациентов

абс.

%

Норма (доклиническая форма пищевой зависимости)

23

11,5

Избыточный вес

42

21,0

I степень ожирения

67

33,5

II степень ожирения

37

18,5

III степень ожирения

31

15,5

Общее количество

200

100,0

Результаты и обсуждение. Для изучения личностных особенностей пациенты были обследованы с помощью теста ММИЛ [2]. При анализе полученных показателей обращает внимание, что у обследованного контингента больных с зависимым поведением повышены показатели по такой шкале, как Sc (шизоидность) до 63,22±1,7248 (p=0,214). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойствен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.

Показатели шкалы ипохондрии (Hs) также были повышены – 60,84±1,23 (p=0,652), что указывало на близость испытуемых к астеноневротиче-скому типу. Испытуемые с такими показателями медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.

Следующая шкала – это психопатия (Pd). Повышение оценки по этой шкале (60,64±1,15) (p=0,244) свидетельствуют о социальной дезадаптации. Такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.

Отмечаемое повышение шкалы гипомании (Ма) (60,37±1,15, p=0,364) характерно для лиц с приподнятым настроением независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

Также можно отметить повышение шкалы психастении (Pt) до 58,67±1,32 (p=0,388). Такие показатели присущи лицам с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.

Отмечается также повышение по шкале депрессии (D) до 57,46±1,22 (p=0,408). Высокие оценки имеют чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высоко моральны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.

По шкале паранойяльности (Ра) показатели достигают 57,42±1,55 (p=0,481). Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале – склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.

По шкале истерии (Ну) показатели достигают 57,23±1,10 (p=0,652). Эта шкала позволяет выявить лиц, склонных к невротическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главными особенностями таких людей являются стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки.

Шкала Si (социальная интроверсия) не является клинической и позволяет диагностировать степень соответствия интровертированному типу личности. Полученные средние показатели в обследованной группе (52,51±1,16) (p=0,374) являются умеренными.

Шкала Mf предназначена для выявления степени идентификации обследуемых с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом. Полученное значение 46,72±1,19 (p=0,169) говорит об адекватной идентификации пациентов.

Кроме того, мы проследили корреляцию выявленных личностных показателей с возрастом и индексом массы тела. Как видно из таблицы 2, с индексом массы тела выявлена положительная корреляция показателя шкалы ипохондрии (Hs), что, как уже отмечалось, указывало на близость испытуемых к астеноневротическому типу.

Таблица 2

Корреляции данных теста ММИЛ с индексом массы тела и возрастом

Возраст

Индекс массы тела

F

Корреляция Пирсона

-0,210

p

0,047

Hs

Корреляция Пирсона

0,426

p

0,000

Hy

Корреляция Пирсона

0,238

p

0,024

Pa

Корреляция Пирсона

-0,229

p

0,030

Кроме того, с индексом массы тела также выявлена положительная корреляция показателя шкалы истерия (Ну), которая была более выраженной у лиц с выраженным ожирением. По мере нарастания веса у лиц с зависимым поведением усиливается склонность к невротическим защитным реакциям конверсионного типа.

Выявлена отрицательная корреляция шкалы паранойяльности (Ра) с возрастом. Для молодых лиц с зависимым пищевым поведением характерна склонность к формированию сверхценных идей. По-видимому, здесь может идти речь о выявляемых клинически сверхценных идеях, связанных с проблемами тела. Навязанные обществом стереотипы сверхстройности переоцениваются, в связи с чем начинает возникать эта своеобразная фиксация на своем теле с продолжительной, изнурительной борьбой с избыточным весом.

Отмечена отрицательная корреляция с возрастом шкалы достоверности (F). Данные, получаемые при высоких показателях по этой шкале, менее достоверны, что типично для лиц с зависимым пищевым поведением в молодом возрасте. Такие показатели могут свидетельствовать о недостаточной достоверности результатов, связанных с небрежностью молодых обследуемых, а также аггравацией и симуляцией в молодом возрасте в связи с недопониманием сложности имеющейся проблематики.

Полученные результаты позволяют говорить о некоторых личностных особенностях лиц с зависимым пищевым поведением, в числе которых можно выделить тенденцию к повышению по шкалам шизоидности (Sc), ипохондрии (Hs), психопатии (Pd), что необходимо учитывать в процессе психотерапевтической реабилитации этих пациентов. Отмеченные особенности могут быть квалифицированы как факторы, предрасполагающие к развитию аддикций, а их предупреждение и кор- рекцию целесообразно использовать в качестве основы первичной профилактики в разработке психотерапевтических стратегий оказания помощи. При этом в соответствии с концепцией стрессового диатеза становятся очевидными преимущества одновременного системного воздействия на конституционально закрепленные личностные проявления, включая подверженность психогенно обусловленным реакциям, также и на средовые факторы [9].

Статья научная