Особенности организации деятельности групп ведения переговоров с лицами, осуществляющими противоправные действия, в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств на объектах уголовно-исполнительной системы

Автор: Папонов А. В.

Журнал: Вестник Прикамского социального института.

Рубрика: Юриспруденция

Статья в выпуске: 1 (97), 2024 года.

Бесплатный доступ

В работе рассмотрены особенности организации деятельности групп ведения переговоров с лицами, осуществляющими противоправные действия, в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств на объектах уголовно-исполнительной системы. Проанализированы причины низкой эффективности переговорного процесса при возникновении массовых беспорядков и захвата заложников. Предложены подходы к разработке методики поддержки принятия управленческих решений по руководству группировкой сил и средств территориального органа и учреждения уголовно-исполнительной системы при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Группа ведения переговоров, противоправные действия, чрезвычайные обстоятельства, должностное лицо, уголовно-исполнительная система

Короткий адрес: https://sciup.org/14129455

IDR: 14129455

Текст научной статьи Особенности организации деятельности групп ведения переговоров с лицами, осуществляющими противоправные действия, в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств на объектах уголовно-исполнительной системы

К одному из основных полномочий Федеральной службы исполнения наказаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации относится обеспечение безопасности ее объектов, которое реализуется соблюдением гарантий прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, сотрудников и работников системы, должностных лиц и граждан, находящихся на режимной территории учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), обеспечением требований правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в виде принудительных работ, а также в следственных изоляторах1.

В последнее время в исправительных учреждениях и следственных изоляторах возникали чрезвычайные обстоятельства (ЧО), связанные с захватом заложников. Рассмотрим особенности указанных инцидентов. В августе 2023 г. в лечебном исправительном учреждении Омской области осужденный, находящийся в медицинской части, захватил заложника. Преступник, отбывающий наказание за совершение умышленного убийства с отягчающими обстоятельствами, захватил и более трех часов удерживал медицинскую сестру, угрожая ей канцелярским ножом. В ходе переговорного процесса с администрацией учреждения осужденный отказался от своих преступных намерений [1].

В августе 2022 г. в следственном изоляторе Кемеровской области лица, находящиеся под стражей, в одной из камер следственного изолятора в ходе проведения поверки взяли в заложники трех сотрудников дежурной смены. Были выдвинуты требования о предоставлении мобильных средств связи, сигарет и наркотических средств, а также о встрече с руководством территориального органа УИС Кемеровской области. Заключенные забаррикадировали двери камеры, угрожали заложникам острыми предметами, конструктивно схожими с оружием, которые были изготовлены из металлического уголка. В ходе переговоров преступники освободили одного заложника, двое оставшихся насильно удерживаемых лиц были освобождены в ходе проведения специальных мероприятий. В качестве обвиняемых по делу привлекли шестерых из восьми заключенных, находившихся в камере. Некоторые из них проходили по тяжким и особо тяжким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), в том числе за разбой, грабеж, преступления против половой неприкосновенности личности2. В настоящее время в производстве суда находятся уголовные дела по ч. 2 ст. 206 УК РФ (захват заложников, до 15 лет лишения свободы) и ч. 2 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, до 5 лет лишения свободы) [2].

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в настоящее время, к сожалению, невозможно полностью исключить потенциальную опасность возникновения чрезвычайных обстоятельств на объектах уголовно-исполнительной системы, что создает необходимость проведения работы по совершенствованию элементов служебной деятельности, повышению уровня готовности для действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств, принятию превентивных мер по профилактике возникновения ЧО в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.

Вопросы, связанные с повышением эффективности действий должностных лиц при возникновении чрезвычайных обстоятельств на объектах уголовно-исполнительной системы, рассматривались ранее в работах [3; 4; 5]. Вместе с тем проведение дальнейших научных исследований, разработка алгоритмов и методов в области совершенствования организации деятельности групп ведения переговоров в учреждениях и органах УИС при осложнении оперативной обстановки в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств будет способствовать повышению эффективности служебной деятельности по указанному направлению.

В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств на объектах УИС в соответствии с требованиями ведомственных нормативно-правовых актов создается группировка сил и средств, в состав которой входят органы управления и функциональные группы, которые формируются из числа сотрудников учреждения, в котором возникли ЧО, отряда специального назначения, сотрудников других учреждений региона, территориального органа УИС, а также взаимодействующих правоохранительных органов. В составе группировки сил и средств создается отдельная функциональная целевая группа ведения переговоров (ГВП).

При осуществлении осужденными и лицами, содержащимися под стражей, противоправных действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств для склонения преступников к отказу от их намерений могут создаваться ГВП от территориального органа и от учреждения уголовно-исполнительной системы. В состав группы, как правило, входят ее руководитель, два переговорщика, психолог, при наличии штатной должности – психиатр, оперативный работник. В группу ведения переговоров территориального органа включается сотрудник по взаимодействию с отделом специального назначения. Переговорщиками рекомендуется назначать сотрудников, которые в силу возложенных на них служебных обязанностей часто контактируют с осужденными или лицами, содержащимися под стражей, имеют необходимый стаж практической работы и авторитет в среде спецконтингента.

Анализ практического опыта по ликвидации таких чрезвычайных обстоятельств, как массовые беспорядки и захват заложников, свидетельствует, что большая часть возникающих инцидентов разрешается с использованием силовых методов воздействия, это, как правило, является результатом неэффективной организации и проведения переговорного процесса, направленного на разряжение обстановки и урегулирование конфликтной ситуации. В результате активных силовых действий возможно причинение вреда жизни и здоровью сотрудников системы, принимающих участие в операции, правонарушителей, иных граждан, нанесение материального вреда учреждению УИС.

Среди основных причин, влияющих на низкую эффективность переговорного процесса при возникновении массовых беспорядков и захвата заложников на объектах уголовно-исполнительной системы, можно выделить следующие:

  • –    низкая оценка должностными лицами возможностей переговорного процесса с преступниками, что снижает вероятность разрешения конфликта несиловыми методами;

  • –    недостаточный уровень подготовки сотрудников, принимающих участие в переговорах с правонарушителями, в части необходимого уровня развития коммуникативных качеств, психологической подготовленности и устойчивости для выстраивания тактически верного, направленного на стабилизацию обстановки диалога с осужденными и лицами, содержащимися под стражей;

  • -    низкий уровень знаний, умений и навыков должностных лиц, принимающих решения, а также входящих в группу ведения переговоров, по организации действий в кризисной ситуации в части прогнозирования ее развития с учетом анализа оперативной обстановки, использования передового опыта учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных правоохранительных органов, применения в практической деятельности научно обоснованных алгоритмов, методов, информационных технологий и систем.

Успешное проведение переговорного процесса с преступниками и, как следствие, их отказ от противоправных действий может являться результатом понимания спецконтингентом режимных требований, предъявляемых в местах лишения свободы и содержания под стражей, осознания меры ответственности за противозаконные действия. Указанные обстоятельства напрямую зависят от качества организации и осуществления переговорного процесса. Даже если преступники не идут на отказ от противоправных действий, грамотная организация и тактически верное проведение переговорного процесса позволяют выиграть время, необходимое для осуществления мероприятий и подготовки сводного отряда к силовым действиям.

При возникновении внештатных ситуаций, связанных с захватом заложников осужденными и лицами, содержащимися под стражей, с массовыми беспорядками в среде спецкон-тингента, создается план ведения переговоров для стабилизации обстановки. В указанный документ рекомендуется включать разделы по анализу сложившейся ситуации (количество человек, охваченных возникшим внештатным обстоятельством; количество участников, в том числе занимающих активную и пассивную позиции; численность и окружение предполагаемых лидеров), первичную информацию об организации переговоров (данные о переговорщике или первом вступившем в диалог сотруднике; темы, затрагиваемые в ходе беседы с правонарушителями; требования преступников с разделением на благоприятные и неблагоприятные; данные об установлении или неустановлении диалога, его продолжительности; сведения о состоянии переговорщика и преступника), контрольную таблицу руководителя группы ведения переговоров (наименование мероприятий, реализация которых необходима для достижения успешного результата с указанием места проведения, времени начала, ответственного исполнителя и другой информации).

В настоящее время сотрудниками групп ведения переговоров при возникновении чрезвычайных обстоятельств на объектах уголовно-исполнительной системы формируются карты личностных особенностей преступников и группового портрета лиц, участвующих в противоправных действиях. Указанные документы содержат информацию о правонарушителях, позволяющую прогнозировать развитие ситуации, определять задачи, необходимые для ведения переговоров, что способствует формированию стратегии ведения переговоров и принятию руководителем операции управленческого решения.

В ходе переговорного процесса с осужденными должностные лица, участвующие в нем, являясь экспертами в различных направлениях служебной деятельности уголовно-исполнительной системы, вносят в карты установленного образца показатели, характеризующие индивидуальные особенности нарушителей или всей группы преступников. При формировании карт сотрудники группы ведения переговоров имеют возможность самостоятельно выбирать уровень детализации показателей, по которым осуществляется оценка правонарушителей.

Сформированные итоговые документы содержат результаты экспертных оценок набора качеств преступников, что позволяет сформировать массив информации, анализ которой руководителем специальной операции способствует принятию им оптимального управленческого решения.

Вместе с тем необходимо отметить, что форма для внесения результатов экспертных оценок качеств преступников предусматривает определение показателей как в числовой, так и в текстовой форме, что, несомненно, раскрывает содержание оценок, но значительно затрудняет анализ всей информации о нарушителе (нарушителях) руководителем, увеличивает время принятия управленческого решения.

Например, показатель «степень сплоченности и согласия участников» может определяться: «разногласия в группе отсутствуют», «имеются незначительные разногласия (ссоры, ругань)», «разногласия в группе значительны», «наблюдаются споры», «предпринимаются попытки принятия отдельными членами группы самостоятельных решений».

С целью оптимизации процесса принятия управленческого решения руководителем специальной операции по ликвидации массовых беспорядков и захвата заложников в учреждениях УИС предлагается разработать методику поддержки принятия управленческого решения. Ее использование позволит получить результат о потенциальной возможности прекращения преступниками противоправных действий либо о невозможности их отказа от указанных действий и необходимости проведения силовой фазы специальной операции по пресечению чрезвычайных обстоятельств.

Описание личностных качеств преступников, участвующих в чрезвычайных обстоятельствах, предлагается осуществить указанием экспертами значения выраженности качества по десятибалльной шкале. При этом низкий уровень выраженности оцениваемого качества соответствует нулевой оценке, а его высокое проявление – десяти.

Необходимо учитывать, что некоторые качества личности в большей мере сказываются на действиях преступника, а влияние других малозначительно. С учетом указанной особенности предлагается использовать весовые коэффициенты, определяющие различную значимость личностных особенностей. При определении значения весового коэффициента для каждого из показателей учитывается, что сумма всех весовых коэффициентов, получаемых при оценке личностных особенностей одного правонарушителя, равна единице.

В результате применения предложенного подхода возможно получить значение показателя итоговой суммарной экспертной оценки личности преступника. Указанное значение позволит произвести расчет обобщающего показателя риска операции, сопоставление которого со значением минимальной и максимальной границ потенциально возможного риска позволит получить количественную оценку, ее величина даст возможность сформировать прогноз из следующего набора заключений о потенциальной выполнимости всей операции: «минимальный риск», «малый риск», «максимальный риск», «критический риск».

В работе изучены вопросы, касающиеся особенностей организации деятельности групп ведения переговоров с лицами, осуществляющими противоправные действия, в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств на объектах уголовно-исполнительной системы. Предложен подход, позволяющий повысить эффективность управленческих решений в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Список литературы Особенности организации деятельности групп ведения переговоров с лицами, осуществляющими противоправные действия, в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств на объектах уголовно-исполнительной системы

  • Виркунен Н. 3 августа заключенный Омской колонии удерживал в заложниках медработника // Комсомольская правда : сетевое изд. URL: http://www.omsk.kp.ru/daily/27537/4803612/ (дата обращения: 05.02.2024).
  • Диянова О. В Кузбассе возбудили дело после захвата заложников в СИЗО // rg.ru : сайт. URL: http://rg.ru/2022/08/22/reg-sibfo/v-kuzbasse-vozbudili-delo-posle-zahvata-zalozhnikov-v-sizo.html (дата обращения: 05.02.2024).
  • Папонов А. В. Анализ факторов, обуславливающих возникновение групповых неповиновений и массовых беспорядков в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Воронеж, 20 окт. 2022 г. Воронеж : Научная книга, 2022. С. 267–269.
  • Шевякова С. В., Папонов А. В. Совершенствование механизмов предупреждения и пресечения побегов в уголовно-исполнительной системе // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Воронеж, 18–19 мая 2022 г. Т. 1. Иваново : ПресСто ; Воронежский институт ФСИН России, 2022. С. 165–168.
  • Перегудов А. Н., Бокадаров С. А. , Папонов А. В. Анализ надежности принятия управленческих решений должностными лицами // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2023. № 2. С. 99–105.
Еще
Статья научная