Особенности педагогического мышления
Автор: Поляруш А.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Педагогические науки
Статья в выпуске: 10-3 (97), 2024 года.
Бесплатный доступ
Обосновывается мысль, что педагог, в отличие от представителей других профессий должен обладать особенно глубоким философским (диалектическим) мышлением, что лежит в основе формирования коллективной разумной деятельности нового поколения. Особое внимание уделено критике формирования навыка как ведущей идее в современном образовательном процессе. Проблема, поднятая в статье, требует безотлагательного системного научного исследования в констатируемой обществом ситуации деградирующего образования.
Образование, диалектика, метод, деятельность, труд, компетенция, навык, разум, г.в.ф. гегель, э.в. ильенков
Короткий адрес: https://sciup.org/170206944
IDR: 170206944 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-10-3-121-123
Текст научной статьи Особенности педагогического мышления
Образование относится к одному из главных социальных институтов в цивилизованном обществе, где главная роль отводится учителю. Предполагается, что этот агент социализации в силу своей профессиональной направленности обладает педагогическим мышлением.
Критический анализ выявляет недостаточный уровень исследований по проблеме педагогического мышления. Так, Бойченко В.В. противопоставляет педагогическое мышление мышлению педагога-исследователя, направленного на поиски общих закономерностей, в то время как педагогическое мышление учителя направлено на решение практических задач [1]. Поэтому его называют ещё практическим. Значит, практический педагог отчуждается от исследовательской деятельности.
Увязнув в формализме компетентностной парадигмы, заключающейся в наборе стереотипных фраз: «умение выбирать оптимальные решения, аргументировать выбор, отвергать ложные пути, то есть обладать критичностью мышления, готовность к системному и экономическому мышлению, перемена в стиле мышления как учителей, так и учеников» [2], образование обрекает себя на эклектическое понимания мышления, которое вряд ли способно изменить стиль мышления педагога.
Культура, как известно, вбирает в себя всю полноту исторического развития человечества. Следовательно, главная задача педагога заключается в формировании и развитии мышления субъектов образовательного процесса. Чтобы быть действительной наукой, педагогика должна развивать себя, по Ильенкову, «на основе исторически выработанного в рамках философской классики метода. Ибо именно теоретическое мышление (логика) является условием и формой обнаружения истины» [3].
Особенность педагогического мышления заключается в том, что оно универсально по охвату предметной действительности. Педагог должен знать систему понятий преподаваемого предмета, логику и способ его введения в субъективность человека (свою и ученика), а также логику развития самой личности. Сегодня потребностью в такой широте сознания не обладает ни одна другая из всех современных форм профессиональной деятельности. Для педагогического мышления характерно появление не избирательного, а общего интереса к миру. Если навыки и профессиональное «призвание» приветствуются в других профессиях, то такое признание заслуг перед обществом приобретает негативное значение для настоящего педагога, ответственного за поколение.
Но тогда особую роль в преобразовании мышления должна играть дидактика, организуя особенным образом сознательную образовательную деятельность, в которой орудиями труда выступают формальная и диалектическая логика и теория познания, которыми учитель вооружён как «мастерски отшлифованными линзами мощного телескопа – чистыми линзами понятий» [5]. Восхищаясь высокими нравственными принципами Р. Декарта, Э.В. Ильенков цитирует великого философа и математика Нового времени: «… если к тому, что я знаю, примешивается хотя бы капелька сомнения – а так ли это на самом деле? – я буду считать, что я этого не знаю и не стану учить этому других. Это было бы просто нечестно. Я считаю себя вправе учить других только тому, что я сам знаю до конца, только тому, что я сам умею делать как мастер» [5]. Вероятно, было бы нереально предъявлять такие высокие требования к самооценке современного учителя, однако стремление к этому идеалу – это и есть источник целесообразного педагогического труда.
Знать предмет до конца, как это понимается в позитивизме, в котором утонуло современная система образования, невозможно и не требуется. Фактология, для восприятия которой достаточно лишь органов чувств, составляет содержание всех учебных дисциплин.
Человек, наполненный бессистемной информацией, не может быть в истинном смысле образованным человеком. Лишь диалектика как высший способ познания мира обладает свойством познать «предмет до конца».
В книге «Феноменология безумия и диалектика разумной формы» Г.В. Лобастов пишет: «…сила педагога и заключается в способности движения в материале чувственности по логике понятия, которая захватывает вещь… в моменте возникновения и моменте снятия вещью себя», что и позволяет ученику «…увидеть то, что недоступно человеческой чувственности…» [6]. Знать предмет – означает познать способ его движения в пространстве и во времени. Действительно, опираясь на всеобщие философские основания, педагогика только и может действовать с собственным предметом разумно. Сознание, адекватно отражающее реальность, определяет движение самого субъекта в полном соответствии с логикой движения познаваемого объекта.
Беда современной школы заключается в том, что своё предназначение видит лишь в узких рамках прагматики, и формирование определённых навыков приобретает статус идеала образования, что не может отвечать потребностям инновационной экономики. Наше образование скатывается к образцу средневековой схоластики. В таких условиях формирование деятельного субъекта становится просто невозможным. Общество воспроизводит новые поколения рабочей силы – лишь пассивных исполнителей чужой воли. В значительной степени этим обстоятельством можно объяснить констатируемый дефицит рабочей силы, который будет лишь усиливаться, если в педагогике не будет преодолено стереотипное мышление, нацеленное на формирование такой же стереотипной деятельности обучающихся в форме пресловутых навыков.
Если исходить из тезиса, что предмет (объект) есть определенная форма знания, то задача субъекта заключается в сознательном определении предмета своей потребности, что и будет результатом предстоящей практической деятельности. Современному педагогу необходимо осознать место своего предмета в системе перспективных линий развития как общества, так и отдельной личности, представляющей категорию единичного, органич- но связанной и неотделимой от категории общего. Тогда отдельный учебный предмет занимает позицию материала (объекта), на котором формируется диалектическое (сознательное) мышление субъектов образовательного процесса, и движущим фактором необходимо признать преобразование мышления. Метод приобретает доминирующее положение в формировании действительных знаний. Однако при таком подходе знание предмета не только не уплывает из фундамента овладения предметом, но, приобретая осознанный способ мышления, становится глубоким, истинным его знанием, а не всего лишь пред- ставлением – без установления связей с другими предметами, без осознания единства реального мира.
В итоге размышлений об особенностях педагогического мышления мало повторить мысль С.И. Гессена о том, что «педагогика – это прикладная философия». Важнейшая особенность педагогического мышления заключается в том, чтобы на основе диалектического метода сформировать устойчивое убеждение в составе субъективности своих учеников, что любая форма социально значимой человеческой деятельности (труд) есть прикладная философия.
Список литературы Особенности педагогического мышления
- Бойченко В.В. Структура педагогического мышления как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя // Вестник Академии знаний. - 2015. - № 13(2). - С. 41-47. EDN: TZBCQV
- Печеркина А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/132622921.pdf (дата обращения 05.10.2024).
- Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. - 464 с.
- Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М.: АСТ, 2021. - 494 с.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М.: Издательство: Канон+, 2020.
- Лобастов Г. В. Диалектика разумной формы и феноменология безумия. - М.: Русская панорама, 2012. - 560 с.