Особенности психической деятельности личности в информационно-коммуникационном пространстве

Автор: Шершнёва Т. В.

Журнал: Вестник Прикамского социального института.

Рубрика: Психология и педагогика

Статья в выпуске: 1 (91), 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме влияния использования современных интернет-технологий на психическую деятельность и здоровье личности. Указывается на развитие у людей цифровой амнезии, киберхондрии, интернет-аддикции, синдрома упущенной выгоды и нарушений сна. Анализируются психологические причины погружения студентов в виртуальную реальность, а также данные эмпирического исследования. С помощью опроса, использования психодиагностических методик выявлены особенности поведения студентов Белорусского национального технического университета в информационно-коммуникационном пространстве, уровень интернет-аддикции, симптомы депрессии. Подчеркивается, что бороться нужно не с использованием интернет-пространства, а с первопричинами развития аддиктивного поведения, заключающимися в низкой коммуникативной и информационной культуре человека, заниженной самооценке, личностной тревожности, инфантилизме, социальной изоляции личности, неадаптивных моделях ее поведения, акцентуациях характера, склонности к депрессии и суицидальному поведению, травматических ситуациях и т. п.

Еще

Интернет, информационно-коммуникационное пространство, социальные сети, интернет-аддикция, психическое здоровье, депрессия

Короткий адрес: https://sciup.org/14126487

IDR: 14126487

Текст научной статьи Особенности психической деятельности личности в информационно-коммуникационном пространстве

В последнее десятилетие роль коммуникации в жизни современного человека существенно возросла. Традиционное понятие информационного пространства как пространства для создания, аккумулирования, преобразования, потребления информации сменилось на понятие «информационно-коммуникационное пространство», поскольку современные информационные процессы предполагают активное взаимодействие субъектов, обратную связь. Безусловно, развитие интернет-технологий привело к нивелированию временных и пространственных границ и расширению возможностей коммуникации, получения различных услуг, в том числе образовательных, а также к существенному облегчению получения необходимой информации с помощью поисковых систем, ее хранения с помощью облачных сервисов. Времяпровождение в интернет-пространстве стало одной из любимых форм досуга молодежи, а также и некоторых представителей старшего поколения.

Однако многочасовое погружение в веб-пространство может провоцировать проявление следующих феноменов:

  • 1)    цифровая амнезия («эффект Google ») – это явление, заключающееся в том, что мы перестаем запоминать информацию, потому что всегда есть возможность найти ее в Интернете;

  • 2)    киберхондрия – это стремление к самостоятельной постановке диагноза на основе симптомов, описанных в разных интернет-источниках;

  • 3)    интернет-зависимость или зависимость от онлайн-игр – разновидность аддиктив-ного поведения, проявляющегося в потребности быть подключенным к Сети, чтобы проконсультироваться, не упустить новую информацию, а также играть с другими пользователями без ограничений;

  • 4)    нарушения сна, связанные с просмотром контента перед сном или ночью, при пробуждении;

  • 5)    синдром упущенной выгоды, что приводит к компульсивным проверкам страниц в социальных сетях, в том числе в ночное время.

Виртуальный мир затягивает человека, когда в реальном мире он не находит чего-то важного для себя. Любой, кто использует социальные сети, виртуальную реальность, иммерсивную среду или среду онлайн-сотрудничества, чувствует себя при этом относительно безопасно [1]. Символические пространства, которые мы создали в виртуальности, заряжены эмоциями и интерпретируются аналогично социально-эмоциональным контактам лицом к лицу, поэтому нарушение виртуальной конфиденциальности может быть равно или даже больше, чем нарушение жизненно важной конфиденциальности. Как только мы разместили что-то в Интернете, очень трудно заставить этот контент полностью исчезнуть, поэтому высказывания, фотографии или видео, которые могли казаться забавными и безобидными некоторое время назад, могут повлиять на репутацию личности в будущем. Не говоря уже о той ситуации, когда третьи лица публикуют наши изображения или личную информацию, чтобы причинить вред. Причем использоваться может как кража информации, так и методы социальной инженерии, когда используются обман и манипуляции, о которых жертва не догадывается.

Для преподавателей университетов всё более явной становится проблема распространения интернет-зависимого поведения среди студентов, которые в силу возрастной незрелости наиболее уязвимы для разного рода негативных воздействий. Навязчивая потребность в использовании различных интернет-ресурсов может распространяться на все сферы их жизни, создавая трудности в учебно-профессиональной деятельности, проблемы в общении с людьми, конфликты в семье, ограничивая возможности человека и умаляя его способность к саморазвитию и пр. [2]. Любая из известных зависимостей, будь то наркомания либо интернет-зависимость, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к самореализации.

Актуальность исследования проблемы интернет-зависимости приобрела большое значение в связи с ее распространением и влиянием на психическое и физическое здоровье пользователя [3; 4]. Обилие публикаций на данную тему демонстрирует нерешенность проблемы, ведутся споры о признаках данного вида аддикции, ее причинах и предпосылках развития, необходимых мерах профилактики, возможных методах коррекции.

Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева в работе «Социодинамическая психиатрия» определяют интернет-зависимость как форму аддиктивного поведения, свойственную любой личности, уходящей от реальности путем изменения своего психического состояния в тот период, когда стремление к уходу от реальности начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей [3]. Многие студенты в той или иной мере пытаются сбежать от реальности, в которой есть какая-либо травмирующая ситуация, проблема или потребности, которые не могут быть реализованы в данный момент. Жизнь в мечтах, просмотр страниц в социальных сетях, наполненных приукрашенными идеальными образами, ухудшает восприятие реальности. Вместо продуктивной деятельности действительность заполнена мечтами, которым не суждено претвориться в жизнь.

Всё большую популярность в интернет-пространстве приобретает формат коротких видео или текстов, которые удобно просматривать на ходу. Современному студенту становится гораздо труднее концентрировать внимание на проблеме. Проанализировать что-либо не получается, так как постоянно появляется какая-то новая информация, вызывающая интерес. Чем привычнее становится постоянный поток информации из медиасреды, тем больше проявляется следующая тенденция: мозг оценивает информацию по степени новизны, а не по степени ее значимости. Тем самым развивается так называемое «клиповое мышление», являющееся причиной проблем в обучении, снижения способностей к эмпатии и повышенной внушаемости в силу недостаточной критичности ума.

Для изучения особенностей поведения современных пользователей Интернета был проведен опрос студентов Белорусского национального технического университета, а также психологическая диагностика интернет-зависимости с помощью методики CIAS С. Чена, включающей в себя пять шкал: шкала компульсивных симптомов, шкала симптомов отмены, шкала толерантности, шкала внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем, шкала управления временем [4]. Использовалась также шкала М. Гамильтона для оценки депрессии. Выборка состояла из пользующихся ежедневно сетью Интернет 160 человек, чей средний возраст – 19,5 лет. Исследование носит описательный характер, с неэкспериментальным поперечным дизайном.

Опрос студентов Белорусского национального технического университета показал, что основными целями погружения в виртуальную реальность являются: поиск информации (77,5 %), знакомство и общение с людьми (72,5 %), но наиболее распространенной целью является развлечение – на нее указало наибольшее количество опрошенных (90 % исследуемой выборки). При этом 50 % времени интернет используется студентами в развлекательных целях, 30 % – для общения, 10 % – для прочтения новостей и 10 % – для образователь- ных и иных целей. 80 % респондентов время от времени играют в онлайн-игры, 37,5 % – играют ежедневно, в свободное время. Стоит отметить, что, по данным наблюдения, многие студенты продолжают играть и во время учебных занятий, причем замечания преподавателя лишь на некоторое время отвлекают их от игры. В ходе опроса также удалось установить, что 70 % респондентов зарегистрированы в социальных сетях под своим собственным именем, 17,5 % – в разных социальных сетях зарегистрированы по-разному (под своим именем и под вымышленным), 15 % использовали при регистрации псевдоним, 7,5 % не выкладывают личные фото или иную, позволяющую их идентифицировать, информацию на своей странице. Более половины респондентов имеют дополнительные аккаунты, о которых никто или почти никто не знает, в том числе фейковые страницы, используют они их с разной частотой и целями. 60 % респондентов наблюдали агрессивное и враждебное поведение в сети Интернет, 30 % были жертвами кибербуллинга, преследования или сексуальных домогательством в медиасреде, 17,5 % признались, что сами выступали в качестве агрессора. С мошенничеством в Сети и вымогательством сталкивались 18,13 % испытуемых. В связи с кажущейся анонимностью интернет-коммуникации, а также с тем, что при виртуальном общении нет присутствия непосредственных собеседников или собеседника, у человека не возникает ответственности за совершенные действия. Некорректно высказанная критика или негативная оценка, передача заведомо ложной информации, раскрытие персональных данных, киберпреступления или интернет-травля в некоторых случаях приводят к тяжелым последствиям для жертвы, в том числе и к суицидальным действиям.

Ухудшение качества сна у себя отметили 22,5 % опрошенных, при этом 66,7 % из них просмотром видеоконтента или сообщений в социальных сетях занимаются в постели, непосредственно перед сном. При ночном пробуждении 25 % из них также просматривают социальные сети, что может быть объяснено наличием у них страха что-то упустить.

Чтобы снять напряжение и отдохнуть, чаще всего студенты используют онлайн-игры и просмотр различного видеоконтента (95 %).

Анализ результатов психологической диагностики, полученных с помощью методики С. Чена, позволил выявить у 48,5 % респондентов склонность к развитию аддиктивного поведения. У 22,5 % студентов присутствует выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения. Ключевые симптомы интернет-аддикции присущи 42,5 % испытуемых. Компульсивная симптоматика, выражающаяся в невозможности преодолеть желание войти в Интернет, выявлена у 42,65 %; симптомы отмены, выражающиеся в дискомфорте, испытываемом при необходимости прекращения пользования Сетью на какой-то период времени, – у 35,29 %; толерантность выявлена у 22,05 % студентов, что выражается в заметном возрастании количества времени, которое нужно провести в медиапространстве, чтобы получить удовлетворение. Проблемы, связанные с интернет-аддикцией, выявлены у 33,75 % испытуемых. Периодические или постоянные физические, социальные, профессиональные или психологические проблемы (шкала «Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем» в методике С. Чена) присущи 20,37 % студентов, 24,07 % не могут контролировать длительность времени ухода в виртуальную реальность, что приводит к нарушению сна, его качества, пищевого поведения, к чувству непреходящей усталости в течение всего дня, недели и месяца.

Согласно шкале М. Гамильтона, депрессивное расстройство крайне тяжелой степени выявлено у 12,5 % студентов, тяжелой степени – у 7,5 %. Качественный анализ данных наблюдения и ответов респондентов показал выраженность следующих симптомов: пониженное настроение, утрата интереса к деятельности, замедленность мышления и речи, нарушение способности концентрировать внимание, снижение двигательной активности, тревога, компульсивные действия.

Необходимо помнить, что юношеский возраст совпадает с решающим периодом личностного и профессионального самоопределения, построения жизненных планов, с необходимостью адаптации к новым условиям и коллективу. Всё это часто приводит к сомнениям в правильности выбора, принятого решения, к трудностям в межличностных отношениях, к снижению удовлетворенности жизнью, стойкому снижению настроения, появлению суицидальных намерений, в связи с чем студенты испытывают большую потребность в социальной поддержке, которую часто не могут получить в стенах своего университета. Большая часть студентов, имеющих интернет-зависимость, характеризуется низкой самооценкой, неприятием образа своего тела, неподходящим стилем совладания с жизненными трудностями [5]. Проблемы с социально-психологической адаптацией, стрессовые ситуации, неуспеваемость, эмоциональное разочарование, соперничество, насилие в различных формах его проявления, а также экзистенциальная пустота (социальная изоляция, отсутствие целей) приводят к уходу от объективной реальности в виртуальное интернет-пространство. Ограничение времени, проводимого в Сети, как правило, не приводит к ожидаемому эффекту, поскольку профилактическая и коррекционная работа должны быть направлены на устранение причин интернет-аддикции: травматические ситуации и дистресс, дезадаптация, социальная изоляция, низкая коммуникативная и информационная культура, заниженная самооценка, дисморфофобия, личностная тревожность, инфантилизм, личностная незрелость, неадаптивные модели поведения, акцентуации характера, склонность к депрессии, не диагностированные ранее психопатологии, суицидальные наклонности. Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы и самооценки личности, формирование адекватной системы ценностей, копинг-стратегий, ресоциализация дезадаптированных студентов – наиболее продуктивные направления профилактической работы с молодежью.

Список литературы Особенности психической деятельности личности в информационно-коммуникационном пространстве

  • Шершнёва Т. В. Зависимость от виртуального общения как медико-психологическая проблема // Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. / под ред А. М. Муталимовой; ФГБОУ ВО ДГМУ. Махачкала, 2017. С. 434–440.
  • Шершнёва Т. В., Дигаленя И. К. Влияние киберкоммуникативной зависимости на психическое состояние личности // Психология в системе социально-производственных отношений: сборник материалов III Междунар. науч.-практ. конф. (17 апреля 2020г., Красноярск) / редкол.: Н. В. Лукьянченко [и др.]. Красноярск, 2020. С. 234–237.
  • Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 460 с.
  • Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Хомерики Н. С. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М.: Мнемозина, 2010. 136 с.
  • Шершнёва Т. В., Мисюченко И. С. Проблема зависимости личности от оценки в социальных сетях // Философия и культура информационного общества: Восьмая междунар. науч.-практ. конф.: тез. СПб.: ГУАП, 2020. С. 394–396.
Статья научная