Особенности создания портрета "положительно прекрасного человека" в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы"
Автор: Жорникова Мария Николаевна, Мартынюк Ева Эдуардовна
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 1, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются основные особенности статического и динамического портрета одного из главных героев романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» - Алексея. При этом обнаруживается влияние евангельских представлений об идеальном человеке. Так, христианский идеал «будьте как дети» реализован в описании внешности Алеши Карамазова, кроме того, в чертах портрета своего героя Достоевский открыто использует традиции изображения святых. Алеша немногословен, что отвечает христианскому идеалу молчания как способу достижения смирения. Также герой романа глубоко верует, умеет прощать и являет собой воплощение любви к ближним. Искренность младшего из братьев Карамазовых представлена интенсификацией жеста. Во-первых, это слезы, когда через плач и рыдания передаются отчаяние и горе, в сопровождении типичного жеста стыда «закрыть лицо руками». Во-вторых, это «краски лица» - «покраснеть» и побледнеть», сопровождающие сильные эмоции. В-третьих, это полярность интонаций голоса Алеши Карамазова. Помимо интенсификации жеста отличительной чертой жестового портрета «божьего человека» становится улыбка, а также характеристика отдельных внешних изменений с использованием семантики света. Таким образом, с целью создания человека искренне верующего, выбравшего правильный путь вопреки искушениям, Достоевский использует сложный портрет, о чем говорит использование слезы и жестов страстей, на первый взгляд неприемлемых в рамках реалистического метода.
Реализм, жанр романа, роман ф. м. достоевского "братья карамазовы", портрет персонажа, статический портрет, жестовый портрет
Короткий адрес: https://sciup.org/148316542
IDR: 148316542
Список литературы Особенности создания портрета "положительно прекрасного человека" в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы"
- Башкеева В. В. Литературная антропология как метод анализа художественного текста // Русский язык и литература в мультикультурном пространстве: материалы всерос. науч.-практ. конф. Комсомольск-на-Амуре, 2017. С. 18-23.
- Добрикова Н., Козубовская Г. П. Пластика портрета в романе Ф. М. Достоевского // Культура и текст. 2004. №7. С. 227-236.
- Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Собр. соч. в 15-ти т. Том 9. Л.: Изд-во «Наука», 1991 г. [URL: https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol9/35_1.htm#ch0 дата обращения 01.02.2019].
- Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Собр. соч. в 15-ти т. Том 10. Л.: Изд-во «Наука», 1991 г. [URL: https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol10/01br_karamazov/35_2.htm#ch5 дата обращения 01.02.2019].
- Евангелие от Матфея, гл.18: 2 [URL: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/18/ дата обращения 01.02.2019].