От homo habilis до homo sapiens и обратно
Автор: Крюковский Андрей Сергеевич, Палкин Евгений Алексеевич
Журнал: Высшее образование сегодня @hetoday
Рубрика: Научные сообщения
Статья в выпуске: 7, 2022 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается вопрос о принципиальных различиях в организации образовательного процесса в высшем учебном заведении на базе компетентностного подхода и на основе структурирования дидактики высшего образования. На основе федерального образовательного стандарта бакалавриата по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» демонстрируется несостоятельность реализации целевых установок по приобретению обучающимися профессиональных компетенций программиста. В рамках концепции приоритета знаний предлагается решать вопрос о формах и сроках освоения программ на основе необходимых объемов дидактического материала, подлежащего усвоению в процессе обучения.
Болонский процесс, компетенции, знания, дидактические единицы, федеральный государственный образовательный стандарт
Короткий адрес: https://sciup.org/148324887
IDR: 148324887 | DOI: 10.18137/RNU.HET.22.07.P.015
Текст научной статьи От homo habilis до homo sapiens и обратно
совокупностью приобретенных знаний и навыков» [3].
Homo habilis – человек умелый (ок. 2,4 – 1,6 млн лет назад).
Homo sapiens – человек разумный (ок. 100 – 50 тыс. лет назад по настоящее время).
Около 1,5 млн лет назад закончился период господства первого представителя рода homo – человека умелого. Судя по характеристикам этого человека, приписываемым антропологами, он, несо- мненно, обладал компетенциями. То есть способностью выполнять действия на основе приобретенных знаний и навыков при решении насущных («профессиональных») задач. Но в эволюционной конкуренции компетентностно ориентированного homo habilis вытеснил homo sapiens, основным инструментом которого стали знания.
Сегодня спор о приоритете знаний или умений, решенный в эво- люционном процессе, продолжается в самой важной для homo sapiens сфере деятельности – сфере образования.
30 лет назад в России начался демонтаж советской системы образования, которая ориентировалась на получение учащимися знаний и, кстати, в этом приоритете продолжила традиции предшествующей образовательной системы царской России. Причем знаний, которые будут востребованы об-
ОТ HOMO HABILIS ДО HOMO SAPIENS И ОБРАТНО ществом и в первую очередь своей страной. А вот компетенции вырабатывались в процессе практических занятий, в основном в ходе послевузовской трудовой деятельности. То есть: сначала – знания, а потом – компетенции в процессе трудовой деятельности (см. определения выше). Подтверждением полученных знаний являлся государственный диплом, который признавался на всей территории Советского Союза.
В Европе развивается другой подход. Образование является частным делом каждого человека, который обучается не в интересах всего общества, а для удовлетворения личных потребностей или даже амбиций. Уровни обучения в различных западных вузах очень сильно различаются. Документ об образовании в таких вузах можно признавать, только изучив реальный рейтинг данного учебного заведения. Западное Ph.D. может соответствовать нашему доктору наук, а может не дотягивать и до диплома бакалавра. Будучи неспособными выработать единые требования к уровню знаний, «западные коллеги» пошли по пути замены обучения знаниям на выработку компетенций, лукаво указывая на то, что, знания в современном мире быстро устаревают, следует учиться всю жизнь и так далее.
А вот компетенции, которые обучающиеся приобретут в вузе, останутся с ними всегда, что противоречит даже самым распространенным определениям компетенций. Формированию компетенций будут способствовать дискуссии, ролевые игры, мозговые штурмы… При этом как-то забывается, что если нет знаний, то никакие игры и штурмы не помогут. Кроме того, и это может быть главное, компе-тентностный подход лежит в русле развития основных тенденций западного сообщества, в котором этнические особенности, гендерные признаки, принадлежность к группам с ограниченными возможностями и с нетрадиционной ориентацией оказываются важнее профессиональной пригодности специалиста, в том числе и преподавателя.
Заметим также, что, пропагандируя «болонскую систему», многие ее приверженцы в качестве важной составляющей указывали на обеспечение мобильности студентов в системе единого признания дипломов. Как указано выше, такое признание оказалось фикцией даже в рамках европейского сообщества. Действительно, некоторые послабления для поступления в магистратуры европейских вузов появились, но это обеспечивало лишь усиленный односторонний отток лучших молодых специалистов из России и других стран бывшего СССР. Что касается признания в Европе профессиональных навыков выпускников отечественных вузов, то, как и ранее (до «болонской системы»), реальные профессиональные компетенции проверяются многочисленными профессиональными тестами, конкурсами и др. Стартовые же позиции в этой конкурентной борьбе определяются не столько российским дипломом, сколько международным признанием того вуза, который окончил молодой специалист.
Как же компетентностный подход преломился в нашей отечественной практике?
Для ответа на этот вопрос достаточно рассмотреть любой Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее – ФГОС ВО). Например, ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника [5]. Типичный выпускник по этому направлению – программист. Какими же компетенциями он должен обладать? В Таблице представлен список универсальных компетенций.
Таких компетенций десять, и все они не имеют ничего общего с информатикой и вычислительной техникой. Конечно, было бы хорошо, чтобы каждый член общества обладал перечисленными выше способностями, но обучить этому нельзя. О каких знаниях, реализующихся в компетенциях, должна идти речь, например, в УК 3 или УК 10? Это, скорее, проблема воспитания. А чтение лекций на эти темы, путь, по которому пошли некоторые вузы, только отнимает время от изучения основных дисциплин, которого и так не хватает.
Но может быть общепрофессиональные компетенции исправят положение? Вот их перечень:
ОПК-1. Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности.
ОПК-2. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности.
ОПК-3. Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
ОПК-4. Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью.
ОПК-5. Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем.
ОПК-6. Способен разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием.
ОПК-7. Способен участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов.
Таблица
Список универсальных компетенций выпускника, обучающегося по программе подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (бакалавриат)
Наименование категории (группы) универсальных компетенций |
Код и наименование универсальной компетенции выпускника |
Системное и критическое мышление |
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
Разработка и реализация проектов |
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
Командная работа и лидерство |
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
Коммуникация |
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
Межкультурное взаимодействие |
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) |
|
Безопасность жизнедеятельности |
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов |
Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность |
УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности |
Гражданская позиция |
УК-10. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению |
ОПК-8. Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения.
ОПК-9. Способен осваивать методики использования программных средств для решения практических задач.
Формулировки общие и весьма расплывчатые. Например, «Способен участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов». Участвовать в наладке выпускник может быть способен, а способен ли он настроить и наладить конкретный программноаппаратный комплекс?
Есть еще профессиональные компетенции, которые определяются образовательной организацией высшего образования самостоятельно. С их помощью авторы рабочих программ пытаются как-то исправить создавшееся положение.
Как видим, попытка переложить российское высшее образование на формат компетентностного подхода привела к профанации как знаний, так и компетенций. В результате создана система видимости подготовки специалиста. Если раньше бытовало мнение, что специалиста, пришедшего из вуза в реальное производство, реальную профессиональную деятельность, нужно доучивать профессиональным навыкам, то есть компетенциям, то сегодня сначала требуется ему показать, что те, так называемые «компетенции», которые он приобрел в вузе, таковыми не являются, а уже затем обучать его реальным профессиональным компетенциям.
Продолжение реализации и развитие компетентностного подхо- да может в дальнейшем привести только к деградации высшего образования. Единственная компетенция, которая формируется у студента в его предпрофессио-нальной деятельности в вузе, – умение учиться, приобретать знания и организовывать опыт их тестового использования, решать учебные задачи. Попытки некоторых вузов организовать учебную деятельность в форме «стартапов», призванные обозначить получение студентами профессиональных компетенций, приводят, в лучшем случае, к появлению нежизнеспособных малых предприятий, потере приоритетов и, самое главное, к неоправданной потере учебного времени для студентов.
На наш взгляд, следует вернуться к обучению знаниям и созданию таких образовательных стандар-
ОТ HOMO HABILIS ДО HOMO SAPIENS И ОБРАТНО тов, которые содержали бы вместо компетенций ответы на вопросы, что должен знать, уметь и чем должен владеть выпускник по конкретной специальности или направлению, перечень дисциплин, обеспечивающих получение необходимых знаний и умений, дидактических единиц с расшифровкой их содержания. Для этого следует возродить учебно-методические объединения (далее – УМО) при вузах, являющихся ведущими по группе направлений (или специальностей) в нашей стране, которые объединяли бы заинтересованные учебные заведения, как это было еще в недавнем прошлом.
Следует добавить, что в прошлом УМО осуществляли эффективную поддержку региональных вузов, помогали открывать новые специальности, являлись площадками, на которых проходил обмен мнениями между членами педагогического сообщества. И это было очень полезно.
Именно после определения объема знаний по каждому направлению (или специальности) станет ясно, в каком случае следует сохранять двухуровневую систему «бакалавр – магистр», а когда бакалавриат следует заменять специалитетом.
В заключение отметим, что футурологи современности всегда говорили о будущем для человечества как о цивилизации знаний, а не цивилизации умений (А.Дж. Тойнби, Б.С. Ерасов, Ю.Н. Харари). Причиной тому служит быстрое развитие и смена технологий, в том числе фундаментальных, освоение которых возможно только при наличии багажа фундаментальных знаний. Багаж «фундаментальных умений» существует ровно столько, сколько существует соответствующая технология. И хотя умение, профессиональная компетенция предполагают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях, это действенно до тех пор, пока изменившиеся условия не отрицают данную компетенцию. Таким образом, как показывает исторический процесс эволюции от homo habilis до homo sapiens и сегодняшнее время структурной перестройки мира, знания должны стоять в приоритете.
Список литературы От homo habilis до homo sapiens и обратно
- Современная энциклопедия (Большая российская энциклопедия. Электронная версия). URL: rus-big-enc-dict. slovaronline.com.
- Большой энциклопедический словарь (электронная версия). URL: dic.academic.ru.
- Новый словарь методических терминов и понятий (электронная версия). URL: methodological_terms.academic.ru.
- Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении программ бакалавриата, магистратуры, специалитета / под ред. д.п.н. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.
- Приказ МОиН РФ от 19 сентября 2017 года № 929 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника" (Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020).