От религии птиц к церкви летающего макаронного монстра: религиозная сатира и пародийные религии в истории европейской культуры

Автор: Шепс А.В.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 11, 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена феноменам возникновения религиозной сатиры и вымышленных пародийных религий как проявлений европейской народной и популярной культуры в различные исторические эпохи, начиная с античности и заканчивая современностью. На примере наиболее известных сочинений, общественных движений и объединений исследуются различные формы, которые в зависимости от эпохи, культурных и религиозных представлений принимала религиозная пародийность, анализируется роль смеховой культуры в формировании облика вымышленных пародийных религий. Выделяются как общие черты, свойственные религиозной сатире от Аристофана до Церкви Летающего Макаронного Монстра, так и отличные, дифференцирующие современные пародийные тенденции в этой сфере от сатиры прошлого. Отдельное внимание уделяется терминологическим трудностям, возникающим при исследовании вымышленной религиозности, в первую очередь, связанным с самим понятием «пародийная религия».

Еще

Религиозная сатира, пародийная религия, вымышленная религия, постсекуляризм, популярная культура

Короткий адрес: https://sciup.org/149144719

IDR: 149144719   |   DOI: 10.24158/fik.2023.11.25

Список литературы От религии птиц к церкви летающего макаронного монстра: религиозная сатира и пародийные религии в истории европейской культуры

  • Аверинцев С.С. На перекрестке литературных традиций // Религия и литература. СПб., 1981. С. 34-68.
  • Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. 545 с.
  • Карасев Л.В. Философия смеха. М., 1996. 232 с.
  • Михельсон О.К., Поляков Н.С. Пастафарианство как вымышленная религия // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12, № 5-1. С. 289-296. https://doi.org/10.34670/AR.2022.38.24.050.
  • Трахтенберг Л.А. Сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор // Одиссей. Человек в истории. М., 2005. С. 89-121.
  • Ashe G. The Hell-Fire Clubs: a History of Anty-Morality. Stroud, 2005. 260 p.
  • Beard M., Norht J., Prise S. Religions of Rome: in 2 vols. Cambridge, 1998. Vol. 1. 474 p.
  • Clement A.M. Christmas in Ritual and Tradition. L., 1912. 443 p.
  • Cusack C.M. Invented Religions: Imagination, Fiction and Faith. Sydney, 2010. 188 p.
  • Cusack C.M. Play, Narrative and the Creation of Religion: Extending the Theoretical Base of 'Invented Religions' // Culture and Religion: An Interdisciplinary Journal. 2013. Vol. 14, iss. 4. Р. 362-377. https://doi.org/10.1080/14755610.2013.838797.
  • Hall E. Greek Tragedy Suffering under the Sun. Oxford, 2010. 429 p.
  • Harris M. Sacred Folly: a New History of the Feast of Fools. Ithaca, 2011. 342 p. https://doi.org/10.7591/cor-nell/9780801449567.001.0001.
  • Harrison J.A. Greek Tragedy and Greek Theatre. L., 1979. 32 p.
  • Laycock J. Laughing Matters: "Parody Religions" and the Command to Compare // Bulletin for the Study of Religion. 2013. № 42 (3). P. 19-26. https://doi.org/10.1558/bsor.v42i3.19.
  • Meril E. Les Origines Latines du Theatre Moderne. Leipzig, 1897. 439 p. (на нем. яз.)
  • Ordine N. Giordano Bruno, Ronsard et la Religion. P., 2004. 420 с. (на фр. яз.)
  • Quillen E.G. The Satirical Sacred: New Atheism, Parody Religion, and the Argument from Fictionalization // Sophia Studies in Cross-cultural Philosophy of Traditions and Cultures. Cham, 2017. P. 193-220. https://doi.org/10.1007/978-3-319-54964-4_11.
  • Regenos G.W. The Book of Daun Burnel the Ass: Nigellus Wireker's Speculum stultorum. Austin, 1959. 188 p.
  • Roselli D.K. Theater of the People: Spectators and Society in Ancient Athens. Austin, 2011. 312 p. https://doi.org/10.7560/723948.
  • Silk M.S. Aristophanes and the Definition of Comedy. Oxford, 2000. 468 p. https://doi.org/10.1093/ac-prof:oso/9780199253821.001.0001.
  • Stout D.A. Media and Religion: Foundations of an Emerging Field. N. Y., 2011. 220 p.
  • Wiles D. Greek Theatre Performance: an Introduction. N. Y., 2000. 260 p. https://doi.org/10.1017/cbo9781139878371.
Еще
Статья научная