Отдельные проблемы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Автор: Осадчая Н.Г., Стрельников В.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 6-3 (45), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются проблемы толкования, квалификации и отграничения от смежных составов преступлений неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Исследуемые проблемы обусловлены тем, что объективная сторона данного деяния состоит из множества действий, связанных с жестоким обращением, но при этом законодатель не раскрывает данное понятие, что породило дискуссии в научной среде. Делается вывод о том, что решение выявленных проблем возможно путем совершенствования действующего уголовного законодательства.
Конституционная обязанность, защита, несовершеннолетний, дети, родители, преступление, жестокое обращение
Короткий адрес: https://sciup.org/170187873
IDR: 170187873 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10769
Текст научной статьи Отдельные проблемы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Каждый человек имеет свои права и обязанности, но несовершеннолетние в силу возраста имеют право на воспитание и заботу, как со стороны родителей, так и со стороны уполномоченных лиц. Для детей очень важно жить и воспитываться в семье, так как результаты внутреннего и физиологического развития закладываются прямо там, а также формируется психика ребенка. Ребенок не сможет жить в обществе и стать его достойным, полноценным членом без надлежащего содержания и воспитания, предоставляемого родителями, опекунами, попечителями или государственными органами.
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации является защита прав семьи и несовершеннолетних. Конституция Российской Федерации содержит положения, согласно которым забота о детях, их воспитание является равным правом и обязанностью родителей [1]. К сожалению, не все родители и лица, на которые возложена обязанность осуществлять надзор за несовершеннолетними, должным образом выполняют свои родительские обязанности по воспитанию детей, не проявляют достаточной заботы о них, что негативно сказывается на развитии ребенка. В частности, такая проблема формируется в современном российском обществе. Уголовно- правовым гарантом исполнения указанных конституционных обязанностей является статья 156 УК РФ, устанавливающая ответственность за «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» [2].
Следует отметить, что одним из оснований криминализации рассматриваемого деяния является его общественная опасность, которая заключается в том, что невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в сочетании с жестоким обращением с ними может привести к ухудшению их здоровья, нарушению нормального психического развития и замедлению формирования личности [5, с. 40].
Согласно действующему УК РФ обязательными признаками объективной стороны ст. 156 УК РФ являются: невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и жестокое обращение с несовершеннолетним.
Анализ следственно-судебной практики свидетельствует о том, что правоприменители сталкиваются с проблемой толкования и квалификации ст. 156 УК РФ, а также отграничения ее от смежных составов преступлений. Данные проблемы обусловлены тем, что объективная сторона данного деяния состоит из множества действий, связанных с жестоким обращением. Также в статье не раскрывается, что подразумевается под жестоким обращением. Как правило, в большинстве случаев судебноследственные органы под «жестоким обращением» подразумевают вред, причиненный здоровью ребенка, путем нанесения ему телесных повреждений, которые должны быть зафиксированы в акте судебно-медицинской экспертизы.
При этом нет единого понимания данного оценочного признака «жестокое обращение» и в юридической литературе. Так, по мнению А.Р. Акиева к действиям, образующим жестокое обращение, относятся «непредоставление ему питания, запирание одного в помещении на долгое время, систематическое унижение его достоинства, издевательства, нанесение побоев и т.п.» [4, с. 33]. М.А. Иванова считает, что жестокое обращение - это насильственное воздействие, которое может причинить физический вред [6, с. 38]. Но, жестокость может также проявиться в причинении ребенку серьезной психологической травмы. Поэтому, при определении признаков жестокого обращения необходимо руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 №44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав», которое определяет, что «жестокое обращение с детьми может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность» [3].
В правоприменительной практике жестокое обращение чаще всего выражается в форме физического или психического насилия в отношении несовершеннолетнего (систематические избиения, умышленное нанесение легкого вреда здоровью, угрозы убийства или причинения тяжкого вреда здоровью и т.д.), применение к детям недопустимых способов воспитания (грубое, небрежное, унижающее достоинство обращение с детьми, их оскорбление и т.д.).
Кроме того, анализ судебной практики свидетельствует о том, что для жестокого обращения необходимо установить определенную систему, линию поведения виновного, хотя в диспозиции ст. 156 УК РФ такого признака не содержится. Зачастую отдельные случаи физического насилия со стороны родителей, учителей и других лиц, которые несут ответственность за воспитание несовершеннолетних, в отношении детей не признаются преступлением по ст. 156 УК РФ. По этой причине суды указывают на необходимость установить два, три или более фактов причинения именно телесных повреждений, а также даты их причинения. Представляется, что для устранения описанного противоречия в законодательном описании состава преступления и практики его применения, которое часто вызывает затруднения при выявлении и закреплении доказательной базы совершенного преступления, законодатель должен добавить в диспозицию ст. 156 УК РФ такой признак, как систематичность. Вместе с тем, это не означает, что единичные установленные факты побоев, причинения вреда здоровью, иные факты ненадлежащего воспитания несовершеннолетнего, причиняющие ему психические и физические страдания, могут оставаться безнаказанными. Они должны получать самостоятельную уголовноправовую оценку.
Третья группа проблем связана с отграничением ст. 156 УК РФ от ряда смежных составов насильственных преступлений против несовершеннолетних (например, статьи 115, 116, 117, 119, 126, 127 УК РФ и др.).
По данному вопросу судебная практика очень противоречива. Одни суды, случаи неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего сопряженного с использованием насилия квалифицируют ст. 156 УК РФ по совокупности с соответствующими статьями Особенной части УК РФ, предусматривающими уголовную ответственность за применение физического или психического насилия в отношении несовершеннолетнего. Другие же суды, напротив, при квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего с применением насилия исключают из обвинения квалификацию по статьям Особенной части УК РФ, которые предусматривают уголовную ответственность за применение физического или психического насилия в отношении несовершеннолетних.
В юридической литературе также нет ясности по этому вопросу. По мнению одних ученых-юристов, «нанесение побоев или истязание несовершеннолетнего охватывается признаком «жестокое обращение» и дополнительной квалификации по ст. 116 УК РФ и ч. 1 ст. 117 УК РФ не требуют», по мнению же других [5, с. 39] «преступление следует квалифицировать по совокупности ст. 156 УК РФ и, соответственно, ст. 110, 111, 112 или 117 УК РФ» [7, с. 107]. По нашему мнению, исходя из санкций анализируемых статей, побои, также угрозы, ответственность за которые предусматривает ст. 119 УК РФ, охватывается составом ст. 156 УК РФ. Если же жестокое обращение с несовершеннолетним выразилось в причинении ему вреда здоровью средней тяжести, тяжкого вреда здоровью, его истязании, требуется квалификация по совокупности преступлений.
Таким образом, наличие проблем в конструкции состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, вместе с выявленными проблемами его квалификации и разнородной судебной практики не могут служить основанием для законных и справедливых приговоров за совершение данного преступления. Мы считаем, что для эффективной и всесторонней защиты интересов несовершеннолетних необходимо устранить выявленные проблемы, прежде всего правовыми средствами, а именно путем совершенствования действующего уголовного законодательства.
причинение легкого вреда здоровью, а
Список литературы Отдельные проблемы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ ((ред. от 07.04.2020)) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 №44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2018. - № 1.
- Акиев А.Р., Фисенко Д.Ю. Проблемы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и направления совершенствования нормы, предусмотренной ст. 156 УК РФ // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2019. - №4 (37).
- Галиева Р.И. Актуальные проблемы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // В сб.: Концепции современного образования: вопросы теории и практики Сборник научных трудов. Казань, 2020.
- Иванова М.А., Гришина Е.П. Уголовно-правовая характеристика неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Столица Науки. - 2019. - № 7 (12).
- Кирпичникова С.Д. Проблемы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // В сб.: Наука и новация: современные проблемы теории и практики права сборник материалов международной научно-практической конференции в рамках IV Международного Фестиваля науки. 2019.