Отношение к образу ЛГБТ-сообщества у представителей различных социально-демографических групп в России

Автор: Осин Роман Викторович

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Психология

Статья в выпуске: 11, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты эмпирического исследования, нацеленного на выявление и анализ отношения представителей различных российских социально-демографических групп к образу ЛГБТ-сообщества. В исследовании приняли участие 84 человека, проживающих на территории Российской Федерации, с различным уровнем образования, в возрасте от 17 до 41 года. Выявлено, что в целом отношение к образу ЛГБТ-сообщества у опрошенных представителей различных социально-демографических групп России не связано с их полом, возрастом, а также агрессивностью, толерантностью и проективным механизмом психологической защиты. Объяснены некоторые тенденции в отношении членов трех выделенных возрастных групп (подростковость и юность, ранняя зрелость, средняя зрелость) к ЛГБТ с учетом выраженного у них механизма психологической защиты. В целом отмечено, что отношение к ЛГБТ-сообществу у различных социально-демографических групп носит скорее позитивно-нейтральный характер.

Еще

Лгбт, образ лгбт-сообщества, отношение к лгбт, сексуальная идентичность, секс, сексуальная ориентация, стереотип, социально-демографическая группа, механизм психологической защиты

Короткий адрес: https://sciup.org/149134483

IDR: 149134483   |   DOI: 10.24158/spp.2019.11.17

Текст научной статьи Отношение к образу ЛГБТ-сообщества у представителей различных социально-демографических групп в России

В современном мире к числу резонансных тем относятся вопросы об ЛГБТ-сообществе (сообществе «лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров»), как в странах, которые уже сняли многие ограничения прав (например, Германия, Франция, США, Швеция), так и в тех, кто больше придерживается «традиционного» пути развития (например, Китай, Польша, Иран, Афганистан). Россия в спорах, связанных с вопросами ЛГБТ, чаще встает на сторону культурных традиций [1, с. 172]. В стране на протяжении длительного времени при поддержке власти существовали так называемые патриархальная культура и патриархальная система ценностей, характеризующиеся определенной инертностью населения в отношении вопросов реализации прав граждан. Кроме того, в СССР существовало уголовное преследование за гомосексуальные отношения [2].

В настоящее время в России действуют законы против пропаганды гомосексуализма, которые в СМИ называют «гомофобными». Они представляют собой серию законов, принятых изначально на региональном, а затем на федеральном уровне для предотвращения «пропаганды» не-гетеросексуальности и/или гендерной вариативности среди несовершеннолетних [3]. Стоит отметить, что, по мнению европейских ученых, отрицательное отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией является психическим заболеванием. Так, итальянские ученые из Университета Л’Акуилы в ходе проведенного исследования пришли к выводу, что люди, придерживающиеся гомофобных взглядов, склонны к психопатии и неадекватному поведению в стрессовых ситуациях. По мнению исследователей, это говорит о том, что гомофобия является психическим заболеванием. В частности, студенты-гомофобы не очень идут на близкий контакт с другими.

Кроме того, они обладают незрелыми защитными механизмами: сталкиваясь со стрессом, предпочитают уходить от реальности или накапливать в себе агрессию. Таким образом, мнение западной науки полностью поменялось. Если раньше гомосексуальность рассматривалась медиками в качестве психического отклонения, то теперь таковым считается отрицательное отношение к ней [4].

В ходе исследования ненормативной сексуальности в современной России финский ученый Дж.К. Уивер установил, что в стране гетеросексуальная жизнь считается законной и легитимной, а так называемая ненормативная сексуальность, хотя и разрешена, но не защищена, в отношении нее происходит насилие [5].

Значительную роль в сложившейся ситуации играют средства массовой информации. Именно массмедиа занимают центральную позицию в мире, обеспечивая взаимодействие в обществе и выступая в качестве главного связующего звена между внешней средой и человеком. Основной поток сведений извне мы получаем благодаря интернету, телевидению, радио и прессе, которые не только сообщают о том, что происходит вокруг, но и транслируют определенные общественные нормы и модели, которые служат образцом при формировании ценностей и отношений. Массмедийная сфера является одной из главных составляющих при формировании образа. По данным Е.С. Пронкиной, структура дискурса об ЛГБТ в российских медиа включает в себя как стигматизирующие элементы, такие как концепты порока и девиантного поведения, так и виктимизирующие элементы, связанные с переносом дискурса об ЛГБТ в смысловое поле дискурса прав и свобод человека. Противоречивая структура дискурса иллюстрирует неясность статуса ЛГБТ, закрепляемого российскими законами, в рамках которых «нетрадиционная ориентация» не криминализируется, однако подвергается официальной стигматизации. В то же время массмедиа транслируют определенные бинарные оппозиции, в которых намечается противостояние российской и зарубежной системы значений, норм и ценностей [6].

Результаты социологических опросов, которые приводятся в СМИ и тем самым направлены на широкую аудиторию, подтверждают усиливающуюся конфликтность общества по отношению к ЛГБТ-сообществу. В 2015 г. «Левада-центр» проводил опрос по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 800 человек, в ходе которого было установлено, что большая часть опрошенных (65 %) испытывают к людям, относящимся к ЛГБТ-сообществу, отрицательные чувства, такие как страх, отвращение (24 %), раздражение (22 %) и настороженность (19 %). 3 % людей относятся к ЛГБТ-сообществу дружественно, что не выходит за рамки статистической ошибки и не может рассматриваться всерьез [7]. Согласно опросу ФОМа, проведенному в марте 2017 г., 47 % молодых россиян (в возрасте 17-34 лет) негативно относятся к ЛГБТ (45 % - без осуждения). По данным ВЦИОМа от февраля 2018 г., 75 % россиян с осуждением относятся к однополым связям [8]. Последние несколько лет мы можем наблюдать, как в массовом сознании с помощью СМИ формируется стереотип, связанный с понятием «ЛГБТ». Несмотря на то что стереотипы существуют и в отношении «своих», именно образ «чужих» является особенно изуродованным.

Исходя из вышесказанного, возникает необходимость изучить отношение к образу ЛГБТ-сообщества у представителей различных социально-демографических групп в России, а также установить связь этого отношения с индивидуально-личностными и психологическими характеристиками обследуемых.

Гипотеза исследования: существует связь между отношением к образу ЛГБТ-сообщества у представителей различных социально-демографических групп с их определенными индивидуально-личностными и психологическими характеристиками.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и материалы: расширяют область знаний, посвященных изучению вопросов об ЛГБТ-сообществе; содержат последние статистические данные об уровне принятия ЛГБТ-сообщества среди российского общества; углубляют информацию о стереотипах об ЛГБТ-сообществе, характерных для российского общества; углубляют и расширяют научное знание об индивидуально-личностных и психологических характеристиках личности, связанных с отношением к образу ЛГБТ-сообщества; раскрывают взаимосвязь индивидуально-личностных и психологических характеристик личности с ее отношением к образу ЛГБТ-сообщества, что способствует развитию теории отношений и психологических концепций толерантности человека.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и материалы могут использоваться учеными и аналитиками, чтобы узнать отношение российского социума к ЛГБТ-сообществу, выявить наиболее острые вопросы, связанные с отношением к ЛГБТ-сообществу, и разработать программы, повышающие уровень толерантности и сексуальной грамотности.

В исследовании затрагивается актуальная в российской и зарубежной психологии проблема отношения к образу представителей ЛГБТ в обществе, а также его связь с индивидуальноличностными и психологическими характеристиками потребителей медиапродукта (образа ЛГБТ- сообщества), решение которой может стать одним из факторов повышения толерантности к нетрадиционной сексуальной ориентации.

В исследовании приняли участие 84 человека с гетеросексуальной ориентацией, из них 64 женщины и 20 мужчин. Возраст респондентов составил от 17 до 41 года. Используя возрастную периодизацию Эриксона [9], можно разделить испытуемых следующим образом: подростко-вость и юность (12-19 лет, 16 чел.); ранняя зрелость (20-25 лет, 52 чел.); средняя зрелость (2664 лет, 16 чел.).

В ходе исследования нами использовались методики, направленные на изучение наиболее важных, на наш взгляд, характеристик личности. При выборе методики «Тест эмоций» (тест А. Басса - А. Дарки в модификации Г.В. Резапкиной) мы ориентировались на идею А.Н. Леонтьева [10], который рассматривал эмоции как регулирующий механизм в структуре деятельности, связанный с порождением важной единицы сознания - личностного смысла.

Кроме того, нас интересовала шкала толерантности. Поскольку мы рассматриваем толерантность через призму устойчивости к культурным различиям и жизненным ситуациям, в этом ключе валиден экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова). Методика «Индекс жизненного стиля» (опросник Р. Плутчика, Х. Келлермана, Х.Р. Конте) была выбрана для выявления определенного реагирования и совладания с незнакомой или непонятной ситуацией, в том числе касающейся проблематики ЛГБТ. Также была использована авторская анкета «Отношение к ЛГБТ-сообществу и трансляция образа ЛГБТ-сообщества в СМИ» (30 вопросов), направленная на выявление мнения респондентов по исследуемой проблематике. Респондентам было предложено оценить высказывания, выражая свое согласие или несогласие, и выбрать один из 4 ответов (абсолютно согласен, скорее согласен, скорее не согласен, абсолютно не согласен) либо вписать свой краткий. В построении ответов была использована порядковая шкала (униполярная шкала Р. Лайкерта), не содержащая в себе нейтрального ответа.

По результатам анкетирования установлено, что в большинстве случаев респонденты считают, что человека нетрадиционной сексуальной ориентации отличают вербальные и невербальные способы общения, внешний вид, поведение в целом («инфантильность»; «манера поведения, голос»; «такие люди чаще всего сами демонстрируют свою ориентацию через одежду или непристойные взгляды и прикосновения к лицам своего же пола»; «одежда, макияж»). Выявлено, что 52,4 % респондентов не относятся негативно к людям, чья гендерная или сексуальная идентичность отличается от традиционной. 33,3 % респондентов скорее не согласны с тем, что для них было бы катастрофично узнать, что их ребенок - гей/лесбиянка, 31 % абсолютно не согласны с этим. 45,2 % респондентов скорее согласны с тем, что они часто замечают, что, когда в российских СМИ заходит разговор о людях с нетрадиционной сексуальной ориентацией, контекст сменяется на негативный и осуждающий, 33,3 % абсолютно согласны с этим. 69 % респондентов абсолютно не согласны с тем, что не могут себе даже представить, чтобы могли есть за одним столом с человеком, чья гендерная или сексуальная идентичность отличается от традиционной. 57,1 % респондентов абсолютно не согласны с тем, что их мнение о публичном человеке изменится, если окажется, что он на самом деле гомосексуален. 64,3 % респондентов абсолютно не согласны с тем, что они очень сильно расстроятся, если узнают, что их любимый актер/музы-кант/художник окажется гомосексуалом. 66,7 % респондентов абсолютно не согласны с тем, что людям, относящим себя к ЛГБТ-сообществу, нет места среди граждан нашей страны.

Данные результаты дают основание полагать что большинство испытуемых не относятся враждебно к ЛГБТ-сообществу, несмотря на то, что в СМИ создается противоречивый образ представителей ЛГБТ. Респонденты допускают таких людей среди своих знакомых, среди людей, занимающих высокие позиции в обществе, и среди медийных лиц. Также респонденты считают, что человек, относящийся к ЛГБТ-сообществу, может отличаться от других людей, так как носит непосредственную атрибутику, отличается достаточно яркой внешностью, манерами, голосом, поведением, мужчина зачастую представляется более ухоженным, а женщина - более неопрятной.

В результате исследования установлено: у мужчин с положительным отношением к ЛГБТ-сообществу выявлены такие механизмы психологической защиты, как «компенсация» (г = 0,832, p < 0,01), т. е. они с помощью позитивной оценки компенсируют свои недостатки, а также «подавление» (г = 0,924, p < 0,01), который связан с пассивностью и умением не замечать проблемы. Мужчины, столкнувшись с ситуацией, которая им не нравится, могут успешно блокировать ее деструктивное влияние на психику. Среди мужчин, нейтрально относящихся к представителям ЛГБТ, можно отметить, что чем более позитивно они относятся к ним, тем более у них выражено чувство вины (г = 0,904, p < 0,01), которое возникает предположительно из-за отрицательного отношения большинства населения к проблематике ЛГБТ. Также мужчинам более положительно удается относиться к ЛГБТ благодаря «регрессии» (г = 0,914, p < 0,01), прибегая к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения. У женщин с положительным отношением к ЛГБТ-сообществу выражено чувство вины (r = 0,519, p ≤ 0,01) по вышеуказанной причине.

В результате исследования не выявлена связь между возрастом, отношением к образу ЛГБТ-сообщества и психологическими характеристиками испытуемых. Однако установлено, что у респондентов в возрасте 17–19 лет при положительном отношении более выражен механизм психологической защиты «отрицание» (r = 0,732, p ≤ 0,01). Таким образом, люди с негативным отношением к ЛГБТ стараются не замечать их, отрицая само существование такого феномена. Также установлено, что респондентам в возрасте 17–19 лет при более положительном отношении к представителям ЛГБТ менее свойственно раздражение (r = 0,669, p ≤ 0,01).

У респондентов в возрасте 20–25 лет при положительном отношении более выражен механизм психологической защиты «интеллектуализация» (r = –0,413, p ≤ 0,01). Таким образом, чем более отрицательно испытуемые относятся к представителям ЛГБТ, тем сильнее они стараются абстрагироваться от чувств и эмоций по отношению к ним.

У респондентов в возрасте 26–41 год при положительном отношении более выражен механизм психологической защиты «регрессия» (r = –0,629, p ≤ 0,01). Таким образом, взрослым людям отрицательное отношение к представителям ЛГБТ удается подавлять, прибегая к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения. Предположительно в силу отсутствия современных и прогрессивных взглядов они вынуждены проявлять детские модели поведения.

В заключение отметим, что отношение к образу ЛГБТ-сообщества в контексте медиавоздействия у представителей различных социально-демографических групп в России не связано с их полом, возрастом и психологическими характеристиками. Также стоит сказать, что отношение респондентов к ЛГБТ-сообществу носит скорее позитивно-нейтральный характер, несмотря на то что в СМИ создается противоречивый образ представителей ЛГБТ.

Ссылки:

Список литературы Отношение к образу ЛГБТ-сообщества у представителей различных социально-демографических групп в России

  • Орлова Ю.С., Осин Р.В. Образ LGBT-сообщества в массовом сознании [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы V Международной научно-практической конференции / отв. ред. В.В. Константинов. Пенза, 2019. С. 172-175. URL: https://dep_op.pnzgu.ru/files/dep_op.pnzgu.ru/aktualnye_problemy_issledovaniya_massovogo_soznaniya.pdf (дата обращения: 23.11.2019)
  • Орлова Ю.С., Осин Р.В. Образ LGBT-сообщества в массовом сознании [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы V Международной научно-практической конференции / отв. ред. В.В. Константинов. Пенза, 2019. С. 172. URL: https://dep_op.pnzgu.ru/files/dep_op.pnzgu.ru/aktualnye_problemy_issledovaniya_massovogo_soznaniya.pdf (дата обращения: 23.11.2019).
  • Степанова О.Ю. Противодействие гомосексуализму в российском государстве досоветского и советского периода // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2016. № 1. С. 27-34
  • Psychoticism, Immature Defense Mechanisms and a Fearful Attachment Style Are Associated With a Higher Homophobic Attitude / G. Ciocca, B. Tuziak, E. Limoncin [et al.] // The Journal of Sexual Medicine. 2015. Vol. 12, iss. 9. P. 1953-1960. DOI: 10.1111/jsm.12975
  • Weaver J.C.B. "Out of Sight, Out of Mind: Keeping Russia Closeted": A Biopolitical Analysis of Non-Normative Sexualities in Russia. Tampere, 2014. 98 p
  • Пронкина Е.С. Особенности ЛГБТ-дискурса в российских медиа, инициированного дискуссиями о регулировании сексуальности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14, № 1. С. 71-86
  • Дергачев В. Почти половина россиян выступила за равные права для геев [Электронный ресурс] // РБК. 2019. 23 мая. URL: https://www.rbc.ru/politics/23/05/2019/5ce530039a7947172f79405d (дата обращения: 05.09.2019)
  • Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 575 с
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. М., 2004. 346 с
Еще
Статья научная